Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

«IT-стрелки» перевели в пользу иностранного поставщика

Приключения российского «микроэлектроника» могут закончиться гибелью отрасли
«IT-стрелки» перевели в пользу иностранного поставщика
Теги: #IT #Импортозависимость #Импортозамещение #Микроэлектроника

В настоящий момент в РФ продается, по разным оценкам, порядка 1,5-2 млн ПК на базе технологий Intel и процессоров архитектуры х86. Индикативно в деньгах это порядка $2,5-3,2 млрд, которые уходят в карман зарубежных корпораций. Рынок решений российского производства выглядит по сравнению с этим просто мизерным: для сравнения, счет здесь идет на тысячи устройств.

Согласно самым смелым надеждам, национальный сектор сбыта удастся повысить до десятков тысяч, благодаря государственным стимулам и ограничениям в пользу отечественной микроэлектроники. Только, в любом случае, этого катастрофически мало для окупаемости разработок. По объективным оценкам специалистов отрасли, рентабельность возникает на объемах сбыта в сотни тысяч. Чтобы выйти на окупаемость российских решений потребуется не просто отвоевать минимальные плацдармы на рынке микроэлектроники, но и подчистить его от засилья иностранных программных продуктов.

Главные ожидания отечественных разработчиков связаны с процессом замены иностранного софта и «железа» на российские аналоги в госструктурах и госкомпаниях. При этом, если с институтами власти все более-менее надежно, то в корпорациях слезать с иностранной IT-иглы явно не спешат. Еще хуже ситуация обстоит в сфере инвестиций и банковской системе: здесь попыткам импортозамещения оказывают открытое противодействие и саботаж.

Так, «Ведомости» анализируют, что  на практике стимулы переходить на отечественные продукты стали исчезать. По изначально принятым правилам госзаказчики обязаны были покупать системы хранения данных (СХД) только на базе отечественных процессоров с 1 января 2021 г. Однако не первый месяц ведутся разговоры об отмене этого требования. На государство оказывается информационное и экспертное давление заказчиков разных уровней и компетенций. Возможная отмена этого требования заставляет откладывать конкурсы – до прояснения ситуации. В итоге только в I квартале 2021 г., по данным IDC, рынок СХД упал на 44,1%.

«В конце прошлого года были отозваны 21,1 млрд руб., которые должны были получить российские производители на разработку новых процессоров. Отмена конкурсов на опытно-конструкторские разработки после выбора исполнителей – с таким индустрия столкнулась впервые», – отмечают «Ведомости». Второе знаковое для рынка событие произошло в апреле этого года, когда в реестр отечественной техники Минпромторга, несмотря на прямой запрет, было включено решение на иностранном процессоре (система хранения данных на ЦПУ IBM). Сигнал для рынка – исполнительный орган правительства не выполняет собственные постановления, значит, играть по правилам смысла уже нет.

Ударим в спину – получим прибыль

Последним ударом по импортозамещению в микроэлектронике может стать принятие проекта изменений в Постановление Правительства №719. Поправками сроки перехода госорганов на отечественные процессоры сдвигаются на два года. В российских реалиях – это означает «на неопределенный срок». Обязательство использовать российскую компонентную базу подменяется балльной системой. Если баллы пришлись ко двору в консервативном машиностроении, то в микроэлектронике они выглядят как ловля комаров баскетбольной сеткой. Разветвленная специфика отрасли такова, что набрать нужное количество баллов для попадания в Реестр «патриотических» продуктов теперь сумеет любой иностранный поставщик, наладивший «гараж» по сборке компьютеров в Российской Федерации. Можно даже обойтись без гаража, приспособившись комплектовать технику недорогими избыточными решениями.

Последовательным противником послаблений является вице-премьер Юрий Борисов, неоднократно заявлявший консолидированную позицию российских разработчиков по данному вопросу: на мартовском форуме «ГОСЗАКАЗ», на форуме «Армия-2021», на специальном совещании в Правительстве. Однако 31 августа проект “смягчающих” (по сути, капитуляционных) поправок представили премьер-министру Михаилу Мишустину. Как поспешил сообщить «КоммерсантЪ», ссылаясь на тайные источники по итогам этой встречи, компромисс весьма возможен.

В свою очередь, исполнительный директор консорциума российских разработчиков систем хранения данных РосСХД Олег Изумрудов, например, считает, что компромисс убивает в зародыше электронную промышленность РФ. Если будут приняты смягчающие поправки к ПП №719, то запустится цепочка банкротств компаний, которые уже начали вкладывать в производство свои оборотные средства, государственные субсидии и кредиты. Просядут не только производители процессоров, телеком оборудования, но и производители  вычислительной техники. При таком раскладе нельзя даже мечтать о создании новой отрасли приборостроения. Сверхприбыльный будущий рынок – отличный подарок для зарубежных IT-корпораций. Хотели как лучше, а в итоге государство само себя высекло?

Сконцентрировать внутренний спрос

Одной из главных проблем импортозамещения в цифре является отсутствие комплексных единых  продуктов в отечественной микроэлектронике и софте. Многие госзаказчики стремятся купить не просто оборудование, а непосредственно сервис. В этом случае закупку осуществляет сервисная компания-интегратор, на которую не распространяются требования по национальному режиму. Таким образом огромный объем контрактов выпадает из сферы регулирования. Субъекты 44-ФЗ и 223-ФЗ, закупающие услуги, таким образом обходят законодательство об импортозамещении. Об этом сообщили спикеры Экспертного совета по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности, заседание которого состоялось в рамках форума «Армия-2021».

– Мы совместно с консорциумом «Вычтех» обращали внимание регулирующих органов на эту проблему. Если ее не решать, заказчики будут из квот на оборудование уходить в сервисы, – комментирует Гульнара Хасьянова, генеральный директор АО «Микрон», генеральный директор Автономной некоммерческой организации содействия в развитии цифровой инфраструктуры «Консорциум «Телекоммуникационные технологии» (АНО ТТ).

Промышленная платформа российских разработчиков телеком-оборудования составляет порядка 50 компаний с общим оборотом выручки порядка 10 млрд рублей (то, что куплено из Реестра радиоэлектронной промышленности в прошлом году). А предприятий ОПК, так или иначе относящихся к отрасли связи, – насчитывается около 150 с общим оборотом более 200 млрд рублей. Если проанализировать пересечения в реестре, то обнаружится, что ОПК применяет более 50% технологий, которые используются в гражданской отрасли. Есть различия в уровне сервиса, но факт остается фактом, есть совпадение компетенций. Более того, в сфере телекома оборонка обладает компетенциями, которых нет на гражданском рынке (преимущественно, в сфере радиотехнологий). При значительно большем технологическом потенциале оборонному сектору не хватает инвестиционной наполненности.

В этой связи в Минэкономразвития считают, что необходимо повышать рентабельность конвейера ОПК за счет некоммерческого кредитования, обязывая при этом компании оборонного сектора реинвестировать полученную прибыль в развитие гражданских проектов. Минэкономразвития России предлагает Правительству перейти на трехлетние целевые контракты с единственным поставщиком, чтобы дать стартовый импульс новой отрасли приборостроения.

– Трехлетние контракты государства с предприятиями ОПК, заключенные без конкурсов, могли бы создать замкнутый экономический цикл. Таким образом, под готового клиента предприятие могло бы реинвестировать в развитие производства, используя свои научные компетенции. Это огромный плюс, совершенно очевидный для телекома, – считает Гульнара Хасьянова.

Отличие отрасли в ее колоссальном инновационном потенциале. Одна новая технология может покрыть десятки сервисов предыдущего поколения. При этом обеспечить преемственность перехода на новый тип оборудования в России крайне трудно. К примеру, новое телеком-оборудование невозможно встроить в сеть, поскольку она построена на другом вендоре. Во всем мире совместимость IT-продуктов обеспечивается государственной политикой стандартов и требований. К сожалению,  такой политики (как осмысленного, обязательного к исполнению, целенаправленного инструмента) в Российской Федерации попросту не существует.

– Объем инвестиций, в которых нуждается телеком – превышает объемы российского рынка, считает эксперт.

Поэтому заниматься возрождением отечественной микроэлектроники нельзя примитивно. В долгосрочной перспективе это приведет к неизбежному поражению от двух ведущих технологических держав. Чтобы сконцентрировать внутренний спрос, необходимо разработать стратегию точечного инвестирования ограниченного количества технологий. При этом должна быть создана интеграционная среда между гражданским коммерческим и военным секторами.

Российское ПО и железо живут отдельной жизнью

Одним из фундаментальных препятствий для сбыта российской микроэлектроники является ее оторванность от программного обеспечения. Не хватает совместимых приложений и сервисов, нет вживляемости в привычный для заказчика IT-ландшафт.

Сейчас российские процессоры находят применение только в узких отраслях, где к тому обязывают требования кибербезопасности. Небольшой спрос и слабые производственные мощности дают себя знать. Так, например, у российского «Эльбруса» на 2021 г. был запланирован выпуск всего 10 тыс. процессоров. В перспективе двух-трех лет массовое использование ПК на базе решений Baikal возможно в органах государственной власти и силовых ведомствах, где вопрос информационной безопасности решается системой прямых запретов. При самом позитивном сценарии рост потребности будет в десятки раз, но в относительном выражении это несопоставимо с объемом иностранных решений на х86 платформе.

Пожалуй, самым простым  и логичным сценарием импортозамещения, который не оставляет лазеек иностранным производителям, является внедрение программно-аппаратных комплексов. Начиная с российской бизнес-платформы (и\или ГИС), размещенной в «государственном» (аттестованном ФСТЭК и ФСБ) контуре решений, заканчивая клиентским устройством типа терминала или ПК.

Этот сценарий выглядит вовсе не таким уж узким, как кажется на первый взгляд. В свете растущих киберугроз подобный «продуктовый пакет» можно в добровольно принудительном порядке вручить не только социальным институтам, но и госкорпорациям, банкам, естественным монополиям, промышленным предприятиям. И тогда рынок сбыта отечественной продукции расширится десятикратно. Мобилизационная экономика требует мобилизационных решений.

Кстати, таким нетривиальным нормативным шагом прекрасно нейтрализуются и любые последствия послаблений в ПП №719, уязвимости балльной системы, так называемых сервисных контрактов и прочих пробелов национального режима в закупках. У сторонников импортозамещения остается туз в рукаве. Но чтобы сделать «ход конем» нужна смелость.

Сценарий с обязательным внедрением программно-аппаратных комплексов требует реальной государственной воли. Можно ли рассчитывать на такую политическую роскошь – покажет ближайшее время.

Автор: Андрей Троянский

20 сентября 2021, 17:41
393
Теги: #IT #Импортозависимость #Импортозамещение #Микроэлектроника

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.