Минэк сообщил о взрывном росте объема закупок корпоративных заказчиков у бизнеса: на 40% в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Это обнадеживает, особенно с учетом того факта, что отчетность по исполнению обязательных квот на закупки у МСП в рамках 223-ФЗ для некоторых госкомпаний и корпораций, попавших под санкции, временно ушла из поля зрения контролирующих органов.
При этом, само обязательство по исполнению квоты формально никто не отключал. Даже при таких «добровольных» условиях за первые три месяца текущего года объем закупок по 223-ФЗ у малого и среднего бизнеса достиг 1,255 трлн рублей. Сказываются новые вызовы национальной экономики, а также высокие промышленные запросы на импортозамещающую продукцию и российские технологические решения. Бизнес выступает в качестве «пожарной команды», которая помогает переориентироваться на внутренний ресурс. Лидерами по объему закупок стали «ФСК – Россети», «Сахаэнерго», РЖД, АО «РЖДстрой». Статистику можно считать информативной, поскольку ее сбором и анализом занимается Корпорация МСП.
Замминистра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова, напоминает, что комплекс мер поддержки малого бизнеса в закупках был доработан и ужесточен. В частности, с 2022 года увеличена обязательная квота закупок у субъектов МСП – с 20% до 25%, а в рамках особой процедуры «спецторгов», когда участниками закупок являются только субъекты МСП, – с 18% до 20%, обязанность по выполнению данной квоты распространена на всех заказчиков по 223-ФЗ.
Важный нюанс: поднялся не просто объем контрактов крупных заказчиков с МСП – с начала года на целых 52% выросло и само количество заключенных договоров (что в общей сложности составляет более 162 тыс. шт.).
Нормативная проблематика закупок у МСП по 223 Федеральному закону со всеми подводными камнями и разночтениями была детально разобрана экспертами XVIII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗКАЗ», который состоялся два месяца назад. Корпоративные закупки крупного бизнеса у малого стали предметом дискуссии в рамках Делового обеда.
Большая часть выявленных на Форуме проблем уже находится в процессе решения. Но их надо знать в лицо, чтобы понимать суть процессов, протекающих в российской экономике.
Сроки оплаты
В нынешнем виде 223-ФЗ позволяет заказчику по своему усмотрению устанавливать «иные» сроки оплаты в Положении о закупках. Подчеркнем, что речь идет не о сроках приемки, а именно о сроке оплаты поставленных товаров, работ, услуг уже после подписания. Для малого и среднего бизнеса, который работает в корпоративном заказе – это вопрос жизни и смерти. Поскольку у небольших компаний весь производственный цикл, как правило, увязан на прибыль и свободные оборотные средства. Не получив эти средства, элементарно невозможно приступить к следующему этапу работ. Затяжка сроков оплаты или отсутствие жестких рамок по этому вопросу (как в 44-ФЗ) приводит к кассовым разрывам. К удержанию монополистами денег на своих депозитах. По данным Федерального казначейства, сроки такой задержки платежей в сфере действия 223-ФЗ могут достигать 200-250 дней.
– Конечно, это неприемлемо, на наш взгляд, – комментирует заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе. – Это абсолютно точно вредит предприятию, толкает его на необходимость получения кредитов, приводит к издержкам, а значит, к удорожанию стоимости продукции.
Депутат Антон Гетта напомнил, что в последнем созыве Государственной Думы РФ был специально создан комитет, который называется «По защите конкуренции»:
– Являясь заместителем председателя этого комитета, я бы хотел напомнить, что 223 Федеральный закон (и в особенности закупки у МСП) как раз входят в сферу нашего профильного нормативного регулирования.
Нормы обеспечения
Очень важная новация: с 1 апреля 2023 года при проведении закупок у МСП по 223-ФЗ заказчики (в случае, если предусматривается обеспечительная мера в виде независимой гарантии) обязаны принимать только те банковские гарантии, которые включены в реестр независимых гарантий, который ведется в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Как только такая техническая возможность была обеспечена в системе, все процедуры закупок у МСП пошли по данному маршруту. Независимые гарантии на бумаге больше не принимаются. Интересно, что в 44-ФЗ данное требование действует с незапамятных времен (с 2016 года), что позволило полностью искоренить рынок теневых банковских гарантий. Наконец-то добрались и до корпоративных закупок. Это должно улучшить самочувствие малого бизнеса и его защищенность.
