Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Качество межведомственного взаимодействия — новый вызов промышленности

На ВДНХ стартовал цикл информационных мероприятий Минпромторга
Качество межведомственного взаимодействия — новый вызов промышленности
Теги: #Минпромторг

Отправной точкой стала пленарная сессия «Промышленный суверенитет — основы экономики будущего».

Открывая мероприятие, замглавы Минпромторга России Василий Осьмаков отметил, что у правительства есть достоверная статистика о реальном положении дел в промышленности и внятные реалистичные цели. «Тезис о технологическом суверенитете – это основа выживания страны». Также он предложил продолжить выставку «Россия» в виде постоянного музея промышленности на ВДНХ.

 – Машиностроение – это 200 подотраслей, очень сложно структурированная история, сотни тысяч комплектующих для самолетов и десятки тысяч комплектующих для автомобилей, предприятия, рабочие места, налоги. Да, у нас был провал в истории России, когда промышленность была абсолютно недоинвестирована, когда заводы закрывались. Но с начала нулевых годов начался новый этап. На самом деле, программы импортозамещения начались с 2002 и 2003 годов. И вообще промышленная политика, в возрожденном виде, возникла в нашей стране на этом этапе истории. Сегодня против России введено порядка 18 тысяч санкций: по факту, большинство из них направлено против машиностроения. Санкции наших бывших партнеров рассчитаны на уничтожение российского машиностроения. Но для нас это оказалось, наоборот, «окном возможностей». В этом году мы ожидаем рост промышленного производства порядка 7,5%. Это рекордный показатель с начала нулевых годов. Предприятия работают в две-три смены, поставляют продукцию в колоссальных объемах. При этом они конкурентоспособны. По объему инвестиций в основной капитал машиностроение опережает все остальные отрасли. 85% основных фондов обрабатывающей промышленности построены после начала 2000-х годов. Это статистика. У нас есть новая современная индустрия. Есть проблемы, но мы с ними справляемся.

По словам Осьмакова, с 2018 года рост промышленного производства в стране составил порядка 20%. По отдельным направлениям, например, таким как энергомаш, нефтегазмаш, железнодорожное машиностроение фактически достигнут технологический суверенитет. По другим отраслям еще предстоит много работать.

У России очень амбициозная авиастроительная программа, успех в которой является, буквально, фактором выживания в мировой борьбе за прогресс. Предшествующие годы оказались провальными для гражданского авиапрома. До 90% парка российских авиакомпаний составили импортные самолеты. Страна занималась их штучным выпуском, а собственные компетенции были едва не утрачены. Антирекорд был поставлен в 2001 году, когда построили всего 5 машин.

Для понимания масштабов сверхзадачи. Интересно посмотреть на цифры 2003 года и будущей пятилетки в сравнении с крупнейшими зарубежными конкурентами. Так, за прошлый год Airbus получил заказы на 2094 самолета, из которых было выполнено 735. В переводе на натуральный конвейер это означает десять новых дальнемагистральных А350 и 75 новых среднемагистральных  самолетов  A320 каждый месяц(!).  Boeing получил 1456 заказов за тот же период, по которым удалось поставить 528 самолетов. Как видим, западные производители тоже испытывают сложности с масштабированием производства, нехваткой и качеством комплектующих. Поэтому объемы желаемого и достижимого сильно различаются.

То же самое касается и российской ОАК, только в отличие от иностранных конкурентов у нас нет права на ошибку. Согласно планам, объединенная авиастроительная корпорация должна поставить порядка 30 гражданских воздушных судов в 2024 году и, в общей сложности, 1000 самолетов до 2030 года. Из этих цифр видно, что конвейер должен разогнаться в рекордные сроки. Учитывая длину кооперационных цепочек и невероятную сложность контроля качества в отрасли – это задачка не из простых.

В большей или меньшей степени проблема масштабирования касается любой национальной отрасли промышленности. Практически на каждом направлении у российских разработчиков и предприятий имеются хорошие стартовые заделы (прототипы изделий, либо опыт их выпуска экспериментальными партиями). Однако полностью утрачен или недостаточен опыт их вывода в серию, в массовый сбыт. К такому раскладу не готова ни нормативная база (до конца не сложилась единая система технических требований), ни финансовая система (промышленность испытывает кредитный голод), ни наука (отсутствует закон о НИОКР и понятные механизмы присвоения интеллектуальной собственности), ни кадры (система подготовки специалистов находится в шоке после десятилетий стагнации и развала, при внезапно поступившем  запросе на два миллиона квалифицированных технарей).

Председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев обратил внимание на ключевой вопрос для решения вышеуказанных проблем – это качество межведомственного взаимодействия. В переводе на простой язык – это наука управления. Умение государства ставить реалистичные задачи, проектировать кооперационные цепочки под создание передовой продукции с высокой добавленной стоимостью; назначать персонально ответственных за исполнение проектов, спрашивать за ошибки; продвигать эту продукцию на внутренний и внешний рынки при помощи нормирования и расчета потребностей заказчиков. Правительству приходится искать точки соприкосновения с производственным бизнесом, образовательными и научными институтами, банковским сообществом.

Одним из факторов, который позволил переломить ситуацию в лучшую сторону, по словам Гутенева, стала внутренняя эффективность Минпромторга:  

– Для каждой из отраслей, под каждую из госпрограмм вырабатывались свои уникальные рецепты. Использовались подходы в закупках, которые побуждали производителей к локализации на территории России. Давайте вспомним, как трудно формировалась траектория специальных инвестиционных контрактов. СПИК 1.0 ставил во главу угла объем инвестиций, СПИК 2.0 – технологическую базу и эксклюзивность. С началом специальной военной операции требования к локализации стали еще более универсальными. Когда мы видели, как оголяются СПИКИ в отрасли автомобилестроения, мы продлили их действие до 2033 года. И таких примеров работы правительства на опережение во взаимодействии разных ведомств достаточно много. До возвращения Донбасса, Запорожской и Херсонской областей в нашу большую промышленную семью, мы с профильным министром Алексеем Беспрозванных занимались синхронизацией нормативных режимов с местными органами управления промышленностью, с губернаторами. Поэтому местные отделения ФРП заработали максимально быстро.

Развитие такого института как ФРП также является примером эффективного государственного управления экономикой. Сначала была создана федеральная структура, затем под ней разверстали региональная сеть. Увеличивались объемы финансирования под отдельно взятый контракт.

Именно межведомственное сотрудничество позволяет добиваться конкретных результатов. На площадке Государственной Думы РФ созданы экспертные советы, которые анализируют качество реализации приоритетных промышленных проектов и отслеживают поступающие от бизнеса предложения. Они в буквальном смысле являются голосом производственной среды. Как правило, специализация такого совета видна из названия. Например, существует совет по финансовой устойчивости предприятий ОПК, который возглавляет глава Промсвязьбанка Петр Фрадков, по авиации, по транспортному машиностроению. Нормативная среда, удобная для работы промышленного бизнеса, формируется, в том числе, через эти совещательные структуры. Владимир Гутенев на конкретном примере показал, как это происходит.

– Буквально в последние дни рассмотрения бюджета на 2024—2026 год Единая Россия вышла с предложениями по целому ряду отраслевых предложений. Остановлюсь только на одном из них, которое спустя некоторое время оформилось в закон «о локализации такси». Мы внесли в бюджет предложение, и оно прошло, выделить дополнительно 21 млрд рублей российским лизинговым компаниям для лизинга автомобилей отечественного производства.

Самой резонансной новостью, озвученной на пленарной сессии, стала информация о выделении из бюджета 9 млрд рублей на разработку конструкторской документации. Это красноречивый сигнал о включении НИОКР в производственные процессы госкомпаний и госкорпораций. Автомобилестроители – одни из первых получателей этих средств.

Предметным подтверждением заявленных успехов российской промышленности станет XIX Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ». По традиции у Форума есть обширная экспозиция и дискуссионная часть, которые дополняют друг друга. Форум – это возможность прямо и честно поговорить о сильных и слабых сторонах национальной экономики в контексте закупочных механизмов и закупочного законодательства России. Закупки – самый беспристрастный критерий качества работы экономики.

Автор: Андрей Троянский

19 января 2024, 14:39
612
Теги: #Минпромторг

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.