Site icon Цифровые Закупки

Как осуществлять взаиморасчеты с КНР, оставаясь в легитимном поле?

Этот вопрос сегодня волнует всех участников ВЭД. На данный момент под действием антироссийских санкций находятся все прямые платежи из РФ на счета в крупнейших банках КНР. Платежи не проходят (причем, даже в юанях и даже за товары, которые не находятся под санкциями).

ВТБ, единственный российский банк с китайским филиалом в Шанхае не справляется с обработкой заявок на открытие новых счетов. Транзакции из РФ подвергаются затяжным нерегламентированным проверкам со стороны китайских банков, запрашивают коды ТН ВЭД, даже при наличии всех подтверждающих документов могут развернуть платеж.

Новые обходные механизмы взаиморасчетов компаний РФ и КНР пока только формируются. Это криптовалюты и ЦФА, бартерные сделки, либо более сложные формы платежных агентов (чем применялись ранее). Все три способа несут для участников сделки определенную долю риска, но рано или поздно альтернативная небанковская система взаиморасчетов сформируется и обретет устойчивость. Временная неопределенность на этом рынке вызывает обоснованную тревогу у его заинтересантов, но древняя истина о том, что караван с золотом возьмет любую крепость работает  как дважды два.

Механизм, набирающий все большую популярность – это взаимозачет (опосредованная форма бартера – перевод долга или уступка требования другому партнеру из КНР, которому интересен экспортный вывоз из РФ). В основном, этой схемой пользуются крупные корпорации, но уже очевидно, что в ближайшие месяцы механизмы взаимозачета дотянутся и до среднего бизнеса. Потому что это удобно и эффективно.

О том, что взаимозачетом в торговле с Китаем уже пользуются российские металлургические компании недавно сообщал недружественный Reuters, ссылаясь на неназванные источники в одной из российских корпораций. Металлы поставляются в обмен на оборудование. В экономической истории КНР имеется достаточно богатый опыт бартерных сделок с Малайзией и Ираном в 2019—2021 годах. Это не только засветившийся в мировых СМИ смешной случай поставок автозапчастей в обмен на фисташки. Кстати, веселым все это выглядит только в заголовках газет, но если присматриваться к сумме сделки в $2 млн., то желание шутить отпадает. Возникает желание выстраивать рациональный взаимовыгодный обмен. К примеру, можно менять кедровые орешки на микросхемы.

Тот же Reuters сообщает, что бартерные сделки проходят с крупными российскими экспортерами сельскохозяйственной продукции. Этому способствует удобная конъюнктура агро-рынка, на котором  цены являются достаточно устойчивыми и предсказуемыми, а в стоимость продукции прозрачно закладываются производственные расходы. В теории, это позволяет подключить к бартерной сделке любой бизнес, причастный к производственной цепочке как с одной, так и с другой стороны. При этом средством расчета меновой стоимости будет металл или зерно. Обычному российскому бизнесу, который зависит от импорта из КНР, чтобы быть третьей стороной в этом бартере, придется договариваться с российскими металлургами, сельхозпроизводителями или недропользователями. Это новая реальность, экономика неофеодального типа, в которой придется жить, потому что возврата к прежнему рынку не будет никогда. Те, кто принял новую экономическую реальность, уже начали действовать и проявлять предпринимательскую активность в новых условиях.

Потенциал агрообмена между РФ и КНР оценивается  в десятки миллиардов долларов. Объективные цифры агроэкспорта это подтверждают.

В 2023 году РФ экспортировала в КНР сельхозпродукции на $7 млрд. Китай закупает в РФ зерновые, зернобобовые и масличные. От них существенно зависит пищевой рынок КНР. Аналогичная ситуация по энергоносителям из РФ.

Недавно на II Морском конгрессе в Москве был детально разобран механизм взаимозачета во взаимоотношениях с китайскими компаниями.

Анастасия Большакова, руководитель практики «Транспорт и логистика»:

– Первым шагом в сторону бизнеса со стороны государства стало снятие ограничений на бартерные сделки. По сути, бартерная сделка – это торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Было бы лучше, если бы стоимость была равнозначной, но даже если это не так, мы всегда можем разницу доплатить. Ничего страшного.

Принимая решение пойти в бартерную сделку, субъект должен просчитать риски, с которыми может столкнуться. Это могут быть претензии по качеству товара, по срокам поставки, сложности с определением равной меновой стоимости.

Зачет встречных требований. Это один из распространенных и активно применяемых видов бартерных взаиморасчетов, который набирает популярность в виду антироссийских санкций.

Стороны сделки могут зачесть требования в одностороннем порядке либо произвести двух или трехсторонний зачет.

– Государство пошло нам навстречу, сняв ограничения на проведение «зачетов» с нерезидентами для транспортных компаний. Важно принять во внимание, чтобы договор не содержал прямых запретов на этот зачет: требования должны быть встречными и однородными. Ключевой момент: поскольку это внешнеэкономическая сделка, то резидентам-компаниям, которые зарегистрированы на территории РФ не нужно осуществлять репатриацию денежных средств. То есть им не нужно проводить зачисление денежных средств на свои счета,  – поясняет Большакова.

При осуществлении взаиморасчетов с нерезидентами можно использовать платежных агентов. Платежные агенты развиваются одновременно с ростом санкционных рисков и предлагают комплексные услуги (под ключ), в которых они выступают не только в качестве посредников финансовой логистики, они могут осуществлять транспортно-экспедиционные функции, услуги таможенного оформления.

Агентурный способ оплаты – это издержки, которые могут составлять более 10%. Самым уязвимым звеном в цепочке является механизм оплаты агентом (через свои каналы в Китае) товара поставщику. В связи с санкциями становится все сложнее «замести следы», ведущие в РФ. Сообщают, что с мая 2024 года механизм оплаты через торговые дома в КНР, которым все  пользовались до очередной волны антироссийских санкций, не работает.

У платежных агентов не существует регламентированной системы взаимодействия. Всегда эти сценарии будут разными в зависимости от того, что заказчик желает получить на выходе. Это могут быть трех-, четырех- сторонние сделки, в том числе, с иностранными платежными агентами с другой стороны.

Договоры транспортной экспедиции – это очень широко распространенная и хорошо знакомая российскому внешнеторговому бизнесу практика. Но трудные времена и антироссийские санкции обогатили ее инструментарий.

Появилась услуга «все включено»: возможно  заключение договора с экспедитором, который берет на себя не только обязательства по экспедированию и доставке груза, но и осуществляет платежи как агент.  В отношении всех контрагентов, участвующих в цепочке поставки.

– Все упомянутые способы можно применять как по-отдельности, так и в различных комбинациях, – рассказывает Анастасия Большакова. – Индивидуальный подход всегда будет присутствовать в каждой сделке. Поскольку нормативное регулирование разное, валютное и налоговое законодательства различаются.

Альтернативное мнение, директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов:

– Нынешний бартер не будет таким же, как в 1990-е, – менять напрямую тонны зерна на станки никто не будет. Сейчас при наличии точной статистики товарообмена специалисты обеих стран легко могут спрогнозировать потребности и выстроить систему зачетов, вычислив товарную массу, которая должна идти через границу, в условных единицах, «в чем-то напоминает банковские свопы».

Exit mobile version