Формально, по закону, регион не вправе обязать заказчиков работать с маркетплейсом закупок малого объема (ЗМО). Он может только привлечь новых участников системной агитацией и просветительскими мероприятиями (помощь в аккредитации, семинары, фокус-группы) добровольно-принудительного типа. Что и осуществляется практически в каждом субъекте РФ.
Некоторые регионы используют административную хитрость, применяя рейтинги и рэнкинги эффективности местных заказчиков, весомым критерием которых являются именно доля ЗМО. К примеру, максимальное значение в рейтинге заказчикам Санкт-Петербурга присваивается в случае достижения 75% закупок через электронный магазин. При этом оценка ведется как по количеству, так и по сумме заключенных контрактов.
Оперативность является ключевым аргументом и экономическим обоснованием ЗМО. Используются связки реестров продукции (в том числе с КТРУ). Это позволяет стандартизировать закупки – использовать типовые формы контрактов.
Котировочные сессии как инструмент развития
Формальная квалификация ЗМО как закупок у единственного поставщика не является в полной мере достоверной. Ведь котировочная сессия – это квазиконкурентная процедура по своей сути, которая позволяет продавать предложение по товаром, работам и услугам в режиме реального времени (для покрытия оперативных потребностей). Москва решила двигаться дальше: в рамках 46-ФЗ принято решение на уровне города – повысить лимит одной котировочной сессии до 3-5 млн. Вопреки опасениям о том, что ухудшатся показатели ценового снижения и что будет сформирован ограниченный рынок, цифры показывают обратный эффект. Почти на 4 тысячах котировочных сессиях достигнуто 10% снижение, что достоверно свидетельствует о наличии конкуренции. Также в электронном магазине Москвы реализована функция совместных котировочных сессий.
Антон Прокофьев, начальник Управления автоматизации закупок малого объема и оперативных сделок Департамента города Москвы по конкурентной политике:
– Мы прекрасно понимаем, что некоторых крупным поставщикам интересно поставить сразу много и гарантировать сбыт своей продукции. Заказчики в данном случае объединяют свои потребности с точки зрения увеличения одной котировочной сессии. Предполагается, что в ее рамках будет заключаться несколько контрактов (по аналогии с совместными закупками) с каждым заказчиком отдельно. Мы только начали реализовывать данную практику, но уже есть первые цифры. По Москве проведено уже больше ста сессий на 30 млн рублей со средним снижением 16%.
Опыт Москвы по совместным котировочным сессиям (в случае масштабирования на всю Россию) может существенно повысить интерес к ЗМО, сделав его прорывным инструментом разогрева экономики. Когда у заказчика небольшая потребность, она зачастую неинтересна поставщику, готовому идти, например, на контракт от 10 тыс позиций, но не готовому поставлять в сотнях штук. Заказчик с потребностью в сто штук включается в совместную котировочную сессию, реализовывает свою потребность за счет высокого общего объема заказа. Одновременно исполнитель готов простроить логистическую систему доставки продукции в том числе и этому небольшому заказчику, обеспечив еще десяток таких же клиентов по дороге (условно говоря, в рамках одного субъекта). А если не готов, то достроить такую логистическую цепочку ему также поможет магазин. Об этом ниже.
В среднем, на одну котировочную сессию, по статистике Москвы приходится порядка семи участников.
Функциональный конструктор – дополнительные сервисы
Важная функция – верификация добросовестности поставщика. Речь идет не только о валидности электронных подписей. Также происходит сверка по федеральным реестрам при помощи сервисов Департамента информационных технологий Москвы. Город заинтересован в чистоте информации. При этом проверка на аффилированность поставщиков не проводится, поскольку в ЗМО законодательством этот момент не зафиксирован как требование. В свою очередь, у системы есть набор дисциплинарных функций в адрес выявленных недобросовестных поставщиков. Реестр поставщиков столичного маркетплейса интегрирован с РНП ЕИС.
Еще одна ЗМО-новация Москвы – это торговый бот. Участие в котировочных сессиях можно автоматизировать со стороны поставщика. Существенно сокращает трудозатраты участников рынка. Позиция ФАС России в отношении этой новации неоднозначна: по их мнению, такая автоматизация может способствовать поддержанию монопольно-высокой или монопольно низкой цены. Однако в Москве парируют, что внимательно следят за любыми проявлениями демпинга. При этом приводят аргумент, что ценовые показатели с применением бота и без его применения остаются на одинаковом уровне. Оптимизация происходит только на уровне удобства пользователей – сокращение ручного контроля дает им возможность участия в большем количестве котировочных сессий.
Разумным развитием любого электронного магазина являются логистические сервисы. Москва реализовала техническую возможность оперативного подключения логистических операторов к закупочной процедуре малого объема через публичный API. Таким образом, поставщик, не выходя с портала, может поучаствовать в котировочной сессии, выиграть ее и оформить доставку через интегрированные службы (например «Деловые линии»). После расчета цены груз направляется по адресу.
Сервис получения банковских гарантий. Несмотря на малые объемы закупок, заказчики нередко применяют опцию обеспечения исполнения контракта (пусть и небольшое с учетом стоимости контракта). Ряд банков, интегрированных с Порталом поставщиков Москвы. Можно отправить заявку, получить на нее ответ, и получить банковскую гарантию, не выходя с портала.
Удобство интерфейса ЗМО также играет важную роль. В Портале поставщиков Москвы модули регистрации выполнены в форме перехода по ролям с точки зрения того, кем вы хотите стать в системе (поставщиком, заказчиком или и тем и другим). При этом, по шагам регистрации пользователь получает подробные разъяснения, какие полномочия и права приобретаются с присвоением каждого статуса. Модуль регистрации, таким образом, автоматически отвечает на большинство вопросов и выполняет роль FAQ. Поддержка пользователей осуществляется также через вспомогательные видеоролики. Методологическая поддержка пользователей постоянно совершенствуется.
Ненавязчивое импортозамещение
В ближайшей перспективе структура ЗМО Москвы будет развиваться в части предложения заказчикам эквивалентных товаров. По сути, это ненавязчивый сервис импортозамещения (с учетом санкционного давления и других внешних факторов). Предложение отечественного поставщика может несколько отличаться от потребности заказчика, при этом совпадать по качеству и назначению. При взаимодействии заказчика и поставщика – возможность подобрать аналог будет реализована.
Межрегиональная интеграция
Москва активно развивает интеграционные процессы с другими субъектами РФ в части закупок малого объема. При этом предусматриваются различные форматы взаимодействия в зависимости от технической зрелости и уровня цифровизации региона. Важно, что город не только собирает данные о закупках, размещаемых в регионе, но также делится своей информацией.
Закупки малого объема Санкт-Петербурга реализуются через АИС ГЗ «Электронный магазин» развивается с 2019 года. Ключевой принцип – автоматизация и открытость, возможность пользоваться квалифицированной электронной подписью; система интегрирована в ЕИС. Реализована возможность перехода в Портал поставщиков Москвы и электронный магазин Московской области. Правительством региона поставлена задача достичь объема закупок в 12 млрд рублей (сумма сопоставимая с агрегатором «Березка»).
Средний индекс конкуренции в электронном магазине Санкт-Петербурга составляет 2,85 на одну закупку. То есть на каждый запрос поступает порядка 3-х предложений. Это вполне сопоставимо с конкурентными закупками по 44-ФЗ. В сущности, при проведении ЗМО происходит мини-конкурентная закупка. Магазином реализован, в том числе, и такой сервис как Протокол разногласий. Системой активно пользуется порядка 3 тыс. заказчиков. Один из сервисов магазина – автоматическое уведомление контрольного органа о проведении закупки малого объема. Это упростило работу заказчиков, освободив их от ручного контроля. Наблюдается существенный рост заинтересованности в магазине заказчиков муниципального уровня.
- Кроме автономных региональных систем ЗМО, которые субъекты развивают собственными усилиями и инвестициями, существует и альтернативный метод развития ЗМО при поддержке электронных торговых площадок (отобранных Правительством РФ). Некоторые регионы пользуются их готовыми сервисами, заключая соответствующие соглашения.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет