Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Куда заведет цифровизация без технических стандартов?

Российские регионы выбирают экосистемы электронного управления
Куда заведет цифровизация без технических стандартов?
Теги: #IT #Бесконечная цифровизация #Стандартизация

Переход государственных институтов и корпораций к цифровому учету и анализу данных, а затем и к управлению производственными процессами на новых принципах в России осуществляется с трудом.

Сложилась привычка к использованию иностранного программного обеспечения, подкрепляемая активной экспансией и агрессивным лоббированием его вендоров на внутреннем рынке. Банковские структуры и некоторые корпорации откровенно сопротивляются требованиям правительства об обязательной доле отечественного ПО, даже когда речь идет об объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ). Но и без конкуренции с зарубежными поставщиками у национальных цифровых планов хватает препятствий.

К сентябрю текущего года все регионы, по поручению Правительства РФ, утвердили стратегии цифровой трансформации, в них есть критерии эффективности. А вот насколько эти критерии привязаны к реальным условиям работы – большой вопрос. Всего в региональных стратегиях числится более 4,6 тыс. проектов (гордо сообщают в правительстве), связанных со здравоохранением, образованием, госуправлением, общественным транспортом, промышленностью, ЖКХ, сельским хозяйством и т.д. ). Кроме того, весной правительством утверждена методика расчета показателей «цифровой зрелости» регионов с индексами индекс цифровизации ключевых отраслей (по 10 основным отраслям).

«Цифра без головы»

Все это правильно и нужно. Но у российской цифровизации до сих пор нет «головы» – то есть внятных типовых технических заданий и технических описаний цифровых продуктов, внятных критериев их качества. В этой ситуации каждый ФОИВ действует по-своему.

Без отчетливых требований к техническим описаниям продукта невозможно рассчитать референтную стоимость работ по их созданию, внедрению и эксплуатации. В других отраслях российской экономики применяются методики расчета начальной максимальной цены (НМЦК). К ним имеется масса вопросов и претензий. Но, по крайней мере, они выполняют свою функцию нормирования и обоснования затрат. В сфере информационных технологий ничего похожего не предвидится.

Сейчас на рынке импортозамещаемых программных решений представлено «оливье» из самых разных по масштабу и функционалу продуктов –  от утилитарно-прикладных до системно-отраслевых. Оценить их преимущества и недостатки можно только методом дорогостоящих проб и ошибок. При этом, выбрав один путь, государственный заказчик попадает в тотальную зависимость от сервиса и компетентности поставщиков выбранного ПО. А еще от массы случайных обстоятельств, технического характера, связанных с совместимостью оборудования и программ.

Далеко не все продукты, включаемые сегодня в Реестр отечественного ПО, отвечают требованиям безопасности и даже требованиям импортозамещенного софта. Практика внедрения в регионах показала, что продукт, гордо именуемый отечественным, зачастую содержит в себе хорошо причесанный open-sourсe. То есть российские компании продают государству бесплатное международное ПО, слегка стилизованное под наши реалии. Особо уязвимой темой остается техническая поддержка со стороны разработчиков. Не все готовы 24 часа в сутки заниматься доведением систем до ума и устранением неполадок.

Подборкой внедряемых «российских» программ и оборудования кто-то должен заниматься централизовано. У отдельно взятого государственного заказчика таких компетенций может не быть чисто физически. Налицо явный дефицит государственного управления и государственного планирования.

Типовые сценарии – выход для госорганов

Здравый смысл подсказывает, что под каждый орган власти в каждой отдельно взятой отрасли требуется типовой (шаблонный) стек цифровых решений исполненных в железе и софте одновременно – то есть подборка из готовых экосистем для образования, медицины, промышленности, транспорта, органов местного самоуправления и т.д.

Поскольку этой работой заниматься некому, а задачи по импортозамещению и цифровой трансформации выполнять как-то надо,  в регионах начали появляться локальные центры информационных технологий (ЦИТ). Эти структуры берут на себя функции верификации предлагаемого ПО и вопросы его совмещения с разными типами оборудования.

Работа ЦИТов сопряжена с огромными техническими сложностями. Доходит до переписывания программных решений под нужды государственного заказчика. Под некоторые программные решения, например, приходится заново собирать окружение операционных систем. Структуры ЦИТ также осуществляют централизованный контроль за качеством ПО, выложенного в реестр, и в меру доступных компетенций пытаются решать вопросы его совместимости с продукцией отечественных производителей микроэлектроники (например, с компьютером Baikal). Последний вопрос является настоящей трагедией внутреннего рынка. Российские разработчики прикладного ПО, операционных систем и производители микроэлектроники продолжают жить в параллельных реальностях. У них нет общих технических целей и общих бизнес-проектов.

При таких исходных условиях крупнейшие претенденты на внутренний рынок цифровых услуг начали создавать свои универсальные программные продукты под разные отрасли государственного управления.  К этим экосистемам подключаются не только промышленные предприятия, но и целые регионы вместе со своими сервисами социального государства. Есть удачные примеры, когда экосистемное  ПО  создается под конкретную, понятную государственную задачу.

Универсальные программные продукты

Характерный пример – это экосистема для госорганов с типовым рабочим местом госслужащего от российской компании РЕДСОФТ. Напомним, Минцифры рекомендовал субъектам РФ заняться созданием типовых рабочих мест на базе отечественного ПО. По сути, речь идет о внедрении российской операционной системы, аналогичной и не уступающей по качеству Microsoft.

РЕДСОФТ предоставил под эту задачу широкую постоянно обновляемую продуктовую линейку, представленную в Едином реестре российских программ для ЭВМ и БД Минцифры России (от технологий облачного хранения и анализа данных – до виртуализации и безопасности производственных процессов). Фундаментом предлагаемой экосистемы является операционная система РЕД ОС. Ее внедрением компания занимается с 2014 года. Операционка числится в Реестре отечественного ПО и сертифицирована ФСТЭК России. Особое внимание уделяется совместимости РЕД ОС с любым специализированным ПО. У заказчика остается возможность использования любого иностранного продукта. При этом ему предлагается портфель пакетных решений для последовательного импортозамещения программ. Особое внимание уделяется кибербезопасности на основе российских решений. В комплекте с рабочим местом предлагается система управления конфигурациями (РЕД АДМ), которая позволяет централизовано управлять рабочими местами.

Отказ от инфраструктуры Microsoft в России будет носить затяжной характер. Поэтому российский разработчик предусмотрел гибкую возможность совмещенного использования и управления инфраструктур РЕД ОС и Microsoft.

Есть результаты внедрения системы в нескольких субъектах  РФ. Уже более 3000 рабочих мест создано на РЕД ОС в Ямало-Ненецком автономном округе. Систему используют 8 органов власти и 5 органов местного самоуправления. В городе Лабытнанги внедрена и эксплуатируется инфраструктура виртуальных рабочих столов. В Волгоградской области действует центр компетенций РЕД СОФТ на базе местного областного центра информационных технологий. Центр осуществляет техническую поддержку, есть авторизованный учебный центр и испытательная лаборатория. Всего в регионе системой РЕД ОС оборудованы 800 рабочих мест 30 региональных органов исполнительной власти.

Прежде чем рекомендовать программное обеспечение другим регионам, мы проводим его Лабораторные испытания в полевых условиях, в том числе на совместимость с разными видами оборудования, – поясняет  заместитель генерального директора РЕДСОФТ Рустам Рустамов. – Особенно актуально в связи с требованиями по импортозамещению российской микроэлектроники. – Считаем, что в перспективе двух лет – использование отечественных операционных систем в органах государственного управления вполне реально довести до 50% (сегодня объем импортного ПО в госсекторе составляет более 90%). Большинство заказчиков уже проявляет интерес к российским продуктам и желание перейти к их использованию.

По мнению эксперта, в корпоративном секторе осуществить такой переход будет сложнее. Проблема в том, что западные партнеры не готовы поддерживать интеграцию с российскими операционными системами.

В Курской области на РЕД ОС создано более 1500 рабочих мест в 65 органах власти и местного самоуправления. Лидером внедрения системы является региональный контур МФЦ.

Систему РЕД ОС активно внедряет Министерство труда и занятости Оренбургской области: в рамках цифровой трансформации с переходом на отечественное ПО ведомство на 17% повысило качество оказания госуслуг в электронной форме.

Важно, что приобретая РЕД ОС, государственный заказчик получает не просто рабочий стол, а целую экосистему для решения сквозных задач разной сложности.

Автор: Виктория Сухорукова

18 ноября 2021, 12:26
318
Теги: #IT #Бесконечная цифровизация #Стандартизация

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.