Майский отчет премьер-министра Михаила Мишустина в Госдуме, о работе правительства за год содержит ряд программных тезисов. Кабмин продолжит усиливать политику импортозамещения, загружая национальную промышленность государственными заказами и поощряя сценариями гарантированного сбыта.
К середине лета Правительство РФ утвердит новые планы импортозамещения с упором на производство комплектующих, сообщил Мишустин. – При этом фактически мы уже их реализуем”, – сказал Мишустин.
В числе ключевых задач премьер назвал поддержку “так называемых “вытягивающих” отраслей, в которых одно рабочее место способно создавать семь-восемь дополнительных в смежных секторах. В первую очередь речь идет о микроэлектронике, авиа-, судостроении, транспортном машиностроении.
Глава правительства назвал приоритетные продукты отечественной индустриализации. Примечательно, что теперь речь идет не о штучном, а о серийном производстве. Промышленность страны должна преодолеть «выставочный синдром». Мишустин упомянул серийный выпуск самолетов МС-21, “Байкал” и Ил-114-300, строительство ледоколов и судов класса “река-море”, производство турбин большой мощности для энергетики и систем накопления энергии на основе мощных аккумуляторов.
Премьер-министр отметил, что импортозамещение последовательно расширяется во многих сферах промышленности, прежде всего — в обрабатывающей. Согласно приведенным данным, доля отечественной продукции в этих отраслях в прошлом году значительно возросла и составляет сейчас порядка 60%”.
– Во время пандемии коронавируса мы еще раз убедились, насколько уязвимыми могут быть производственные цепочки, когда перебой поставок одной важной детали останавливает весь технологический процесс, – заявил премьер. – Новые планы импортозамещения мы формируем адекватно возникающим вызовам. В приоритете делаем упор именно на комплектующих: например, в сельхозмашиностроении – на современных видах трансмиссий; в фармацевтике – на производстве субстанций, необходимых в изготовлении лекарств; в станкостроении – на системах числового программного управления, направляющих.
Лазейки для импорта
Вышесказанное свидетельствует о том, что власти РФ всерьез взялись за доработку механизмов поддержки отечественного промсектора. Сейчас эти механизмы критикуют за их абстракно-формальный статус, оторванность от требований реальной экономики и недофинансированность.
Более того, на протяжение последних лет российские заказчики в лице госкомпаний и госкорпораций саботируют политику импортозамещения, всеми легальными и нелегальными средствами избегая работы с отечественными производителями. Это происходит на фоне агрессивного лоббирования интересов зарубежных поставщиков. Общепринятой практикой в России является фальсификация импортозамещения, отверточная сборка из иностранных комплектующих, даже при наличии собственных аналогов. Продолжается вытеснение российских производителей с внутреннего рынка.
Российские компании, способные произвести и поставить наукоемкую продукцию государству, не знают, как воспользоваться национальными квотами, поскольку механизм квотирования еще не интегрирован в контрактную систему. Отсутствует и достоверная система подтверждения страны происхождения товара. Юридические сложности усугубляются отсутствием оборотных средств.
Ущемленное положение русской промышленности на российском рынке обсудили в конце апреля участники специального совещания у вице-премьера Юрия Борисова.
Замглавы Федерального казначейства Анна Катамадзе подтвердила, что по данным мониторинга уже выявлены случаи неприменения национального режима в рамках закупок квотируемых товаров — как госзаказчиками, так и госкомпаниями. В частности, заказчики используют некорректные коды закупаемых товаров для обхода требований импортозамещения.
Замглавы Минфина Алексей Лавров указал на возможность обхода правил квотирования госкомпаниями за счет закупок у взаимозависимых лиц, о которых госАО могут не отчитываться. Ранее министерство финансов пыталось закрыть такую лазейку за счет повышения доли участия во «взаимозависимых» компаниях с 25% до 50%, но проект так и не был поддержан. Теперь же он может быть реанимирован для выполнения протекционистских норм. По данным «Ъ» Юрий Борисов уже согласился с его «положительным эффектом» такого решения. В Минфине подтвердили, что теперь согласны на раскрытие закупок у взаимозависимых компаний хотя бы «заказчиками в понимании 223-ФЗ».
