Минпромторг сможет напрямую в приказном порядке определять перечень работ Фонда развития промышленности (ФРП). Этот шаг сигнализирует об усилении финансовой вертикали власти в реальной экономике. Какие перспективы и возможности за этим просвечивают?
Благодаря последовательной работе Минпроторга за несколько лет ФРП превратился, по сути, в квази-банковскую структуру, которая может кредитовать индустриальный сектор по критически важным позициям развития под 3%. На фоне тяжелых условий, которые выдвигает производственному бизнесу коммерческая банковская система – это весьма прогрессивно. Также Фондом предусмотрены очень важные субсидии на НИОКРЫ и опытное производство, венчурные инвестиции, которые банковская система обходит стороной.
Сегодня по своему функционалу ФРП – это полноценное государственное кредитное агентство. При этом его функционал и финансовые возможности существенно расширились. Общий объем денежных средств ФРП составляет порядка 200 млрд рублей. Этого, конечно, недостаточно для реиндустриализации страны, но фонд начинал всего с 20 миллиардов, и не представлял системной значимости для экономики. Сегодня – это основной рычаг развития. В Торгово-промышленной палате РФ предлагают клонировать структурные филиалы фонда не только по географическому принципу. Подразделения ФРП должны быть созданы для каждой отдельно взятой отрасли.
ФРП играет роль тарана в российском импортозамещении, в обновлении средств производства, лизинге, промышленной реновации предприятий. На одном из последних заседаний Фонда было принято решение об увеличении объемов финансирования. Лизинг оборудования является одним из приоритетных направлений.
В целом, сосредоточение новых кредитно-административных рычагов и плановых механизмов производственной кооперации в руках государства — говорит о появлении в России суверенной промышленной политики. К сожалению, до начала СВО вся конъюнктура экономики наличия такой политики не предусматривала. Избыточная сырьевая рента не работала на развитие производства, а вкладывалась в иностранные активы. Бюджетные вливания в производственный сектор РФ носят спорадический, а не системный характер.
Председатель Совета Торгово-промышленной палаты России по финансово-промышленной и инвестиционной политике РФ Владимир Гамза предлагает обратить внимание на прогрессивный экономический опыт Узбекистана. Там создано Национальное агентство проектного управления, которому переданы все функции по реализации национальных проектов. По сути – это параллельное «правительство развития» со своими финансовыми рычагами и особыми полномочиями. Возможно, Российской Федерации стоит использовать аналогичные методы построения мобилизационной экономики.
– Хаотичные решения правительства по затыканию дыр, конечно, не приводят к достижению стратегических целей, – говорит Владимир Гамза.
Три уровня импортозависимости
С верхним (бытовым) уровнем импортозамещения проблем, по сути, не существует, он достаточно легко перекрывается параллельным импортом и диверсификацией логистических цепочек. На место легальных потребительских товаров приходит продукция из Юго-Восточной Азии, Индии, Турции и т.п.
На среднем уровне машинотехнических товаров – которые импортируются для промышленности и населения, ситуация сложнее, но при достаточном качестве управления она выглядит решаемой – можно найти варианты замены и частичного восполнения недостающих позиций собственным производством. Основной головной болью здесь является малосерийность импортозамещающего производства, требуется выход на нужный объем поставок.
Третий уровень импортозависимости – самый проблемный. Это сфера производства и промышленных технологий. Картина маслом – отечественное станкостроение, где зависимость от импорта выглядит неприемлемой. В фармацевтике – эта зависимость также выше 50%. Машиностроение, легкая промышленность, нефтехимия, стройка – также находятся в красной зоне. Они могут попросту остановиться, если не будут налажены альтернативные поставки исходных материалов, переформатированы сами средства производства. Заменить технологии и оборудование гораздо сложнее, чем конкретные бытовые товары, запчасти или их отдельные узлы компоненты. Это требует включения особых организационных центров управления, приложения недюжинных усилий со стороны государства.
Избыточную валютную ренту, которая сегодня в достаточно больших объемах поступает в Россию, необходимо как можно быстрее использовать на импорт передовых технологий, станков, комплектного оборудования. Валютная выручка России должна быть материализована – направлена на создания современной машиностроительной базы. В российском промсекторе остро не хватает специалистов, оборудования, станков, инструментов, измерительной техники.
Это грубый и условный пример: однако, вместо виртуального стабфонда с «Бюджетным правилом» напрашивается создание государственного лизингового резерва промышленного оборудования. Как один из вариантов бессмысленного и беспощадного накопления денег, и страховка от их расхищения уважаемыми международными партнерами.
– За счет вложения в иностранные депозиты и ценные бумаги – РФ получает трехкопеечный доход, – поясняет председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике. – Уверен, что даже бесплатный лизинг закупленного на валютную выручку промышленного оборудования принес бы государству в разы больше. Даже на одних только налоговых сборах.
Стратегическая обязанность рыночного государства – формирование развитых рынков в собственной стране. Это значит – создание предприятий, которые будут создавать большую добавленную стоимость и большую налогооблагаемую базу. Лучшим примеров в данном случае является опыт США, которые сначала запускали национальные целевые программы полного производственного цикла *от сырья до сбыта конечной продукции, выделяли деньги (зачастую по нулевой ставке) под запуск современных производств.
Повторить такой же маневр в РФ, к сожалению, невозможно. Поскольку в России нет системного законодательства по проектному финансированию, — есть только его элементы в виде подзаконных актов. Это значит что получить деньги российская промышленность может только на залоговых принципах. Нельзя их взять под будущие результаты хозяйственной деятельности. Характерно, что во всех развитых рыночных экономиках, как правило, существует отдельный закон по проектному финансированию.
Итак, самой главной проблемой российской промышленности сегодня является не импортозависимость, а ущербная и неадекватная кредитно-финансовая политика.
В качестве наилучшей иллюстрации процитируем генерального директора АО «Петербургский тракторный завод», Сергея Серебрякова. В интервью Коммерсанту руководитель одного из крупнейших машиностроительных предприятий аргументировано разложил дефекты финансовой системы страны. По его словам, сложности вызывает не только ставка ЦБ.
- – Ну вот представьте себе, Петербургский тракторный завод производит продукцию, которая состоит из всех отечественных компонентов, и есть некая межотраслевая цепочка. Вы взяли экскаватор, вырыли руду, из руды сделали заготовку, из заготовки сделали прокат, из проката сделали раму, потом коробку, мосты, двигатель, коленвал и так далее, и так межотраслевая цепочка до выпуска конечного продукта. Каждый цикл производства изделия занимает время и имеет стоимость. И вот у вас все это дело функционирует при нынешней высокой ключевой ставке, в результате стоимость вашего оборотного капитала достаточно высока. А другие люди взяли, привезли из-за рубежа компоненты и собрали машину. И с технологической точки зрения цепочки могут быть одинаковые, но из-за другой стоимости капитала себестоимость получается разная. Выходит, что в России у вас только как бы голова технологического процесса, а все тело и хвост находятся в другой макроэкономической среде. Поэтому мне кажется, надо прекратить в стране спор по ключевой ставке и начать новую дискуссию. Может, мы начнем некий разговор о том, как нашей кредитно-финансовой системе, которая создана с помощью политики ЦБ, стать эффективнее, чем кредитно-финансовая система тех стран, из которых завозятся отдельные компоненты, продукты, товары и тому подобное? Давайте сравним. Или можно по-другому к этому подойти. У нас есть прекрасный Фонд развития промышленности, замечательные руководители, я искренне хочу их поблагодарить за работу и труд. Но объем ресурсов, который он выдает, он же смешной! На одну программу там 2 млрд руб.— что за это можно построить? Цех, завод, новый продукт создать? Нет, это крайне мало. Инструмент есть, прекрасно работает, но объем ресурсов, которые выделяются, он же, мягко говоря, ни о чем, нужно его кратно увеличивать.
Автор: Андрей Троянский