Site icon Цифровые Закупки

«Юрьев день» для Силовых машин

Начнем с того, что России нужна полностью импортонезависимая линейка турбин: для энергетики, нефтегазовой отрасли, кораблестроения, авиапрома и т.д. Тут самое время включить караван упоительных историй о том, что малые турбины в РФ делать кое-как умеют, а большие – нет. И поэтому проще купить за рубежом, чем изобретать велосипед. Об этом много писали и говорили на протяжении последних лет. Увы, есть проблема: животворящие санкции против России будут только ужесточаться, о чем недвусмысленно сообщили партнеры из США (объяснив это возмездием за обвал нефтяного рынка). Это значит, что адепты идеологии «покупок» получают свой велосипед без педалей – и едут на нем, куда пожелают. А стране надо двигаться дальше, создавая и развивая суверенную индустрию машиностроения. Теперь по сути дела.

Напомним, что на кону, как минимум техническое переоснащение энергоснабжающей отрасли в РФ, и бенефициар получает контракты на поставку двигателей для теплоцентралей по всей России. В начале марта стало известно о том, что «Силовые машины» (конгломерат крупнейших машиностроительных производств страны) выходят из совместного предприятия с концерном Siemens. Российская корпорация решила воспользоваться опционом по продаже своих 35% в российском СП с Siemens – «Сименс технологии газовых турбин» (СТГТ). Согласно условиям акционерного соглашения такой шанс возникает у российской стороны раз в три года. Теперь стороны активно обсуждают цену сделки – она может быть порядка $5-6 млн.

Выяснилось, что у акционерного соглашения российских и немецких партнеров была «изюминка». Соглашение предполагает несколько кабальные условия для российской энергомашиностроительной корпорации. В паре с Siemens она не может разрабатывать новые технологии и продавать продукцию в России(!) вне «Сименс технологии газовых турбин» (СТГТ). Говоря простым языком, кому-то мало было просто сдать сверхприбыльный российский рынок зарубежному поставщику, надо было сдать его «в кредит», лишив перспектив и шансов на будущее практически всю отрасль строительства газовых турбин и газотурбинных генераторных установок. Как бы ни сложилась в дальнейшем бизнес-карта, «многоходовочка» с Siemens непременно войдет в историю технологической деградации страны наряду с такими «блестящими» спецоперациями, как «деклассированный» гражданский авиапром или «утраченный» алюминий и т.д. Тотальная зависимость от иностранных мозговых центров – это как раз то, чего сейчас так не хватает российским предприятиям для завершающего рывка на второе дно! Ведь чудом работающие опытные производства – один из немногих уцелевших анахронизмов советской индустриализации, сохраняющих за РФ шансы на самостоятельное технологическое развитие. Это противоречит рекомендациям МВФ, ВТО и Всемирного банка. «Лапотная Россия» отказывается покупать высокотехнологичную продукцию за границей и снова намеревается создавать ее по госплану. Мы это уже проходили, и не смогли сделать ничего кроме резиновых галош © (и многоцелевого космического корабля «Буран»).

В случае благополучного ухода «Силовых машин» от друзей из Siemens российским предприятиям придется восстанавливать некоторые компетенции в турбиностроении и осваивать критически важную часть технологии самостоятельно. Опыт импортозамещения украинских двигателей «ОДК – Сатурн» в кораблестроении показывает, что на этом пути нет ничего невозможного. Есть определенные издержки, связанные с отставанием от графика в производстве корветов для флота в рамках ГОЗ, но это отставание постепенно наверстывается.

Программа модернизации старых ТЭС – многообещающий рынок с гарантированной мотивацией для поставщиков. В рамках этой программы планируется модернизировать 39 ГВт в Европейской части России и Урала (первая ценовая зона) и Сибири (вторая ценовая зона). Еще 2 ГВт модернизировать или построить в неценовых зонах, куда относятся регионы Дальнего Востока, Архангельская и Калининградская области, Республика Коми. Одним из условий отбора в программу проектов для включения в программу модернизации является высокая степень локализации энергетического оборудования.

Доля стоимости иностранных компонентов, использованных при производстве в России газовых турбин мощностью от 35 МВт до 499 МВт, с 1 января 2020 года не должна превышать 30% от цены товара, а с 1 января 2022 года – 10%. Для сравнения заметим, что сегодня ООО «Сименс технологии газовых турбин» (СТГТ) – это не производство полного цикла, а лишь отверточная сборка комплектующих из Германии. Сейчас загрузка СТГТ остается на уровне 60-70%.

Автор: Андрей Троянский

Справка
С 23 марта 2020 года изменились критерии отнесения газовых турбин и газотурбинных генераторных установок к промышленной продукции, произведенной в России. Внесены изменения в позиции раздела V приложения к постановлению Правительства РФ № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ», соответствующие кодам по ОКПД 2 27.11.32 «Установки генераторные с газотурбинным двигателем мощностью 500 МВт и более» и 28.11.23 «Турбины газовые, кроме турбореактивных и турбовинтовых (мощностью от 35 МВт до 499 МВт)». Соответствующая информация содержится в постановлении Правительства РФ № 258. Дополнительные требования к промышленной продукции, соответствующей позиции по коду ОКПД 2 27.11.32, изложены в новой редакции. В частности, установлены требования к лицензии, на основании которой производителю передаются права на производство продукции. Также теперь есть требование о наличии у изготовителя в России аттестованного испытательного оборудования для узлов горячего тракта. А из наименования продукции по коду ОКПД 2 28.11.23 исключено указание на максимальную мощность указанного оборудования.
Exit mobile version