Энергопотребление в России продолжает устойчивый рост, об этом свидетельствует статистика АО «СО ЕЭС» (Акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы»).
«Более прямого и нерисуемого показателя, чем электрогенерация и электропотребление не существует в принципе», – поясняет один из авторитетных аналитиков портала Aftershock.news. – ВВП это “бумажный” показатель, который дискредитировал себя за последние годы, а реальная “кровь экономики” – это не эмиссионная макулатура, а электроэнергия. И в 2021 кровь по организму России ходит как никогда в ее жизни». В сравнении с 2020 годом энергопотребление страны выросло – на 5,0 %.
Однако при анализе статистики СО ЕЭС более информативным является сопоставление не с 2020 годом (коронакризис, при относительно теплой короткой зиме); а с 2018—2019 годами, которые по энергопотреблению пока остаются самыми продуктивными за все существование РФ в качестве постсоветского индустриального проекта. В апреле 2019 потребление страны составило 86,7 млрд кВт•ч. За аналогичный период 2021-го (88,5 млрд кВт•ч) электропотребление продолжает идти с опережением графика рекордного года. Посуточный мониторинг майских показателей вне зависимости от погодного фактора не оставляет сомнений в том, что в текущем году эта планка будет поставлена еще выше.
В коня ли корм?
Примечательно, что речь идёт именно о росте потребления, а не о выработке, которая учитывается при вычислении экспортируемых объемов. Российская Федерация поставляет электричество в Финляндию, Литву, Китай, Казахстан, Монголию, Грузию, в Азербайджан, Белоруссию, Норвегию, а также в Южную Осетию. Однако объяснить рекордные показатели только работой на китайского большого брата не получится.
Если говорить о выработке электричества в России, то она также находится на историческом пике. При этом, динамика выработки практически совпадает динамикой энергопотребления, что свидетельствует о поглощении почти всего сгенерированного голубого топлива на внутренние нужды страны. Совокупный объем экспорта из России составляет считанные проценты от генерации. Растет именно внутренний спрос. Согласно статистике, он зафиксирован в 6 из 7 макрорегионов ЕЭС.
Когда речь идет о приросте электропотребления России хотя бы на 1% в год, эта абстрактная цифра мало о чем говорит обывателю. Для общего понимания, 1 (один) процент электропотребления РФ – это годовая выработка, например, Жигулевской ГЭС.
Нарастающая урбанизация, сельское хозяйство требуют дополнительных энергоресурсов. Однако есть осторожное предположение, что выработанное электричество пошло в обновление инфраструктуры, промышленного оборудования – в развитие серийного производства высокотехнологичной продукции.
Индустриальный сектор исторически является самым интенсивным потребителем ЭЭ. При этом, чем более наукоемкий продукт выпускается, тем выше потребность в электроэнергии. Отраслями с высоким энергопотреблением стабильно являются черная и цветная металлургия, строительная и химическая промышленность.
Правительство РФ на протяжение последних двух лет, фактически при помощи шоковой терапии, пытается загрузить промышленность страны новыми заказами. Индустриализация тянет за собой внутреннюю занятость и возможность платить зарплаты и налоги. Рост внутреннего энергопотребления является косвенным показателем развития национальной экономики.
Долгосрочные тарифы и локализация прибыли
В этой связи неизбежно выходят на первый план проблемы топливно-энергетического комплекса, которые ни куда не делись. В наследство от рыночной утопии РФ получила полуразрушенную, децентрализованную и слабо регулируемую структуру ТЭК с мутным тарифообразованием, чудовищными издержками и коррупцией. Буквально на прошлой неделе глава правительства Михаил Мишустин назвал ТЭК в числе лидеров по выводу дивидендов из России за рубеж.
– Объемы дивидендов за 2019 год, это пассивные доходы, дивиденды, проценты и роялти, которые вывели за рубеж российские компании, составил 4,3 трлн рублей в целом. Вот 1,3 трлн приходится на эти четыре юрисдикции (Кипр, Мальта, Люксембург, Нидерланды)”, – сказал Мишустин.
