Контрактный управляющий, кто он?
В условиях постоянно и динамично меняющегося законодательства о закупках, глобальной цифровизации, необходимости оперативной реализации задач, которые ставит Правительство Российской Федерации перед руководством регионов (национальные проекты, интергация предприятий ОПК в гражданские закупки, импортозамещение), особенно остро встает вопрос уровня профессиональной подготовки специалистов. Им отводится ключевая роль при реализации масштабных проектов. Кто же эти люди? Это специалисты по закупкам, контрактные управляющие, специалисты уполномоченных на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, организаций, осуществляющих закупки на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ).
Ч. 2 ст. 9. «Принцип профессионализма заказчика» 44-ФЗ предусмотрено:
«Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Ч. 2 ст. 12 «Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок» 44-ФЗ предусмотрено:
«Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона».
Ч. 4-6 ст. 38 «Контрактная служба» 44-ФЗ предусмотрено:
«4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
- При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.
- Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок».
При этом главой 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена, в том числе персональная ответственность для должностных лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере закупок.
Учитывая высокий уровень ответственности, предусмотренный действующим законодательством при осуществлении закупочной деятельности по реализации задач Правительства Российской Федерации, очевидно, что уровень профессиональной подготовки специалистов, занятых в сфере госзакупок, должен отвечать высокому уровню поставленных задач.
Попробуем разобраться, специалисты, какого уровня подготовки могут и способны реализовывать вышеуказанные задачи.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. № 625н утвержден профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок, который распространяется на деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных муниципальных и корпоративных нужд.
Наименование вида профессиональной деятельности:
– Деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
Основная цель вида профессиональной деятельности:
– Контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
Работники, задействованные в сфере закупок:
код ОКЗ | Должность | код ОКЗ | Должность |
1111 | Руководители федеральных и региональных органов законодательной власти и их аппаратов, депутаты законодательных собраний | 1112 | Руководители (представители) федеральных и региональных органов исполнительной и судебной власти и их аппаратов |
1113 | Руководители органов местного самоуправления | 1120 | Руководители учреждений, организаций и предприятий |
1213 | Руководители в области определения политики и планирования деятельности | 1219 | Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы |
1221 | Руководители служб по сбыту, маркетингу | 2411 | Бухгалтеры |
2414 | Оценщики и эксперты | 2421 | Аналитики систем управления и организации |
2425 | Специалисты органов государственной власти | 2522 | Системные администраторы |
2529 | Специалисты по базам данных и сетям, не входящие в другие группы | 2611 | Юристы |
2631 | Экономисты | 3313 | Помощники бухгалтеров |
3322 | Агенты по коммерческим продажам | 3323 | Закупщики |
3342 | Средний юридический персонал | 3359 | Среднетехнический персонал на государственной службе, не входящий в другие группы |
4132 | Служащие по введению данных | 4311 | Служащие по бухгалтерским операциям и учету |
4312 | Служащие по обработке статистической, финансовой и страховой информации и ведению расчетов | 0110 | Офицеры действительной военной службы |
К сотруднику, выполняющему ту или иную обобщенную трудовую функцию, предъявляются в соответствии со стандартом определенные требования:
Обобщенные трудовые функции | Предъявляемые требования |
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование –программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок. |
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Высшее образование – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование –программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки) в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 3 лет в сфере закупок. |
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта | Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки) в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 4 лет в сфере закупок. |
4. Контроль в сфере закупок | Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации (программы профессиональной переподготовки) в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет. |
Для контрактных управляющих и сотрудников контрактной службы, согласно действующему законодательству и поправкам, вступившим в силу с 1 января 2017 года, достаточно (настоятельно рекомендовано) иметь один из следующих уровней образования:
– высшее образование (без учета профиля);
– профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (среднее или высшее);
– дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
– дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Требования к квалификации сотрудников заказчика выдвигаются также в самом законе о контрактной системе и в методических рекомендациях по обучению.
Заказчики по закону о контрактной системе обязаны быть максимально компетентными и должны осознавать свою ответственность при использовании и распределении бюджетных средств, поэтому закон № 44-ФЗ предъявляет следующие условия:
- Заказчики обязаны повышать уровень квалификации и профессионального образования сотрудников контрактных служб и комиссий, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок (ст. 9 № 44-ФЗ).
- Требования к профессиональному составу комиссии заказчика и составу контрактной службы: комиссия должна формироваться из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 № 44-ФЗ).
- Требования к квалификации работников контрактной службы, контрактных управляющих – должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 06.04.2016 № Д28и-841, письмо Минэкономразвития России от 13.05.2016 № Д28и-1220; Профстандарты «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок»).
Учитывая год принятия Приказа Министерством труда и социальной защиты РФ, совершенно очевидно, что он уже несколько не соответствует духу времени.
08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд опубликовал проект Приказа об утверждении профстандарта для специалиста в сфере закупок. Он состоит из 4 разделов:
- Общие сведения.