К контролю за соблюдением национального режима в закупках планируется привлечь общественные объединения. РСПП, ТПП и «Опора России» вместе с потенциальными российскими поставщиками будут следить за применением корректных кодов товаров, а также попытками поставки иностранной продукции под видом российской, нарушениями при подтверждении происхождения товаров и пр. Направлять свои жалобы бизнес будет в Минпромторг.
Проблемы русской индустриализации также нашли отражение в мартовском Поручении вице-премьера Юрия Борисова правительству по итогам Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».
Из поручения вице-премьера Юрия Борисова:
- «Подготовить предложения по совершенствованию системы подтверждения разработки и производства промышленной продукции на территории Российской Федерации и повышения ее достоверности, предусмотрев при этом:
- – увеличение срока действия заключения для всей промышленной продукции и порядка его продления, предусмотрев при продлении сохранение в реестре идентификационного номера продукции;
- – унификацию способа подтверждения информации о стране происхождения товара при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок отдельными видами юридических лиц, в том числе путем указания в реестрах договоров номеров реестровых записей реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, и единого реестра российской радиоэлектронной продукции, или номера сертификата СТ-1;
- – нормативное закрепление определения “промышленная продукция страны – члена ЕАЭС”, предусматривающего владение страной-членом ЕАЭС правами на технологии и результаты интеллектуальной деятельности;
- – повышение достоверности информации о стране происхождения закупленного товара и определение механизмов проверки этой информации.
Деньги в цех, бухгалтерию на карандаш
Докладывая в Госдуме, Михаил Мишустин напомнил, что в 2020 году в стране был запущен модернизированный механизм специального инвестиционного контракта (СПИК). В перечень современных технологий, для внедрения которых будут заключаться СПИКи, включено более шестисот позиций. “По ним уже объявлены конкурсы, например, в области технологий производства новых типов сельскохозяйственных тракторов. И первые контракты будут подписаны уже в следующем месяце”, – добавил он.
Опыт показывает, что наибольших успехов в импортозамещении удается достичь в тех отраслях, где государство жестко диктует правила работы на внутреннем рынке. Таким зарегулированным направлением является микроэлектроника. Применительно к некоторым позициям здесь уже действуют элементы госплана, а протекционизм носит не формальный характер и является требованием национальной безопасности.
В ближайшее время в России начнет действовать запрет иностранной электроники на объектах критической инфраструктуры. Согласно прогнозу Минпромторга, это поможет увеличить объем закупок российского оборудования на внутренних регулируемых рынках до 700 млрд руб. к 2024 г. По данным министерства, в прошлом году ограничение допуска иностранной продукции позволило увеличить объем закупок российского оборудования на внутренних регулируемых рынках на 30 %, до 285 млрд руб. В текущем году этот показатель планируется увеличить до 350 млрд руб.
Еще одной, весьма востребованной практикой является механизм Казначейского сопровождения, позволяющий строго контролировать эффективность и целесообразность применения каждого вложенного государством рубля. Без преувеличения, созданная Федеральным казначейством электронная система бюджетного сопровождения – это настоящий прорыв в управлении финансами. Если бы этому инструменту не препятствовали идеологические предрассудки рыночной экономики, то львиную долю закупок в промсекторе можно было бы перевести на казначейский контроль, исключив из процесса коммерческие финансовые структуры, как лишнее, тормозящее звено. Сейчас такие, сценарии выглядят несбыточными. Однако, учитывая глобальные тенденции и опыт ведущих экономик мира, Российская система финансов рано или поздно начнет развиваться именно в этом направлении.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет