Site icon Цифровые Закупки

Институт цифрового обжалования, Рейтинг деловой репутации, нестоимостные критерии эффективности

Обеспечение равных условий доступа к исполнению государственных контрактов, борьба с искажением конкурентной среды – остается магистральным приоритетом работы ФАС России на ближайшие годы. Вместе с тем экономика страны требует реализации дополнительных настроек, которые сделают сотрудничество государства и бизнеса более эффективным. Об этом на V Санкт-Петербургском форуме контрактных отношений рассказал руководитель Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский.

В сентябре Правительством РФ был утвержден «Национальный план развития конкуренции» на ближайшие 4 года. Одна из магистральных задач этого плана – развитие малого и среднего предпринимательства. В плане также выделяются задачи – «повышение прозрачности управления государственной и муниципальной собственностью», а также «цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования».

Лакмусовый малый бизнес

У «Национального плана по развитию конкуренции» есть критерии эффективности. Один из первых – это численность занятых граждан в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, которые в 2025 году должны составить не менее 25 млн человек.

Ожидается, что доля государственных закупок у МСП уже с 1 января следующего года составит не менее 25% от совокупного годового объема закупок в рамках 44-ФЗ; и не менее 30% от совокупного объема в рамках 223-ФЗ.

Предлагается снизить долю закупок корпораций у единственного поставщика (осуществляемых акционерными обществами с госучастием). Руководители профильных органов исполнительной власти обязаны отчитываться в ФАС о выполнении плана ежеквартально.

Для каждого региона ведомство вырабатывает систему мониторинга и оценки состояния конкуренции в отдельно взятом секторе госзаказа. Отслеживания этой динамики – прерогатива местных отделений антимонопольной службы. Именно на основе данных мониторингов будет готовиться Рейтинг регионов в сфере конкуренции, который ФАС намерен размещать в публичном доступе.

Удар по жалобщикам

Среди новшеств оптимизационного пакета, особенно важным в Антимонопольной службе считают положения, направленные на борьбу с профессиональными жалобщиками. В частности, вводится универсальная предквалификация. Предъявление дополнительных требований к участнику закупки: наличие опыта исполнения контрактов на сумму не менее 20% от начальной максимальной цены закупки. Поставщики, не прошедшие предквалификационный фильтр, не смогут подавать жалобы и умышленно мешать проведению закупки. Работа ФАС в этом направлении продолжается.

– Необоснованные жалобы наносят значительный ущерб, затягивают реализацию социально значимых проектов, – пояснил глава ФАС. – От заказчиков и потенциальных исполнителей нам регулярно поступают сигналы о попытках давления на участников закупок с целью монетизации. Критерии, по которым можно определить профессионального жалобщика, достаточно очевидны. В рамках работы Комиссии мы легко их идентифицируем и учитываем в предписаниях, выдаваемых ФАС России.

Также Максим Шаскольский подчеркнул, что довольно часто проблемы с жалобщиками возникают из детских типовых ошибок, которые допускают сами заказчики.

В этой связи ФАС рекомендует пользоваться услугами своего Учебно-методического центра. Обучающие программы позволяют повысить квалификацию кадров, занимающихся закупками.

Важным стратегическим изменением в картине закупок является перенос претензионной работы по контракту в ЕИС (переписка заказчика и исполнителя по контракту, подача жалобы в контрольный орган).  В целом, оцифровка исполнительной части контракта, его окончательная структуризация  — позволяют перейти к более удобным формам контроля. Некоторых распространенных нарушений не станет просто благодаря элементарной автоматизации функций Единой информационной системы.

Сама процедура обжалования в разы упростилась благодаря автоматизированному заполнению информации, необходимой для подачи жалобы.  А также система ее автоматической проверки. Все это значительно снизит вероятность возврата жалобы. Кроме того, и участник закупки, и заказчик смогут в режиме реального времени получать информацию обо всех этапах рассмотрения жалобы в личном кабинете. Этот механизм применяется уже более трех месяцев. Согласно статистике, с 5 июля в систему посредством ЕИС поступило более 2 тыс. жалоб, при этом ФАС отмечает, что количество отказов в их рассмотрении сократилось в 1,5 раза. В них значительно меньше ошибок, и все жалобы подписаны единой цифровой подписью.

В ФАС акцентируют еще одно положение оптимизационного законопроекта, влияющее на чистоту конкурентной среды. Теперь сведения об участниках закупки в Реестре субъектов малого предпринимательства будут автоматически проверяться на электронной торговой площадке со сверкой данных от Федеральной налоговой службы. – Это позволит упростить систему госзакупок для предпринимателей, а также снизить количество нарушений, связанных с отказом в допуске по причине отсутствия участника в Реестре МСП, – пояснил Максим Шаскольский. – Поскольку сегодня участник не обязан прикладывать выписку из реестра, и заказчик самостоятельно проверяет это через сайт ФНС.

КОАПП смягчился к закупщикам и поставщикам

В закупках произойдут изменения, связанные с корректировкой Кодекса об административно-правовых нарушениях (КОАПП). Новый КОАПП сокращает количество составов нарушений, предусматривающих административную ответственность за нарушения в сфере закупок: с 64 до 32. За впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, и при отсутствии отягчающих обстоятельств – вводится наказание в виде «предупреждения».

Также новый КОАПП исключает возможность назначения нескольких административных наказаний при одновременном выявлении однородных нарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей кодекса.

ФАС возвращается к идее Рейтинга деловой репутации

Не все предложения ФАС России попали в пакет поправок. В частности, в итоговую редакцию оптимизационного пакета не вошел Рейтинг деловой репутации. По мнению законодателей, критерии и порядок расчета показателей требуют более детальной проработки, в том числе с учетом мнения бизнес-сообщества. Основная критика идеи была связана с тем, что данными, которые лежат в основе Рейтинга можно манипулировать. Однако в ФАС уверены, что после введения электронного актирования информация в ЕИС будет максимально полной и достоверной, что сделает расчет рейтинга прозрачным.

– Мы продолжим работу над формированием методики оценки Рейтинга деловой репутации предпринимателей. Это важно для упрощения доступа к госзаказу поставщиков с успешно выполненными контрактами.

Изначально Рейтинг предлагалось формировать в автоматическом режиме, посредством ЕИС, принимая в расчет совокупность исполненных контрактов: их количество, наличие штрафных санкций и фактов непопадания в РНП в прежние периоды. По замыслу ФАС, компании с высоким рейтингом смогут претендовать на снижение обеспечения заявки. Эта функция Рейтинга останется неизменной.

Качество в приоритете

– Мы сейчас изучаем возможность применения индикаторов цен на биржевые товары для определения НМЦК контракта при проведении закупок отдельных видов товаров для государственных и муниципальных нужд, – отметил руководитель ФАС Максим Шаскольский.

Антимонопольная служба прислушалась к мнению отраслевого сообщества об эффективности исполнения контрактов, а также обратной связи с конечным потребителем (товаров, работ, услуг). На протяжении последних лет контрактную систему страны критиковали за так называемый аукционный перекос. В некоторых случаях приоритет ценового снижения и отсутствие возможности выставить не стоимостные критерии закупки влияет на качество и своевременность исполнения контрактов, или даже приводит к их срыву. Обеспечивается доступ к государственным закупкам худших поставщиков, которые поставляют низкосортную продукцию по нижней ценовой категории, когда без радикальной экономии на качестве за заявленную стоимость сделать ничего невозможно. Особенно остро данная проблема стоит в сфере социально значимых закупок.

– Считаем необходимым проработать вопрос снижения значимости стоимостных критериев до 40% и повышения нестоимостных критериев до 60% в отношении закупок по организации питания в детских образовательных учреждениях.  В данном случае существенное снижение цены контракта может приводить к снижению качества питания. Мы фиксируем значительное количество обращений по этому поводу.

Руководитель ФАС России подчеркнул, что в нормативном поле уже есть ряд исключений, где преобладает значимость нестоимостных критериев закупки.

Автор: Андрей Троянский

Exit mobile version