- Описание трудовых функций специалиста, входящих в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
- Характеристика обобщенных трудовых функций специалиста в сфере госзакупок:
– обеспечение и проведение;
– экспертиза результатов, приемка контракта (договора);
– контроль.
- Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.
Функциональная карта вида профессиональной деятельности из 2-го раздела профстандарта для специалиста в закупочной сфере:
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
Код | Наименование | Уровень квалификации | Наименование | Код | Уровень (подуровень) квалификации |
A | Обеспечение госзакупок | 6 | Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав | А/01.6 | 6 |
Подготовка закупочной документации | А/02.6 | 6 | |||
Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора) | А/03.6 | 6 | |||
B | Проведение госзакупок | 6 | Составление планов и обоснование закупок | В/01.6 | 6 |
Осуществление процедур закупок | В/02.6 | 6 | |||
C | Экспертиза результатов госзакупок, приемка контракта (договора) | 7 | Проверка соблюдений условий контракта (договора) | С/01.7 | 7 |
Проверка качества, своевременности, комплектности представленных товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав, соответствие иным условиям контракта (договора) | С/02.7 | 7 | |||
D | Контроль в сфере госзакупок | 7 | Мониторинг | D/01.7 | 7 |
Аудит и контроль | D/02.7 | 7 |
Третий раздел профстандарта раскрывает содержание обобщенных трудовых функций специалиста и трудовых функций, которые входят в них.
Рассмотрим обобщенную трудовую функцию специалиста «Обеспечение госзакупок», в нее входят 3 функции:
- Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав.
- Подготовка закупочной документации.
- Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора).
В профстандарте для этой обобщенной функции прописаны возможные наименования должностей (профессий):
- специалист по закупкам;
- агент по закупкам;
- закупщик;
- работник контрактной службы;
- специалист контрактной службы.
Требования к образованию специалиста по закупкам по 44-ФЗ | Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок или высшее образование — бакалавриат или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (для работников контрактной службы) | |
Требования к опыту практической работы | Не предъявляются | |
Особые условия допуска к работе | Нет | |
Другие характеристики | Рекомендуется один раз в три года дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в сфере закупок | |
Дополнительные характеристики | ||
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) | 3323 | Закупщики |
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) | – | Агент по закупкам |
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) | 20015 | Агент по закупкам |
А для трудовой функции предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав для специалистов прописали:
- Трудовые действия
- Умения
- Знания
- Другие характеристики
Собрали их в таблицу для примера
Трудовые действия |
|
Умения |
|
Знания |
|
Другие характеристики | Необходимые этические нормы:
|
Итак, изучив предлагаемый Министерством труда и социальной защиты РФ проект профессионального стандарта, становится очевидно, что приоритетные профессии и должности в нем не определены. Вопрос «Контрактный управляющий, кто он?» на законодательном уровне не урегулирован.
Слишком широк спектр знаний и умений, которыми должен обладать специалист, осуществляющий закупочную деятельность в соответствии с 44-ФЗ.
Отсюда вывод: получение этих знаний, повышение квалификации в условиях динамично меняющегося законодательства в области закупок, становится во главу угла.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 12.03.2015 № 5594-ЕЕ/Д28И, обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года для всех категорий обучающихся.
Этим же письмом, Минэкономразвития России совместно с Минобрнауки России, предлагает Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок.
Данные Методические рекомендации определяют характеристики дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, устанавливают требования к ним.
Учитывая высокую степень ответственности, в том числе дисциплинарной, административной и уголовной, специалистам по закупкам, руководителям Контрактных служб необходимо с особым вниманием отнестись к выбору образовательного учреждения.
Важно при выборе обучающего центра учитывать, что преподаватели должны не только обладать теоретическими знаниями в области закупок, но и быть практиками, с навыками рассмотрения законодательных инициатив, подготовки экспертных заключений. Они должны быть готовы в случае необходимости не только давать теоретические знания заказчикам и поставщикам, но и делиться практическим опытом разбора сложных ситуаций, с которыми специалисты в области закупок сталкиваются в своей работе довольно часто.
В настоящее время существует довольно большое количество успешных примеров реализации как общих программ повышения квалификации, так и специальных программ обучения, ориентированных, к примеру, на поставщиков (исполнителей), на закупку товаров/работ/услуг в условиях чрезвычайных ситуаций, обучающие программы для экспертов и т.д. , реализованных на базе Федеральных инновационных площадок.
Как прокомментировал нам руководитель АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений» Павел Лисин: «Главное, для таких обучающих центров это:
– обеспечивать соответствие обучающих программ требованиям законодательства и их актуализацию в соответствии с нормами профильного законодательства;
– передавать слушателям практические знания и опыт преподавателей и экспертов, привлекаемых для разработки учебных материалов;
– держать руку на пульсе, быть в курсе всех планируемых и реализуемых изменений в области законодательства о закупках».
Автор: Светлана Попова
Комментариев пока нет