При крупнейшем профессиональном объединении заказчиков страны, Союзе закупщиков, был сформирован новый экспертный орган «Совет госкомпаний, госкорпораций и участников закупок» (СГГУ).
- В установочном заседании нового органа приняли участие представители ГК «Росатом», ПАО «Ростелеком», ПАО «Промсвязьбанк», АО «Россельхозбанк», НИУ ВШЭ, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», ПАО «ОАК», АО «Электронные торговые системы», ООО «Центр развития электронных торгов», АО «ТЭК-Торг», БФТ-Холдинг, Аналитический центр “Интерфакс-PROЗакупки”, ООО СК “Сбербанк Страхование”, АО «Атомкомплект», АО «ОТЛК-ЕРА», АО «Российкие космические системы», АНО ДПО “Академия контрактных отношений” и другие.
Состав участников Союза не является окончательным и будет расширяться по мере развития активной деятельности организации.
По словам гендиректора Союза закупщиков Павла Тихомирова, создание нового экспертного органа обусловлено объективной необходимостью услышать мнение реального бизнеса по поводу развития закупочного законодательства и правоприменительной практики 223-ФЗ.
– У бизнеса также есть закупочные подразделения, обладающие полезным опытом. При этом, одно из упущений, как органов власти, так и ряда заказчиков: они не всегда учитывают мнение бизнеса в закупках. Поэтому мы предложили такой формат – объединение в форме совета, куда входят и представители регулируемых государством компаний и госкорпораций, и представители бизнеса.
- Принят проект положения о СГГУ, председателем совета избран Андрей Цариковский (зав. кафедрой Управления государственными и муниципальными заказами факультета социальных наук НИУ ВШЭ, профессор).
Помимо обмена полезным опытом в закупках у СГГУ будут и другие общие задачи, которые можно условно разделить на теоретические и прикладные.
Одно из фундаментальных направлений научной деятельности Союза закупщиков – это разработка стандарта аудита о достоверности данных об исполнителе (подрядчике, производителе).
– В заявке часто указывается не то, что фактически есть у поставщика. Обратная сторона медали оказывается совсем другой, – рассказывает Павел Тихомиров. – Развитие информационных технологий и автоматизированных сервисов проверки меняет положение: заявки можно проверять. Но не всегда такая информация отображается полностью, особенно в части опыта, портфеля заказов, коррупционной составляющей, зеленой повестки… И поэтому многие крупные заказчики уровня госкорпораций «Росатом», «Ростех» создали свои внутренние системы проверки контрагентов. «Росатом» внедрил так называемые производственные аудиты.
По словам Павла Тихомирова, проблема заключается в непредсказуемости состава участников, которые заявляются на торги. Когда заказчик, опираясь на прямые контакты, сам решает, стоит ли выстраивать дальнейшее сотрудничество – это его собственные риски. Но когда в результате хаотичного процесса подачи заявок происходит «лотерея», – то данные риски возрастают.
– И поэтому ряд крупных заказчиков в целях выполнения требований гражданского законодательства о должной осмотрительности при вступлении в сделку проводят дополнительные проверки контрагента, который к ним подал заявку, – поясняет Павел Тихомиров.
Для такого «производственного аудита» есть разумное обоснование. Заказчики используют эти аудиты в качестве меры по снижению риска получения некачественной продукции или работ. В компаниях это отнесено к функционалу «качество», а не к «закупочной деятельности». Тем не менее, практика производственных аудитов имеет существенное влияние на систему закупок в рамках 223-ФЗ.
Проверка контрагентов – достаточно затратное и трудоемкое занятие. Логика подсказывает, что для минимизации издержек на проверку, информационные базы и методы работы корпоративных заказчиков можно объединить.
В этой связи Союз закупщиков предлагает:
- Выработать единый межотраслевой стандарт таких аудитов.
- Создать доверенную платформу, на которой можно обмениваться результатами аудита (чтобы не проходить весь путь заново, а использовать достоверные данные, которые уже получены кем-то из партнеров).
– Совершенно простая идея, она уже реализована в других развитых экономиках. Примеры есть. Поэтому мы запустили такой проект, сформировав рабочую группу в ноябре прошлого года. Разработан проект межотраслевого стандарта, который сейчас проходит согласование. Следующим шагом после его окончательного утверждения будет разработка платформы, – рассказал Павел Тихомиров.
По словам эксперта, в работе над стандартом использовался продуктивный опыт Росатома.
Чтобы удостовериться в верности выбранного направления Союзом закупщиков при взаимодействии с Торгово-промышленной палатой РФ был проведен опрос о проверках бизнеса со стороны заказчиков. Целевая аудитория: производители, подрядчики и исполнители (сервисные компании). Было получено 549 анкет (достаточно репрезентативный показатель). 74% респондентов подтвердили факт проведения проверок. Из них 72% согласны с тем, что необходимо создавать единое положение об аудите. Поскольку проверяют одно и то же, что приводит к издержкам и трудозатратам с обеих сторон. Согласно данным опроса, инициаторами проверок чаще всего выступают компании с госучастием (65%).
Еще одной потенциальной теоретической темой для проработки в рамках СГГУ является создание единого кодекса закупок.
Это академический проект объединения 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ, а также ряда подзаконных актов в единообразный документ, подразумевающий однозначную трактовку. Идея единого кодекса закупок была презентована профессиональному сообществу в мае на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».
Обоснованием для создания такого документа может быть Концепция повышения эффективности бюджетных расходов на 2019—2024 год, которая утверждена распоряжением правительства РФ. Идея кодификации законодательства о закупках получила поддержку законодательного блока, Комитета Государственной Думы по защите конкуренции.
Важно, что создание кодекса не означает слияния законов или подведения субъектов 223-ФЗ под действие 44-ФЗ. Все контрольные органы и авторы инициативы это прекрасно понимают. Кодекс будет учитывать уникальную структуру 223-ФЗ в том виде, которая существует на данный момент. Однако, есть то, что требует безусловной унификации – это понятийный аппарат законодательства о закупках.
– Проблемой заказчиков в регионах, а иногда и в госкомпаниях, является то, что им приходится содержать два штата сотрудников (по 44-ФЗ и по 223-ФЗ). Поскольку специалисты путаются в терминологии и тонкостях правоприменения. Срабатывает человеческий фактор, – объяснил Павел Тихомиров.
Вторая проблема, которая решается унификацией в рамках единого кодекса – это стандартизация способов закупок. Для дальнейшего развития 223-ФЗ такая стандартизация является камнем преткновения. Против такой стандартизации зачастую выступают профессионалы, в том числе и на заседаниях Союза закупщиков. Однако, по словам Павла Тихомирова, надо двигаться к компромиссу в этом вопросе.
Процедурные вопросы обжалования также поддаются унификации для всех типов заказчиков и поставщиков в рамках единого кодекса закупок. Как и требования национального режима.
Доказательством является тот факт, что в недавно принятом законе об общих требованиях нацрежима к 44-ФЗ и 223-ФЗ в законы вносятся два одинаковых текста. Что противоречит всем азам и канонам юридической техники, согласно которым в законах не должно быть повторяющихся норм.
Также в числе возможных прикладных вопросов, которые могут войти в ближайшую повестку СГГУ:
Ответственность закупочных комиссий в рамках деятельности корпоративных заказчиков, (более четкое разграничение персональной и коллективной ответственности). Цифровизация и единые стандарты обучения для специалистов контрактной службы. Унификация форм контроля и досудебного урегулирования закупочной деятельности. И ряд других актуальных вопросов технического характера.
Автор: Артем Сериков
Комментариев пока нет