Конкуренция и ее ценовые эффекты
О результатах рамочного регулирования «малых закупок» в корпоративном секторе на примерах наглядной статистики рассказал Юрий Зафесов, генеральный директор «РОССЕТИ Центр закупок»:
– После того, как правительство провело централизацию закупок у МСП, определив 8 площадок, это действительно облегчило многим компаниям участие. На нашем примере можем сказать, что у нас объем участников закупочных процедур был примерно 3,5. А в тот период, когда государство ввело преференции МСП в 223-ФЗ и начало уделять внимание регулированию, этот показатель увеличился до 4. Это серьезный прогресс, учитывая специфику закупок корпораций.
При этом, по словам эксперта сегмент корпоративных закупок содержит еще достаточно много сложных процедурных моментов, которые требуют аккуратного решения. К примеру – это вопросы, связанные с переторжкой. Ее проведение не применимо к некоторым способам закупок. Из-за чего корпоративный заказчик теряет возможность получать дополнительные эффекты экономии, исчисляемые сотнями миллионов рублей.
Отчетность и отрицательная ответственность
Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ:
– У нас, большой интерес вызывает вопрос обязательной отчетности по квоте закупок у МСП, и бизнес нам постоянно задает такие вопросы. С 2022 года корпоративные заказчики должны отчитываться по квоте. А ведь не отчиталось очень много компаний! А что с ними произошло? Как их наказали? Где вообще та ответственность, которую мы законодательно прописали? Нельзя выезжать все время на одних и тех же лидерах, которые работают с предпринимателями и действительно дают рынок для МСП. А где то «лобное место», на котором будут отсекать головы тем, кто не хочет вообще работать с малым бизнесом? Ответственность должна быть, иначе это демотивирует всех.
В рамках профессиональной дискуссии Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» обсуждался вопрос о предоставлении особых полномочий ФАС России по контролю за исполнением квоты закупок у МСП в рамках 223-ФЗ. Вероятно, этот нарратив найдет законодательное воплощение.
Навстречу МСП через конструктор типовых положений
Реальным продуктивным примером улучшения делового климата для МСП в сегменте 223-ФЗ обладает Москва. Город системно применяет типовые комплекты закупочной документации. А также опыт централизации закупок подведомственных учреждений по 223-ФЗ через типовое положение о закупках.
Юлия Урожаева, заместитель начальника Главного контрольного управления города Москвы:
– С одной стороны, использование типовых положений позволяет нам иметь достаточный уровень контроля, а с другой – учитывать отраслевые особенности. Если, например, есть необходимость поддерживать МСП, российских производителей, то все эти задачи можно провести через типовое положение. Сейчас мы работаем над проектом, который позволит автоматизировать типовое положение. Построить систему, которая позволит заказчикам (при одобрении) гибко настраивать параметры своего положения. Для каждого заказчика будет своя небольшая система ЕАИС, своя небольшая экосистема закупок, где заранее «преднастроены» логические контроли, увязанные с их типовым положением. Это дает не только улучшенные эффекты контроля: автоматизация положения о закупках уже привела к тому, что сроки оплаты в рамках 223-ФЗ у нас сильно сократились. Ведь во все положения мы ввели срок об оплате 7 дней.
Справка
- Более тысячи из 9 тыс. региональных заказчиков, работающих по закону о закупках госкомпаний (223-ФЗ), не выполнили в 2022 году установленную квоту на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). С прошлого года, напомним, обязательная доля таких закупок повышена с 20% до 25%. Теперь в качестве санкции закупки таких заказчиков подпадут под более жесткие нормы закона о контрактной системе (44-ФЗ). К обязанностям нарушителей квоты добавятся обоснование цены закупки, строго регламентированный выбор способа определения поставщика и создание комиссии по закупкам. Чтобы вернуться к 223-ФЗ, нарушителям надо будет выполнить квоту уже по условиям 44-ФЗ.
- Кроме увеличения квоты с 2022 года резко расширен список крупнейших федеральных и региональных заказчиков, обязанных закупаться у МСП и подпадающих под мониторинг Корпорации МСП и региональных органов власти,— с 1,9 тыс. до 12 тыс.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет