Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Капитализация регионов требует более сложных форм закупок

Капитализация регионов требует более сложных форм закупок
Теги: #Инвестиции

В конце прошлого года Фонд «Кристалл роста» презентовал инвестиционный рейтинг регионов России, основанный на двух ключевых, а самое главное репрезентативных и измеримых показателях:

  1. совокупный темп роста производительности труда,
  2. фактически созданные в регионе рабочие места на 1 тысячу человек экономически активного населения.

Эти критерии учитывались в длительной динамике с 2017 по 2023 год, что исключает сезонную волатильность под воздействием внешних факторов и дает более объективную картину.

Парадокс, но корреляция с популярным Рейтингом инвестиционной привлекательности субъектов РФ составила менее 0,2. Такова разница между суждением по плодам и гаданием на абстрактных фантазиях, оторванных от земли. Это к вопросу о том, какими цифрами желательно руководствоваться органам принятия решений, если они хотят заниматься не слайдами и отчетами, а реальной экономикой.

Примечательно, что в первую двадцатку не липового инвестиционного рейтинга  попали 6 регионов Дальнего Востока. Это субъекты РФ, которые оказались лидерами страны по созданию рабочих мест.

Создать 25 млн новых высокотехнологичных рабочих мест – один из самых сложных посылов Майских указов президента еще в редакции 2018 года, затем эта цель была перенесена в нацпроекты и национальные цели развития.

Но ее достижение дается с огромным трудом. В промышленности РФ по состоянию на конец 2023 года было занято около 10 млн человек. Такие данные озвучил вице-премьер Денис Мантуров на итоговой коллегии Минпромторга в 2023 году. Нужно создать высокотехнологичные рабочие места еще для 15 миллионов.

В современных условиях жестких антироссийских санкций, дефицита кадров, гипертрофированной сферы торговли и услуг, поглощающей трудоспособное население, – рабочие места (о которых говорит Президент) придется физически запроектировать и заполнить. То есть просчитать реальную емкость рынка, нормировать потребности корпораций и промбизнеса, заложить достойные заработные платы в расчетную рентабельность долгосрочных (30 лет) производственных  проектов.

Нацпроекты и промышленная кооперация в значительной мере возложены государством на плечи региональных властей.  Очень многое зависит от их экономической дальнозоркости, от способности заземлять в зоне своей ответственности долгосрочные программы государственно-частного партнерства.

Инвестиции, помноженные на новые рабочие места – являются главным показателем эффективности  работы губернатора и его команды. В этом контексте их главным рабочим инструментом являются территории опережающего развития (ТОР) и концессии на реализацию масштабных инфраструктурных проектов.

При этом реальная практика реализации инфраструктурных и технологических проектов показывает, что гораздо выгоднее и целесообразнее проектировать и планировать не на уровне региональных правительств, а на уровне макрорегионов и межотраслевого баланса. Эталонным опытом в данном случае обладает Дальний Восток, объединивший несколько крупнейших субъектов в национальную стратегию континентального масштаба «Востокгосплан».

Павел Татаренко, зампред правительства Тульской области:

– Хотелось бы, чтобы Правительство России, приняв во внимание опыт  Востокгосплана, довело его в качестве рекомендации для других субъектов. Зачастую региональные министерства, отвечающие за планирование, не наделены компетенциями, полномочиями, а иногда, банально, людьми, для выполнения таких функций.

Начиная с 2019 года Тульская область внедрила и освоила очень важную и перспективную практику модельных проектов на территории Центрального федерального округа. Суть в том, что в регионе вычисляются наиболее окупаемые проекты по созданию конечной продукции с высокой добавочной стоимостью. Акцент был сделан именно на уникальных ресурсах каждого региона.

– Распространенной проблемой является паразитарная модель поведения, когда субъекты переманивают  друг у друга инвесторов, зачастую не задумываясь о целесообразности. Это порочная практика, от которой мы в ЦФО осознанно ушли несколько лет назад. Мы объективно можем позвонить в соседний регион, передав коллегам на поруки инвестора, разместить которого у нас нет возможностей (нехватка инфраструктуры или другие аспекты). В современных условиях регионы должны дополнять друг друга, наращивать промышленную кооперацию между своими предприятиями.

По словам Татаренко, практика внедрения офсетных контрактов в Тульской области не прижилась. Положительный опыт Москвы в этой сфере оказался трудно применимым в реалиях недокредитованного пространства остальной России.

– Мы рассказываем, какие у нас есть проекты, и что мы готовы отдать на офсет под какие-то инвестиционные обязательства в другом субъекте. Совет ЦФО провел немалую работу, чтобы снизить нормативный порог таких контрактов до 100 млн рублей и сделать их межрегиональными. Но мы видим, что у Москвы все самые привлекательные для инвесторов направления (поставка детского питания, медизделий), они все ограничены тем, что инвестор обязан локализоваться на территории Москвы. В сухом остатке, обсуждая со столицей офсетные контракты, мы получили предложение реализовать лишь  один контракт по производству литий-ионных батарей (для электробусов) Это очень технологически сложный процесс.

Например, на территории Тульской области есть предприятие, ради включения которого в кооперационную цепочку, потребовалось бы более сложная модель проектирования, чем просто взаимный интерес одного заказчика и одного поставщика. Даже без учета затруднительных вопросов финансового обеспечения и окупаемости. Концессия больше подходит для подобных сделок в качестве рабочей модели. Однако для реализации концессий требуется уже макроэкономический подход с элементами госплана и фондирования.

Новая стратегия пространственного развития России разработанная по поручению Правительства, учитывает эти особенности и сверхзадачи национальной экономики.

Конструктивную оценку новому документу дал Дмитрий Белоусов, замгендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) (из выступления на Научном совете РАН).

По его словам новую геостратегию пространственного развития России необходимо воспринимать как растущую экосистему, конфигурацию которой можно корректировать при помощи различных инструментов поддержки и направляющих. Необходимо избежать ошибок и ловушек сверхспециализации. Переспециализированный регион может просто умереть при изменении конъюнктуры. Поучительный пример – макрорегион США Детройт, который процветал на автопроме, но закрылся по объективным причинам.

Эту проблему предлагается решать за счет диверсификации производственных сил и специализаций. – Нужны стратегии не в 6, а хотя бы в 10-15 лет, – считает Дмитрий Белоусов.

Также, по словам эксперта, провальной является откровенно сервисная сырьевая и транзитная модель существования страны. Именно она привела к мегаполисной структуре современной России. Мы транспортируем ресурсы Тюмени и Ямала на запад. На этих маршрутах стоят Москва и Питер в виде финансово-логистических пирамид. Тот же географический принцип относится и к несырьевому импорту.

Самые компетентные региональные власти стремятся привить своему региону альтернативную специализацию. Можно проиллюстрировать это примером городов Западно-Сибирского нефтегазового кластера. Стоящие на черном золоте Ханты-Мансийск и Тюмень сообразили, что по истечении двух-трех десятилетий, углеводороды перестанут приносить ренту в прежнем объеме (санкции, энергопереход, выработка разведанных запасов). Если конъюнктура внешних цен на нефть изменится, то продолжать исполнять федеральные задачи и поддерживать прежний уровень благосостояния будет непросто. На этой почве решили инвестировать в другие корзины: например в IT и беспилотную авиацию. Так, Тюменская область стала базой для экспериментов по нацпроекту БАС, а Ханты-Мансийск проводит второй по значимости цифровой форум страны.

– Имеет смысл подумать о проработке и поддержке идей о проращивании технологических «чемпионов» через отрасли региона. За счет локальных капиталов можно создавать центры приложения и применения новых технологий.

Еще одна многообещающая тема – это освоение пространства вокруг мегаполисов. При наличии качественной транспортной связи и инженерной инфраструктуры территория в 100-200 км. вокруг крупных и средних региональных центров превращается в зону коврового малоэтажного расселения.

Имущее население этих городов имеет необратимую тенденцию перемещаться в малые населенные пункты, которые превращаются в «спутники» городской агломерации. Необходимо поставить государственную задачу – создавать такие производственные диполи с дистанционными высокотехнологичными рабочими местами. Чтобы квалифицированный сотрудник мог работать в условном Железнодорожном, или в условном Клину как в Москве. При этом получая социальные услуги аналогичного уровня и среду, соответствующую таким же стандартам благоустройства. Для этого необходимо распространить нормы бюджетной обеспеченности с городских агломераций на их прилегающие территории.

Автор, Андрей Троянский

20 января 2025, 20:06
372
Теги: #Инвестиции

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.