Модератором мероприятия выступил руководитель Академии Контрактных Отношений (АКО) и главный редактор сетевого издания «Цифровые Закупки» Павел Лисин.
Федеральный закон о противодействии коррупции (273-ФЗ) претерпел достаточно серьезные изменения с момента создания. В него было внесено порядка 30 серьезных правок с 2008 года. Помимо самого закона, эту сферу регулирует еще ряд документов: начиная с Кодексов, заканчивая позицией Прокуратуры, судов, результатами общественного контроля. Каждая организация обязана принимать меры по противодействию коррупции, и, в том числе, создавать у себя соответствующие подразделения или определять уполномоченных лиц, которые будут заниматься данными вопросами.
В числе факторов, благоприятствующих коррупции, которые фиксирует Академия Контрактных Отношений, одним из существенных является информационная среда, восхваляющая нонконформизм по отношению к системе и сложившейся правовой системе. Обычно этот момент пропускают в антикоррупционной политике. Однако он имеет значение. Вокруг коррупционера сложился ложный образ конъюнктурного супергероя, который владеет исключительными навыками обогащения. Кроме того, существует стереотип о, якобы, неизбежности коррупции, и даже ее естественности для определенного хозяйственного уклада. Дескать, в некоторых случаях коррупция – это неотъемлемая часть экономической традиции.
– На наш взгляд – такая информационная повестка недопустима, – заявил Павел Лисин. – В рамках общественной работы АКО проводит просветительские мероприятия, не только для профессионалов отрасли, а в том числе для журналистов, настаивая на продвижении в СМИ честной гражданской позиции в противовес коррупции.
Особого подхода и вооруженности знаниями требует противодействие коррупции в сфере закупок. Статья первая 44-ФЗ сходу вводит требования о том, что закон регулирует отношения, в том числе, направленные на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в закупках, в части, касающейся:
- планирования закупок;
- определения поставщиков;
- заключения контрактов;
- особенностей их исполнения…
Кстати, в августе 2020 года генпрокурор Игорь Краснов отдельно приказал своим заместителям, начальникам главных управлений, прокурорам субъектов РФ принять дополнительные меры по координации борьбы с преступностью в сфере закупок. Именно поэтому с конца 2020 года Прокуратура более пристально стала следить за закупками.
Методической основой для антикоррупционной работы является «Национальный план противодействия коррупции до 2024 года», принятый на основании Указа Президента от 16.08.2021 г. № 478.
В рамках этого указа также действуют специальные Методические рекомендации Минтруда (по выявлению и минимализации коррупционных рисков при осуществлении закупок).
Статья 38 (ФЗ-44) с 1 июля 2022 года была скорректирована. Теперь она называется «Должностные лица заказчика, контрактная служба, контрактный управляющий».
В ней сообщается, что руководитель заказчика, руководитель контрактной службы, работники контрактной службы, контрактный управляющий обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с ФЗ-273 (о противодействии коррупции).
Кроме того, с 1 июля скорректирована Статья 39 (44-ФЗ). Здесь, в частности, сообщается, что членами комиссии не могут быть физические лица, «имеющие личную заинтересованность в результатах определения поставщика», член комиссии обязан сам незамедлительно сообщить заказчику, принявшему решение о создании комиссии о возникновении коррупционных обстоятельств. А заказчик, в свою очередь, обязан незамедлительно заменить их другим физлицом.
Важно!
– На недавней конференции ФАС России в Сочи обсуждался еще один существенный кадровый вопрос. Если у вас есть сотрудники, обладающие электронной подписью и занимающиеся вопросами участия в закупочных процедурах, попадающие под условия мобилизации, – то их полномочия требуется срочно передать другим лицам, – сообщил Павел Лисин. – Иначе под угрозой срыва может оказаться вся экономическая деятельность. Лицу, подлежащему мобилизации, ни в коем случае нельзя оставлять свою электронную подпись на рабочем месте, чтобы ею пользовались другие сотрудники. В потенциале это чревато серьезными проблемами.
Руководство к действию
16 июля текущего года была опубликована Памятка Минфина России об уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица. В этом документе сформулированы конкретные правила поведения в случае, если вас склоняют к коррупции.
По словам замминистра финансов России Алексея Лаврова, одной из ментальных причин коррупции является низкая мотивированность сотрудников государственной контрактной службы и высокая текучесть кадров.
– Люди должны держаться за свое рабочее место, чтобы избегать неправомерных действий. Кнут также необходим и не только в виде декларации доходов, но и аналогичной декларации о расходах. По крайней мере, контролирующие органы должны иметь доступ к такого рода информации.
По словам Алексея Лаврова, в сфере закупок одним из наиболее распространенных способов коррупционного обогащения является откат. Грубо говоря, это завышение цены по сравнению с рынком. Если цена рыночная, т.е. за конкретную закупку борется несколько потенциальных поставщиков, то – наценка снижается примерно до минимальной рыночной рентабельности.
Поэтому самым доступным экономическим способом борьбы с коррупцией является доступность закупок для всех потенциальных участников, максимально высокий уровень конкуренции, прозрачность закупочных процедур, понятность и непреложность действующих правил. Точное определение начальных цен.
– Если цена определена рыночными способами, и она такая, какая есть на рынке, то даже при условии, что на закупку пришел один потенциальный исполнитель, то откат из него уже никак не выжать.
Следуя такой логике, нужно стремиться к простым и понятным правилам в закупках, к поддержанию конкурентной среды, к точному определению начальных цен. С обязательной фиксацией электронного следа. Чтобы любое действие было фиксируемым, легко прослеживаемым и проверяемым.
Также фактором, снижающим коррупцию, являются комиссионные решения. И, по возможности, распределение ответственности лиц, принимающих решения в закупках.
В действующей версии 44-ФЗ почти все вышеупомянутое уже реализовано благодаря возросшим техническим возможностям Единой информационной системы закупок (ЕИС).
В Минфине отмечают, что прозрачность системы закупок даже становится ее недостатком, в контексте экономической защиты от недружественных стран. Поэтому требуется перевод некоторых видов закупок, связанных с импортом подсанкционной продукции, в закрытый режим ЕИС. Чувствительная информация, подставляющая под удар вторичных санкций поставщиков и их зарубежных контрагентов, будет иметь ограниченный режим использования.
В рамках комплексной оптимизации законодательства о закупках проделана огромная антикоррупционная работа. Слайд из презентации Министерства финансов:
360-ФЗ доводит до конца электронизацию закупок, и с этой точки зрения является мощнейшим антикоррупционным инструментом.
Цифровизация закупок, безусловно, снижает их коррупционную составляющую, в том числе, благодаря элементарному устранению человеческого фактора.
Об этом рассказала заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе:
– Что дают нам цифровые инструменты: это контроль, прозрачность, исключение человеческого фактора и большие возможности по анализу данных. Только анализируя информацию, мы в состоянии принимать верные управленческие решения.
Характерный пример – введение в контрактную систему практики одностороннего расторжения контрактов (в качестве контрсанкционной меры). Статистика показывает, что этим правом не злоупотребляют участники закупок. Сказывается не только желание заказчика получить товары, работы, услуги, но и возможность серьезного контроля со стороны надзорных органов.
По словам Анны Катамадзе, значительный эффект, снижающий коррупцию, ощущается в результате того, что 44-ФЗ стал законом прямого действия.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет