Организации оборонно-промышленного комплекса раньше других столкнулись с рядом блокирующих западных санкций. Под них попали кредитные институты, поставщики сырья для гособоронзаказа. Возникли и чисто ситуативные трудности, которые заставляют оборонку жить в непривычном для нее ритме.
Ничего фатального для безопасности страны нет, но, похоже, что этот ритм превращается в долгосрочный режим существования, который растянется на годы. Его отличительная особенность – это перманентная неопределенность с ценами материалов и комплектующих для выполнения ГОЗ; насущная необходимость очень быстро оперировать инвестициями, объективно оценивая объемы и сметную стоимость работ; абсолютная доступность дешевых оборотных денег для предприятий ОПК; критическая зависимость от некоторых видов импорта; требование определить рентабельное место НИОКР в производственных цепочках. Выработкой новых правил развития занимается Правительство РФ под руководством вице-премьера Юрия Борисова и Коллегия военно-промышленной комиссии.
Часть этой огромной кропотливой работы нам удалось приоткрыть на XVII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗКАЗ». На полях Форума прошла дискуссия, организованная Коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации под названием «Госрегулирование цен и финансово-кредитной политики при выполнении ГОЗ».
По сути, эта дискуссия стала публичной версией заседания Коллегии ВПК, и обнаружила некоторые любопытные детали работы гособоронзаказа, которые могут быть полезны на гражданской стороне. Кроме того, публичный формат позволяет удостовериться, что наша граница действительно на замке, и что армия не останется без новейших видов техники. Обществу ведь нужны объективные доказательства, а не только заявления официальных лиц.
Об обязательных условиях дальнейшего развития оборонного сектора рассказал Андрей Ельчанинов, первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ. По его словам, Коллегии ВПК сейчас выполняет роль координирующего штаба и одного окна для решения острых вопросов отрасли. Сразу по живому:
– Мы живем не первый год в условиях недостатка оборотных денежных средств для обеспечения устойчивой работы предприятий. На это накладывается необходимость внесения изменений в логистические цепочки и в замещение продукции, которая поставлялась нам нашими иностранными партнерами. Поэтому основной акцент делается на реализацию и завершение мероприятий по импортозамещению в полном объеме.
Ельчанинов расшифровал, термин «импортозамещение» в понимании Коллегии ВПК РФ. По его мнению, это реализация 100% мер по избавлению от иностранной зависимости по всей линии производственной цепочки: вплоть до сырья и материалов, применяемых для производства комплектующих, при изготовлении образцов вооружения и военной техники. На наш взгляд, аналогичное требование должно предъявляться не только к военной технике, но и ко всему гражданскому машиностроению. Идеи локализации иностранных производств в условиях санкционной войны не работают. Им на смену должна прийти стратегия полной импортоназависимости, даже если поначалу она будет работать в ущерб себестоимости продукции.
Три шага к технологическому суверенитету в рамках ГОЗ
- В лице Промсвязьбанка происходит увеличение его пассива за счет привлечения дополнительных денежных средств, которые находятся в обороте у государства, что потенциально позволит ПСБ как опорному банку держать ставку в районе 5%, максимум 10%. Что гораздо комфортнее драконовских условий, на которых гражданскую промышленность заставляют привлекать деньги с рынка.
- Правительство решилось на беспрецедентную меру по поддержке оборонных предприятий – это авансирование до 100% на годовой срез по статье «сырье, ПКИ, комплектующие». Это даже не поквартальное авансирование, о котором просили максимальное количество заказчиков, а полное обеспечение производственного процесса по отдельным статьям гособоронзаказа, либо по отдельным статьям расходов в рамках исполнения мероприятий по гособоронзаказу. Такова согласованная позиция Минобороны, Минфина, Минпромторга, Коллегии ВПК и аппарата Правительства РФ.
- Стопроцентное дополнительное авансирование приоритетных проектов ГОЗ. При представлении обосновывающих материалов от организации промышленности основным заказчикам разрешено рассматривать возможность дополнительного авансирования, вплоть до 100% от объема денежных средств, предусмотренных ГОЗ на реализацию конкретных заданий государственного оборонного заказа. При этом горизонт планирования не один год, а столько, сколько нужно предприятию.
Пояснение по третьему пункту от Андрея Ельчанинова:
– Условие одно – обоснуйте. Первый постулат, если вы вписываетесь в годовой объем, в принципе, никаких административных движений больше не нужно. В случае же, если вам этих денежных средств на отдельные образцы вооружения и техники не хватает, тогда вы организуете работу вместе с заказчиком, формируете предложение о внесении изменений в государственный оборонный заказ, с точки зрения увеличения объема денежных средств в конкретном году на эту позицию государственного оборонного заказа. Она проходит соответствующим путем через все заинтересованные стороны, в том числе и через Минфин.
Ценообразование – краеугольный камень эффективности
О формировании новых подходов ценообразования на продукцию ГОЗ. Тезисы из доклада главного советника Департамента Правительства Российской Федерации Алексея Дорогина.
Организациями ОПК допускалось нарушение сроков представления ценовых материалов по запросам госзаказчиков. Головной заказчик не имеет возможности собрать эту информацию в принудительном порядке (просто нет административного ресурса, чтобы забрать эти данные у своих 2, 3, 5 уровней субподрядчиков в рамках кооперационной цепочки). Это самая большая проблема, сейчас мы ее решаем, пытаемся решить. В том числе через законопроект об изменениях в гособоронзаказе и корректировке Кодекса об административных правонарушениях, который уже прошел первое чтение. Там будут прописаны определенные сюжеты и сроки с обязанностью предоставлять данные и соответствующим административным наказанием за непредставление соответствующих предложений о цене.
Вторая большая проблема заключается в том, что госзаказчик зачастую включает в продукцию, не имеющую ТЗ, в свое ТЗ. Или изменяет это ТЗ в подготовке ценовых материалов. Это приводит к необоснованности затрат, которые некоторые организации пытаются включить в цену контракта. Поэтому предусмотрен механизм, который позволит корректировать ценовые показатели. Установление окончательной цены, в порядке, определенном ПП № 1465, будет происходить в течение 6 месяцев после заключения соответствующего госконтракта.
С чем это связано? С волатильностью рыночных цен. Непонятно, что закупать и где. Мы даем возможность заключиться, а потом уже сформировать цену по объективным показателям: когда закуплено сырье, материалы, когда налажены новые логистические цепочки (прежние могли быть нарушены). Эта мера вводится, чтобы избежать остановок и промедлений в исполнении ГОЗ и технологическом развитии. Чтобы «заключиться» и сразу начать работу, а не разбираться с ценой.
В свою очередь, Андрей Ельчанинов подтвердил, что Коллегия ВПК и аппарат Правительства РФ продолжат совершенствовать методику перевода ориентировочной цены в фиксированную. Это сложная, работа в непредсказуемых экономических условиях, которую придется обкатывать на ходу. Обсуждается вариант сдвинуть вправо на несколько месяцев срок предоставления исполнителями ГОЗ отчетных материалов.
Сценарий финансовой стойкости
Правительство рекомендовало госзакзчикам по ГОЗ устранить все административные барьеры. Грубо говоря, это значит – по возможности не устанавливать предельное значение цены госконтрактов.
– Я понимаю, что есть госконтракты, по которым нельзя не устанавливать. Это сервисное обслуживание, определенный объем, тут вопросов нет, – пояснил Алексей Дорогин. – Но по тем контрактам, где есть понимание цены, есть понимание ТЗ, желательно не устанавливать!
Вторая часть поручения Правительства – это не включать в госконтракты требования о переводе цены по достижению 80% технической готовности.
В связи с этой позицией Минобороны, работа по обеспечению финансирования гособоронзаказа идет по двум направлениям.
- Во-первых, это разработка механизма компенсации процентной ставки по кредитам, полученным организациями ОПК в целях формирования страхового запаса сырья, материалов, комплектующих изделий, необходимых для выполнения ГОЗ.
- Во-вторых, это разработка проекта постановления об утверждении условий льготного финансирования головных исполнителей поставок и исполнителей поставок по ГОЗ, в целях исполнения госконтрактов по ГОЗ. Это подзаконник 29-ФЗ (О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе»), в части запрета размещать денежные средства на депозитах. Таким образом, в Законе реализованы полномочия правительства об установлении условий льготного кредитования.
– Важно при содействии Минпромторга и Минфина сделать все возможное, чтобы оборонные предприятия смогли получать льготные кредиты под 5%, – сказал Алексей Дорогин.
В части устранения неопределенности с ценами материалов и комплектующих, необходимых для выполнения ГОЗ, прорабатывается также два направления. Первое, это установление обязательных квот на поставку производителями сырья и материалов организациям для выполнения ГОЗ по фиксированным ценам.
И второе – это разработка методики компенсации удорожания стоимости ВСТ в связи с ростом цен на сырье, материалы, полуфабрикаты.
Кредитная линия обороны
Сергей Хуторцев, советник председателя ПАО «Промсвязьбанк», имеющий многолетний опыт работы в аппарате Правительства, представил предложения о необходимости установления порядка согласования государственным заказчикам размера, срока и периодичности представления кредитной организацией кредитов головным исполнителям на выполнение государственных контрактов по государственному оборонному заказу.
В соответствии с действующим законодательством (275-ФЗ в государственном оборонном заказе, приказ Минпромторга № 334), головной исполнитель по ГОЗ должен согласовывать с государственным заказчиком получение банковского кредита. В то же время отсутствие формальных критериев для такого согласования создает риски затягивания процесса принятия решения со стороны государственного заказчика на неопределенный срок.
– Мы провели анализ, во что это выливается? – рассказал Сергей Хуторцев. – Период рассмотрения кредита о возможности использования банковского кредита в рамках контракта в 2021 году составлял от одной недели до 3 месяцев и более, что недопустимо.
Имеются случаи длительного рассмотрения и даже случаи отказа после длительного рассмотрения, которые неприемлемы в таких важных вопросах, как государственная безопасность.
В связи с этим банк предлагает разработать единый регламент рассмотрения государственным заказчиком возможности привлечения кредитов головных исполнителей по контракту в рамках ГОЗ.
– Наличие единого регламента, обязательного для всех участников размещения и исполнения ГОЗ, и определяющего перечень необходимых документов, четкие сроки рассмотрения заявок исполнителей по ГОЗ на согласование получения кредита – упростит порядок планирования финансово-хозяйственной деятельности ОПК и положительно скажется на сроках. По нашему анализу, до трех суток, – заключил Хуторцев.
Константин Садовский, заместитель директора Департамента аудита государственных контрактов Минобороны России поддержал идею унифицировать порядок согласования кредитных линий для предприятий ОПК. Однако, эта профессиональная нагрузка должна лечь на банк, а не на заемщика!
По его словам, сведение процедурных вопросов до единых требований к пакету документов – это правильно. Но следует пойти дальше, сведя работу всей системы кредитования военной промышленности в режим одного окна: «не ломая через колено» всех госзаказчиков с разными формами собственности, квалификацией бухгалтерских кадров, с разным правовым статусом, и не перегружая их дополнительной бюрократией.
Также Константин Садовский рассказал о сложностях применения новой ценовой политики в реалиях санкционного кризиса. По его словам, Министерству обороны совместно с промышленностью удалось нащупать верный сценарий развития. Но экономическую дисциплину ослаблять нельзя.
По подавляющей массе контрактов 2021 года, в рамках которых была определена ориентировочная цена установленным порядком, не возникло разногласий. По приведенной статистике, из более 8 тысяч прошедших согласование в Минобороны цен, разногласия возникли всего лишь по 200 позициям. Это примерно 3% от общего объема. Все разночтения связаны именно с процедурными вопросами, а не с самой ценовой стратегией.
– Некоторые предприятия просыпаются, и вспоминают, что надо вести экономическую работу только в тот момент, когда государственному заказчику уже нужно переводить все в фиксированную цену, – пояснил Садовский.
Качество этой работы, по мнению эксперта, необходимо повышать и ужесточать спрос за ее проведение.
– Обращаем внимание, что предлагаемые меры направлены на снижение контроля государственным заказчиком за обоснованностью затрат и на увеличение цены контракта. Мы готовы это поддержать, но при условии, что будет повышенная эффективность и дисциплина общей экономической работы. В том числе мы согласны применять базовые цены, и согласны сразу фиксировать цену, если есть такая возможность.
В свою очередь, Андрей Ельчанинов дал предприятиям ОПК рекомендацию, как работать не допуская ошибок в ценообразовании. Все дело в подходах к планированию и включению заданий в ГОЗ при исполнении контракта:
– Когда вам предлагают контракт заключить по строительству серьезного образца вооружения и военной техники, при этом аванс пишется меньше 10% от стоимости образца, то только недальновидность директоров приводит к ошибкам. Если эти условия для вас неприемлемы, тогда зачем вы подписываете контракты? Нужно осмысленно и планировать задания ГОЗ.
Металл обуздали в цене
Также в рамках Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» было озвучено судьбоносное для предприятий оборонного сектора решение о фиксации цен металл. Принудить сырьевых монополистов к адекватным ценам для мобилизации национальной экономики сегодня призывают все здравомыслящие эксперты. К сожалению, во внутренней политике пока превалируют рыночные приоритеты. Но для оборонки сделано исключение, о котором рассказал первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Андрей Ельчанинов:
– С металлургами договорились на площадке Правительства. Для них, на самом деле, участие в ГОЗ – это полтора процента от их оборота. Ценообразование с ними будет происходить следующим образом: цена, фиксированная на 31 марта нынешнего года, плюс индекс дефлятора, зафиксированный на текущую дату. Это будет цена на металл. Они под этим подписались. Скоро этот нормативный документ в виде решения будет до всех доведен. То есть, металлурги от формата диктата цены на основании торгов на Лондонской бирже в части ГОЗ ушли далеко, надежно, и четко понимают свое место в жизни.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет