Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Инжиниринг и промдизайн на службе индустриализации

Прямое финансирование НИОКР – главный инструмент опережающего развития
Инжиниринг и промдизайн на службе индустриализации
Теги: #Индустриализация #НИОКР

Инновационная промышленная политика прошлых лет не принесла стране инновационного прорыва. Далекий от системного подход к финансированию инноваций (без инженерной экспертизы, без понимания особенностей этапов инновационного жизненного цикла и без обеспечения их прохождения компаниями-новаторами) оказался непродуктивным. Сегодня этот подход переосмыслен. Большее внимание уделяется инжинирингу и промышленному дизайну.  

В России уже создано несколько инжиниринговых центров, позволяющих сшить этапы инновационного цикла разных стадий готовности с реальными производственными процессами, и продвижением продукта на рынке. Такой подход позволяет увидеть общую картину рентабельности наукоемких проектов, существенно упрощает привлечение в них частных инвестиций и оборотных средств. Особое направление – это реверсивный инжиниринг: то есть промышленное копирование оборудования и комплектующих, передокументация в российскую юрисдикцию. Выполнить даже эти ограниченные задачи вне четкого производственного сценария невозможно.

В Правительстве страны достаточно много сторонников идеи внедрения инжиниринговых центров.  В начале лета эта стратегия получила поддержку на самом высоком уровне. Так, по результатам июньской конференции «Цифровая индустрия промышленности России» Михаил Мишустин поручил создать целых 37 индустриальных центров компетенций по замещению зарубежных продуктов в ключевых отраслях. Замечательно, что курировать центры будут конкретные должностные лица, обладающие административным весом в своей отрасли, и за ними закреплена, хотя бы формальная доля персональной ответственности.

Так, на роль руководителя центра, который будет курировать замену зарубежных продуктов в нефтегазовой и нефтехимической отраслях предложен глава “Газпром нефти” Александр Дюков; на автомобилестроение – глава “КамАЗа” Сергей Когогин; на авиационный транспорт – глава “Аэрофлота” Сергей Александровский… и далее по отраслевому списку.

Хотя центры прямо не называются инжиниринговыми, в них, очевидно, будет присутствовать именно такой функционал. В первую очередь – оценка и инвентаризация рыночных импортных дефицитов по отраслям, с оценкой доступного потенциала отечественных предприятий и конструкторских школ по замещению этих дефицитов. Кропотливая работа над техническими заданиями. Кроме сугубо конструкторской работы необходимо продумать и спроектировать весь технологический цикл по выводу ее в серийное производство, контроль качества и спрос. Ситуация очень осложняется тем фактом, что в России нет собственной независимой и цельной системы промышленных стандартов. Это значит, часть стандартизации, то есть разработки технических требований к новоявленной «отечественной» продукции, инжиниринговые центры будут вынуждены брать на себя. Чтобы предъявить к продукции технические требования, нужно напрямую взаимодействовать с государственными и корпоративными заказчиками, которым эта будущая продукция нужна.

Инжиниринг тесно связан с промышленным дизайном: эти понятия нередко отождествляют или наделяют схожими функциями. Хотя промышленный дизайн – это больше о внешнем облике и восприятии будущего продукта целевой аудиторией, чем о его физических характеристиках.

Именно на промышленном дизайне предлагают сделать акцент многие специалисты, особенно если речь идет об отвоевании гражданского рынка. Создание массовой российской школы промдизайна, которая способна производить лучшие в мире конкурентоспособные продукты – это и есть способ ликвидации отставания российской гражданской промышленности, считает президент центра промышленного дизайна и инноваций «Кинетика» МИСиС Дизайн и Инновации» Владимир Пирожков. 

Эксперт полагает, возвращение на Родину российских инноваторов и государственная поддержка промдизайна это первоочередная задача, которую должны решить профессиональное сообщество, система образования и власть и общество. Эта позиция была представлена в формате развернутого доклада на стратегической сессии XVII Всероссийского Форума-выставки “ГОСЗАКАЗ” в апреле.

– Молодым инженерам (а инженерная подготовка для инноватора необходима) нужно обеспечить надежный карьерный лифт, достаток, а главное возможность творить и самореализоваться. Если мы вспомним атмосферу десятилетий технологических прорывов 50-х, 60-х годов прошлого века, добавим к духу созидания и мечты конкретные инструменты господдержки, то творческие, инженерно-конструкторские и предпринимательские круги нашего общества получат реальный шанс на успех. Этими инструментами должны стать лаборатории, инновационные инжиниринговые центры, государственные заказы и инвестиции, направленные не только на антикризисные меры, но и на опережающее развитие, уверен Владимир Пирожков.

Промышленный дизайн открывает возможности индивидуальной настройки под массовый спрос и даже под конкретного конечного потребителя. При этом инженер-конструктор остается  – основополагающей фигурой, отвечающей за реальный функционал и непосредственный процесс разработки изделия. На этапе разработки закладываются ключевые характеристики будущей продукции: техническое совершенство, надежность и эффективность выполняемой задачи на рубль стоимости.

Вместе с тем, как полагает Пирожков, ошибочно делать ставку только на догоняющую модернизацию, на внедрение процессов, оборудования и технологий, которые уже давно используются в мире на фоне опасного износа основных фондов в промышленности. Ведь основная прибыль от таких проектов уже заработана зарубежными производителями, они заняли прочное место на рыках, где не ждут гостей с устаревшими продуктами. Важно оперативно решать прикладные задачи по импортозамещению и даже улучшению отдельных комплектующих и оборудования, но слишком увлекаться этим процессом нельзя.

– Ставку необходимо делать в первую очередь на амбициозное целеполагание, и только потом – на замещающие продукты. Швейная машинка, заменившая напёрсток – настоящая инновация. А швейная машинка, напичканная электроникой – лишь небольшое улучшение, не позволяющее стать лидером на рынке.

При сравнении структурных годовых затратах на НИОКР, обнаруживается, что весь Ростех, со всеми его технологическими направлениями тратит на науку в 8 раз меньше, чем одна Тойота.

Чтобы дотянуть российские аналоги, до иностранных эталонов через реверсивный инжиниринг, необходимо вернуть промышленным предприятиям рентабельность в 25-30%, которая была при СССР. Только на таком уровне возможно безубыточное содержание завода и его техническое перевооружение с достойными зарплатами специалистам. Как ни странно уцелевшая структура управления промышленностью (особенно в оборонном комплексе) дает ей определенные преимущества в сравнении с западными экономиками.

– В ЕС и США государство не может напрямую субсидировать военный и промышленный НИОКР,  – объясняет Владимир Пирожков. – Их финансирование идет за счет завышения цен на конечную продукцию. Условный молоток в магазине стоит в магазине – 20 долларов, – тот же самый молоток в танке стоит 200 долларов, – комментирует эксперт.

Российским предприятиям не выгодно производить новые изделия именно из-за низкого финансирования НИОКР со стороны заказчика. В мировой практике – эта статья расходов занимает 5-10%, а в нашем случае – не более 1%.

Решить эту проблему можно только за счет отдельного прямого целевого финансирования прорывных научных проектов со стороны государства.

Логичным продолжением этой идеи, на наш взгляд,  является переход всех передовых научных организаций и их инфраструктуры в собственность и прямое подчинение государства с их одновременной загрузкой профильными заказами. Условно говоря, владельцем КБ, НИИ, Лаборатории, экспериментального завода должна быть не корпорация, не банк, и не акционерное общество, получившее институт в наследство в качестве довеска ко всем остальным промышленным активам. Единственный адекватный и рачительный собственник в данном случае это государство.

Тотальная госсобственность на НИОКР – это сильнейший рычаг влияния на корпоративный сектор и экономику страны в целом. Национализация инноваций позволит построить в России экономику нового типа, где государство будет не только главным распорядителем денежных потоков, заказчиком и партнером, но и единственным держателем научно-технического прогресса.

Автор: Андрей Троянский

27 июля 2022, 15:36
541
Теги: #Индустриализация #НИОКР

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.