Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Маркетплейсы: регулировать или нет? Экспертное мнение в Резолюции Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»

Позиция государства и позиция пользователей контрактной системы на конкретном региональном примере
Маркетплейсы: регулировать или нет? Экспертное мнение в Резолюции Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»
Теги: #ЗМО #Маркетплейсы

По данным ФАС России, в Правительстве РФ поддержали вывод маркетплейсов из-под моратория на проверки. Одновременно намерение подключиться к регулированию их работы изъявило Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Минпромторг предложил внести поправки в Гражданский кодекс и закон «О защите прав потребителей», которые позволят подвести под регулирование сервисы закупок малого объема (ЗМО) с оборотами выше определенной планки. В частности, площадки с оборотом выше 200 млрд рублей. На них предлагается запретить собственные продажи товаров, поскольку правительство видит в этом угрозу ограничения конкуренции и злоупотребления рыночной властью.

Маркетплейсы торгуют как продавцы, причем часто товарами под своей собственной маркой. Возникает противоречие: если ту же продукцию реализуют его партнеры, независимые продавцы, то как они могут конкурировать с самим агрегатором? Ведь весь маркетинг, продвижение находятся в руках маркетплейсов, а не предпринимателя.

Также в Минпромторге считают, что нужно ввести общие рамочные правила на внутреннюю регуляторику крупных маркетплейсов: запретить площадкам менять правила в отношении своих партнеров чаще, чем один раз в шесть месяцев. Вполне логичное элементарное правило, которое защищает интересы поставщиков от произвола площадки.

Отдельная история касается региональных площадок ЗМО, которые создают для покрытия своих нужд субъекты РФ. Так же, как и отраслевые коммерческие маркетплейсы, они развиваются в стихийных условиях. Некоторые из них используют цифровую инфраструктуру крупных коммерческих ЭТП, заключая с ними соглашения, либо выстраивают такую инфраструктуру с нуля по собственным правилам. Все стремятся действовать в рамках закона. Однако, практика показывает, что и сам закон нуждается в донастройке. Тут, с одной стороны, важно не переусердствовать с регулированием, чтобы не перекрыть кислород нарастающей предпринимательской активности, а с другой – не допустить разрастания некоторых маркетплейсов до информационных монополий.

Что думают о регулировании ЗМО в профессиональном сообществе? Самый объективный и самый большой срез мнений на эту тему – содержится в Резолюции XVIII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который проходил в апреле. Тема маркетплейсов стала одним из лейтмотивов Деловой программы. Форум традиционно рассматривается правительством и законодательным блоком – как ежегодная возможность получить отклик крупнейшего сообщества экспертов закупок на острые вопросы.

Предложения участников открытого заседания Экспертного совета Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам»:

  • Проработать вопрос внесения изменений в закон о контрактной системе, предусматривающих право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения по пунктам 4 и 5 части 1 (за исключением части 12) статьи 93 закона в части регламентации осуществления заказчиками соответствующего субъекта Российской Федерации закупок “малого объема” с использованием порталов закупок малого объема (электронных магазинов).

В качестве образцового примера такого рамочного регулирования ЗМО был представлен практический опыт Республики Башкортостан. Примечательно, что маркетплейс удалось выстроить без существенных бюджетных затрат. Просто за счет грамотно сформулированных требований к системе с четким пониманием ее функционала и задач.  

Создание маркетплейса началось в 2020 году. Изначально весь бюджет закупок малого объема в республике составлял 16,5 миллиардов рублей. Все контракты (более 300 тыс единиц) проводились исключительно на бумаге. На помощь призвали цифровизацию.

Гульнара Сахабутдинова, первый заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике:

– Опыт 70 субъектов, который мы изучили, показал, что программного продукта, полностью удовлетворяющего нашим запросам, нет. При этом наши требования сводились к тому, чтобы наши заказчики закупали качественные товары по разумной цене. Также стояла задача обеспечить консолидацию закупок по субъекту. Все усложнялось тем, что у нас не было финансовых источников для реализации проекта. Партнером выступил частный разработчик – агрегатор торгов малого объема.

По словам эксперта, изначальная стратегическая задача системы состояла в том, чтобы поддержать субъекты малого предпринимательства. Маркетплейс создавался не ради заказчиков, а ради МСП и оживления деловой активности в регионе.

Заказчик маркетплейса установил в ТЗ рамочные требования к системе. 1) Единые правила для всех участников. 2) Все закупки должны осуществляться в одном месте. 3) Простота заключения контракта. 4) Доступ в систему должен осуществляться с любого устройства, будь то планшет, ноутбук, смартфон. 5) Экстерриторияльный принцип: возможность проводить закупку из любой точки России.

По итогам трех лет работы системы 99% республиканских и муниципальных заказчиков осуществляют закупки в агрегаторе торгов малого объема. В общей сложности, это порядка 4 тыс заказчиков, 11 тыс поставщиков (из них 8 тыс поставщиков приходится на местный бизнес). По итогам проведения 8 тыс закупочных процедур экономия составила 715 миллионов рублей. Система позволила оцифровать 60% контрактов республики Башкортостан (в деньгах, это 10 млрд рублей из общего объема 16,5 млрд рублей за 2022 год).

– Важный нюанс. Мы полностью консолидировали закупки малого объема для 63 муниципальных образований республики. Это при том, что у нас самая большая удаленность муниципалитетов составляет порядка 500 километров от города Уфы.

Для привлечения поставщиков совместно с разработчиками был разработаны учебные интерфейсы, учебный онлайн тренажер. Проведено анкетирование, которое позволило выявить проблемы поставщиков. Подготовлена предельно лаконичная и доступная пошаговая инструкция для работы в системе. Также появились поставщики-наставники, которые начали вместе с региональным уполномоченным органом закупок проводить обучающие семинары для поставщиков из сегмента субъектов МСП, чтобы популяризировать маркетплейс.

Важная особенность: в системе были созданы специальные рабочие места для главного распорядителя бюджетных средств и сотрудников администраций муниципальных образований с целью проведения оперативного и ведомственного контроля, который предусмотрен 44-ФЗ. Этот инструмент пользуется спросом у главных распорядителей бюджетных средств, поскольку позволяет им получить детальный расклад по закупкам, потребностям и ценообразованию. Доступ к системе и к ее большим данным обеспечен государственным службам, осуществляющим контроль и аудит. Есть возможность мониторинга риск-ориентированных направлений.

Особым техническим вопросом для всех региональных сервисов ЗМО является возможность их интеграции со смежными информационными системами для обмена информацией. Это не только Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС); есть также региональная система Республики Башкортостан ГИС РИС. Отдельная информационная система финансового блока ГИС Финансы, 1С Бухгалтерия и Контур Фокус. Работа над интеграцией сервиса ЗМО с этими системами продолжается.

Нужна ли стандартизация маркетплейсов?

Стремительное развитие региональных и коммерческих площадок ЗМО по всей стране вызывает вполне логичное пожелание начинать бороться за конкуренцию и прозрачность в таких закупках еще на стадии конструирования самого сервиса.

В 44-ФЗ ЗМО регулируется 12 частью 93 статьи (закупки до 5 млн рублей с использованием функционала операторов электронной площадки). А так же законом предусмотрена возможность закупки до 600 тыс рублей. В ряде регионов для данного способа закупок установили внутренние требования: что они проводятся с использованием региональных электронных магазинов. Однако, такие модели ЗМО используются далеко не всеми субъектами РФ. Императивного механизма и детализированных требований к моделям таких сервисов не существует.

На пути стандартизации электронных маркетплейсов существуют и чисто технические препятствия, в частности – связанные с их регистрацией и интеграцией в ЕИС. Далеко не все региональные электронные магазины могут подключиться к ГИС ЕИС, поскольку существуют технологические требования (в т.ч. по безопасности и защите данных), для соответствия которым требуются существенные финансовые затраты. Не все регионы готовы их нести.

Дискуссионный вопрос: нужна ли стандартизация технических заданий на создание сервисов ЗМО, чтобы еще на этапе проектирования системы гарантировать ее открытость? На самом деле – эти базовые требования (о едином экономическом пространстве и свободном перемещении товаров, работ и финансов) прописаны даже в Конституции РФ. Вопрос: как их применить на практике в связи с цифровизацией рынков? Возможно часть практических ответов на поставленные вопросы появится после принятия так называемого «Пятого антимонопольного пакета» во втором чтении.

Автор: Виктория Сухорукова

20 июня 2023, 11:21
518
Теги: #ЗМО #Маркетплейсы
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.