Уже более двух лет правительству и контролирующим органам по поручению Президента не удается добиться адекватных фиксированных тарифов на электроэнергию промышленности и населения. Естественные монополии сопротивляются государству. Цены на электроэнергию для промышленных предприятий растут быстрее, чем для физических лиц и превышают инфляцию. Отсутствие предсказуемых прозрачных тарифов мешает развитию индустриального сектора, особенно в условиях Севера и Сибири. Об этом уже не первый год говорят промышленники, высказывающие недовольство неоправданно высокими тарифами и темпами их роста. Например, не так давно уральские предприниматели писали открытое письмо президенту, в котором жаловались на очередное резкое повышение. Затраты на энергию производители вынуждены закладывать в стоимость продукции, что, в итоге, сказывается на ее конкурентных качествах.
В России нормальное стабильно-поступательное функционирование электросетевого комплекса невозможно без понятных и долгосрочных правил. В этой связи одной из ключевых задач, стоящих перед отраслью, является обеспечение долгосрочных и неизменных тарифов.
В этой связи в федеральный закон об электроэнергетики внесены поправки предусматривающие с 1.01.2023 года переход к установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии только в форме долгосрочных цен (тарифов) со сроком действия не менее 5 лет.
Еще одно эффективное средство решения проблемы – адресное субсидирование, которое позволяет предприятиям покупать электроэнергию по цене ниже стоимости ее производства. Эта практика доказала свою эффективность на Дальнем Востоке.
Парадоксальным нюансом российского энергорынка является ситуация, когда при наличии сверхдоходов естественные монополии не спешат вкладывать полученную прибыль даже в модернизацию собственных мощностей, в закупку отечественного оборудования и услуг. Не говоря уже о новых инфраструктурных проектах в масштабах страны. Инвестиции энергоснабжающих корпораций могли бы стать существенной поддержкой для отечественных производителей. Однако, вместо этого наблюдается обратный эффект. Инвестпрограммы естественных монополий сокращаются. Беспокойство по этому поводу высказывал в прошлом году вице-премьер Юрий Борисов. Правительство намерено воздействовать на корпорации при помощи директив и штрафов, которые, в лучшем случае, будут введены в 2022 году. Возможно наказание за отказ от инвестиций должно быть сильнее. Не случайно, в ведущих экономиках мира, вывод прибыли за рубеж, вместо ее размещения в национальных средствах производства, расценивается не иначе как саботаж и вредительство, карается реальными уголовными делами и даже смертной казнью. Поэтому китайские корпорации работают на Китай, а Южно-корейские на Корею. Россия, будучи одним из крупнейших мировых производителей энергии, должна воспользоваться этими эффективными инструментами управления корпоративным сектором.
Снижение издержек, интеллектуальный энергосервис
Еще одним существенным фактором, влияющим на качество работы ТЭК, является снижение издержек и развитие научной базы. Правительство вплотную занялось развитием данного направления.
Минэкономразвития РФ обновило «Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики России», документ существует с 2018 года и уже успел устареть, поскольку проблемы ТЭК растут как снежный ком вместе с меняющейся конъюнктурой национальной экономики.
– В актуализированном Комплексном плане большое внимание уделено технологиям, применение которых может повлечь за собой организационные и технологические изменения в управлении и функционировании электроэнергетических систем и способствовать переходу энергетики на новый технологический базис. Кроме того, в проект плана включены механизмы управления этими технологиями и рассчитаны эффекты. Таким образом, мы можем говорить, что уже сейчас в обновленный проект Комплексного плана заложены предпосылки его востребованности и в долгосрочной перспективе, – отметил Владимир Гутенев, председатель комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
В новой редакции План предусматривает целый ряд мероприятий, направленных на обеспечение модернизации основных фондов, снижение энергопореть, снижение энергоемкости валового внутреннего продукта.
Документ включает в себя 51 мероприятие. В числе предусмотренных решений – интеллектуальный учет энергии и воды, стимулирование «зеленых» инвестиций и применение специализированных финансовых инструментов (механизм «белых сертификатов»), развитие энергосервисной деятельности, использование вторичных ресурсов. Ожидаемый результат – экономия более 500 млн тонн условного топлива к 2030 году.
В ходе доработки Комплексного плана было учтено 15 инициатив, предложенных Комиссией Союза машиностроителей России. Так, в проект документа включены меры, направленные на развитие в РФ электротранспорта и зарядной инфраструктуры, рост отечественного производства автокомпонентов, оказывающих влияние на энергоэффективность транспортных средств, совершенствование финансовых инструментов, подготовку специалистов в сфере энергосбережения.
Автор: Светлана Четакова
Комментариев пока нет