Попытки организовать или сдирижировать осмысленное взаимодействие оборонных предприятий и компаний из гражданского сектора, предпринимаются уже достаточно давно. Это задача, которую осложняет множество препятствий: разница законодательных режимов, вопросы интеллектуальной собственности и секретности, разница себестоимости производственных циклов, низкая мотивация кредиторов. ВПК сохранил уникальные для всего индустриального сектора мобилизационные механизмы и может стать его локомотивом.
Изначально в РФ не было специальных мер поддержки военно-гражданской промышленной кооперации. Первые попытки насадить этот механизм сверху не принесли массового эффекта, так же как и стратегия государства – пустить все на самотек, позволив предприятиям искать взаимовыгодные формы сотрудничества самостоятельно под заявленные форматы поддержки из Фонда развития промышленности.
Наконец, была найдена золотая середина – кластеры двойного назначения, кооперационный механизм по диверсификации ОПК, в котором заинтересованы региональные власти. Координатором и инициатором проекта является Институт государственно-частного планирования по поручению Коллегии военно-промышленной комиссии РФ.
О том, как это работает Цифровым Закупкам в ходе XVII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» рассказала руководитель Межведомственной рабочей группы по научно-промышленному кластеру двойного назначения Коллегии ВПК РФ, директор Института ГЧП Елена Антипина:
– Мы заходим в регион, анализируем доступный промышленный и инвестиционный потенциал субъекта РФ. Зачастую инициативу самостоятельно проявляют компании среднего бизнеса, лидеры производственной кооперации. Если такие компании изъявляют желание работать и развивать производство, мы приступаем к формированию научно-промышленного кластера двойного назначения. Это механизм, который позволяет скооперировать предприятия ОПК, научно-исследовательские организации (в первую, очередь, входящие в Российскую академию наук), малый и средний бизнес вокруг задач по импортозамещению и выпуску высокотехнологичной продукции. Мы стоим перед фактом, что конечная продукция, востребованная государством и рынком, не может быль создана одним или двумя предприятиями. Подразумевается сложная многоуровневая кооперация, которой нужно управлять. Плюс, у нас наблюдается хроническая недозагруженность станков предприятий ОПК, ротация кадров оборонной промышленности. Нельзя упустить людей и компетенции. Наконец, нельзя заставлять оборонку производить гражданскую продукцию в ущерб своей основной деятельности. На них не должны висеть функции маркетинга, инжиниринга, привлечения аутсорсинговых компаний, проектирования комплексных программ опережающего развития.
Мы очень надеемся, что снова заработает механизм Комплексных научно-технологических проектов и программ полного инновационного цикла. Потому что каждый кластер двойного назначения должен содержать центры прорывных компетенций по той проблематике, на которой специализируется.
Интересные факты
- Томский кластер «Автоматизированные системы двойного назначения» содержит центр компетенций по арсениду галия. Это технология очень перспективная для силовой электроники и развития российской радиоэлектронной промышленности в целом. Ядром Свердловского кластер по металлургии и металлообработке является центр соответствующих научных компетенций (аддитивные технологии, современное применение титановых сплавов и т.д. ). Продолжается формирование кластера транспортного машиностроения. Он будет выпускать трамваи с автономным ходом для прохождения отдельных участков без контактной сети. Это позволит экономить существенные средства на развитии инфраструктуры, например, новых зон застройки. По предварительным оценкам, технология позволит сэкономить порядка 100 миллионов рублей только в одном из районов Екатеринбурга. В Рязани запланировано создание радиоэлектронного кластера: здесь будут выпускать программно-аппаратные комплексы для региональных центров управления.
– Как решается вопрос себестоимости продукции ОПК: вся производственная цепочка – от стоимости работы станков до квалифицированных кадров и механизмов приемки – добавляет к продукции с оборонным бэкграундом критическую наценку на гражданском рынке?
– Здесь мы усиленно работаем над внедрением раздельного учета. Механизм казначейского сопровождения позволяет осуществить такую процедуру. К сожалению, пока не все организации понимают, как ею пользоваться. Мы сейчас собираем лучший опыт предприятий и планируем его распространить во всей системе кластеров двойного назначения и предложить в доступном виде для тех предприятий ОПК, которым это будет полезно.
– Что делать с разграничением прав на интеллектуальную собственность в ОПК и гражданской промышленности? Ведь часть оборонных технологий является секретной…
– Вот по этой причине и востребован такой специализированный формат как кластеры двойного назначения. Эта модель производственных взаимоотношений подразумевает фиксацию несколько зон ответственности. Уровень закрытый, где задействованы предприятия ОПК, занимающиеся исполнением гособоронзаказа. Уровень так называемых «приоткрытых» инноваций – технологии, с которых полностью или частично снят гриф секретности. Мы оцениваем, как использовать этот задел. В этом же контуре работают сотрудники, которые могут быть временно не задействованы в исполнении ГОЗ. Сюда же мы затягиваем перспективные решения с рынка. Сейчас мы планируем организовать выставочную экспозицию таких разработок по просьбе Министерства обороны в рамках межведомственной научно-практической конференции, которая пройдет в ноябре. То, что мы соберем, удивит обе стороны: госзаказчиков и частный бизнес. И третий уровень – открытый, в котором мы создаем специальные проектные компании, продающие уже не разработки, а готовую продукцию, в том числе на международные рынки – в Юго-Восточную Азию. Это также возможность зарабатывать на отечественных технологиях, занимаясь импортоопережением.
– А какую роль в этой модели играют региональные власти?
– Мы очень рассчитываем на их участие – инвентаризацию всех существующих мер поддержки. От них был соответствующий запрос: чтобы мы провели своеобразную ревизию ресурсов и правовых возможностей диверсификации по каждому региону. Все это должно быть собрано в системный механизм, превращающий кластер двойного назначения в интегратора индустриального сектора, оснащенного государственными мерами поддержки. Уже созданные нужно перезагрузить, а недостающие – дополнить. Акцент должен быть сделан на предприятиях среднего бизнеса. Именно они чаще всего становятся лидерами производственной кооперации. Они лишены льгот для малого бизнеса, но у них есть компетенции в маркетинге и высокая мотивация.
В рамках дискуссии на полях Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», посвященной диверсификации, был предъявлен ряд принципиально важных условий успеха для кластеров двойного назначения и успешного перехода оборонных предприятий на гражданские рельсы в целом.
Первое: обязательное использование внутреннего рынка России в качестве стартовой площадки. У всех участников кооперационной цепочки должен быть гарантированный сбыт, он позволит сделать инвестиции и кредиты отбиваемыми на самом трудном первом этапе. Кредиты на модернизацию производства и создание конвейера должны окупиться. Для освоения внешних рынков потребуется несколько иная схема: необходимо создавать проектные компании с небольшим участием предприятий ОПК.
Второе: от опорных банков и государственных фондов потребуются нестандартные программы. Например, факторинг на лизинг, проектное финансирование, венчурные инвестиции в НИОКР, работа по офсетным контрактам.
Третье: просто замещение импорта ради самого факта замещения не должно быть целью диверсификации. Чтобы избежать этого заведомо проигрышного пути. Необходимо изначально ставить задачу создания товаров планетарной стоимости. То есть товаров, заведомо конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Можно ли заранее удостовериться в достижении такого статуса? Безусловно, можно. При помощи экспертизы на всех этапах от проекта до приемки конечной продукции. У оборонного комплекса имеется достаточно мощный потенциал на этом поприще. Его можно усилить квалифицированными научно-исследовательскими организациями Российской академии наук. А еще, чтобы получить на выходе продукт планетарной стоимости, никак не обойтись без централизованной системы промышленных стандартов. В России ее нет. В начале 2021 года единую систему требований для промышленности поручил создать вице-премьер Юрий Борисов. Поручение исполняется с огромным трудом. Перспективы механизма очень туманны. Насколько известно, в РФ пытаются сделать кальку с аналогичной германской системы «Индустрия 4.0».
Автор: Андрей Троянский