Возможности региональных уполномоченных органов закупок существенно выросли в последнее время. Это стало результатом контрсанкций и усиленных мер поддержки национальной экономики со стороны государства.
Местным властям предоставили исключительное право:
- проводить стратегически важные контракты с единственным поставщиком;
- применять офсетные договоры (сделки со встречными обязательствами);
- получать бюджетные льготные кредиты со ставкой не более 3% напрямую от государства (минуя коммерческий банковский сектор);
- направлять средства, высвобождаемые в результате реструктуризации ранее предоставленных регионам бюджетных кредитов, на мероприятия по нормализации ситуации в отраслях экономики.
Еще в апреле все это обсуждалось, как возможные средства спасения ситуации на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». Проекты сбылись оперативно, и страна уже живет в формате новой экономической политики.
Коммерческий кредит уступает бюджетной ссуде
К перечисленному выше следует добавить практику замены коммерческих кредитов государственными (от 0,1% до 3%). С недавних пор она масштабирована на всю страну. И если раньше об альтернативном финансовом контуре избегали говорить в открытую, то теперь и практика, и терминология закреплены в официальных документах Кабмина за подписью Михаила Мишустина.
«Речь идет о практике замещения рыночной задолженности бюджетными кредитами. Решение позволит поддержать регионы и стабилизировать их финансовую ситуацию в условиях внешних ограничений», – говорится в постановлении председателя правительства.
Задача не только «погасить» в прошлом, но и «заместить» в будущем. Согласно документу, подписанному 8 июня, субъекты РФ, досрочно погасившие долговые обязательства по ценным бумагам, банковским кредитам и внешним займам в январе — феврале 2022 года, смогут рассчитывать на новые бюджетные кредиты.
Регионам бюджетный кредит помогает значительно экономить средства на обслуживании госдолга, и работать над реализацией национальных проектов, не задумываясь над латанием финансовых дыр. В результате, шаг за шагом выбраться из банковской зависимости удается даже субъектам с традиционно трудной дотационной экономикой. Так, из долговой ямы постепенно уходит Хабаровский край. Другие регионы страны показывают сокращение доли коммерческих денег в своем обороте. Это прослеживаемая тенденция, которая отчетливо свидетельствует о смене внутриполитического курса. Характерный пример – Пермский край, который в 2022—2024 годах осознанно отказывается от коммерческих кредитов на общую сумму 5,4 млрд руб.
Всего субъектам РФ выделено более 367,2 млрд рублей на погашение (замещение) коммерческих кредитов. Срок погашения госзайма весьма гуманный — до 2028 года; и процент выглядит символическим – всего 0,1%. По сути, это государственная ссуда, которая выталкивает коммерческий кредит из жизни региона. Средства можно потратить на замещение рыночных заимствований как самих субъектов РФ, так и их муниципальных образований. Бюджетные кредиты на замещение коммерческой задолженности получат 68 регионов.
Замечательным свойством этих денег является их абсолютная подконтрольность и прозрачность целевого расходования в рамках исполнения государственных контрактов. Этого удалось добиться за счет системы Казначейского сопровождения, – которую, по-справедливости, можно назвать одной из самых высокоразвитых цифровых бюджетных систем в мире. Прямо сейчас КС выходит в полный масштаб страны. С этого года право на казначейское сопровождение получили еще 58 субъектов РФ. По состоянию на конец апреля в рамках КС было заключено уже 9 тыс. контрактов на сумму свыше 1 трлн рублей. Есть основания полагать, что эти цифры будут только расти. Как и объем средств, идущих в реальный сектор экономики без коммерческих прослоек банковской системы.
Руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин (из доклада Михаилу Мишустину):
– Субъектам Российской Федерации казначейское сопровождение позволяет даже в большем объёме авансировать, потому что нет опасений – деньги находятся под контролем Казначейства. По инфраструктурным кредитам основные контрольные точки наступают у нас после первого июля, все субъекты Российской Федерации, сейчас их 37, получили инфраструктурные кредиты. Мы помогаем, задействуем весь арсенал Казначейства, чтобы эти расходы были проведены по целевому назначению.
Одновременно по линии нацпроектов на протяжение последних месяцев стремительно развивается программа «Инфраструктурное меню», крайне востребованная регионами России. Программа разработана Правительством РФ в первой половине 2021 года по инициативе Президента Владимира Путина.
Суть Инфраструктурного меню
- Включает в себя пять финансовых инструментов: эмиссию инфраструктурных облигаций под гарантии ДОМ.РФ; реструктуризацию бюджетных кредитов; предоставление регионам средств от перераспределения акцизов; займы от ФНБ; инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБП).
Интересная статистика: на получение инфраструктурного бюджетного кредита субъектами РФ было подано в два раза больше заявок, чем было одобрено. ИБП позволяет развиваться на сверхвыгодных условиях заемные средства от государства предоставляются по ставке 3% годовых сроком на 15 лет! В Минстрое сообщают, что в целом с 2022 по 2025 год на реализацию федерального проекта планируется выделить более 2 трлн рублей. Средства инфраструктурного бюджета кредита уже распределены на более чем 350 объектов инженерной инфраструктуры в размере порядка 147 млрд рублей, на 50 объектов транспортной инфраструктуры — на сумму свыше 145 млрд рублей. Почти 90 объектов социальной инфраструктуры будут профинансированы на сумму более 42 млрд рублей.
Интересно, что инфраструктурное меню – это не абстрактный финансово-кредитный продукт, а своеобразная система требований. Сам факт пользования его сервисами требует определенной дисциплины хозяйствования и стратегического мышления со стороны пользователя. Нельзя просто взять бюджетные деньги и освоить их в меру личных талантов руководителя региона. На полную катушку работают местные финансовые институты, а Казначейство проверяет целесообразность применения каждого рубля. Возможно, по этой причине многие государственные заказчики относятся к казначейскому сопровождению с опаской. Однако других источников «дешевых денег» в регионах нет. А, значит, придется привыкать к новой административной реальности и персональной ответственности за проекты. Вот, к примеру, публично озвученные требования Минстроя к применению средств ИБК. От регионов хотят видеть «гарантированный опережающий план кассового освоения средств бюджетных кредитов в текущем году». Для подготовки такого плана рекомендуют обращаться в Минфин России с целью внесения изменений в подписанные соглашения и получения средств в максимальном объеме. Это позволит обеспечить скорейший выход на стройплощадки и быстрее реализовать проекты.
Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александр Ломакин:
– Первые результаты уже видны. В частности, в Волгоградской области закупили троллейбусы, во Владимирской и Калужской — автобусы, в Москве приобретают вагоны для метрополитена и МЦД, в Челябинской области и Санкт-Петербурге ожидается поставка трамваев. Потребность в данных заемных средствах огромная, она кратно превышает сумму уже выданных и планируемых к доведению средств этого механизма.
Об особых полномочиях региональной власти
Произошел ряд изменений в Бюджетном кодексе, который расширяет возможности региональных властей в части авансирования контрактов. Как пояснил в недавнем интервью заместитель министра финансов Алексей Лавров: «По обращению регионов законопроект расширяет полномочия субъектов Федерации (местных администраций) по использованию казначейского сопровождения государственных (муниципальных) контрактов. Сейчас такие контракты определяются только в законе (решении) о бюджете и их размер не может быть менее 50 млн руб. В целях увеличения авансов эти ограничения на 2022 г. снимаются (при казначейском сопровождении авансов они исключаются из размера обеспечения, что значительно уменьшает финансовую нагрузку на заказчиков)».
А еще, в июне Госдума приняла в первом чтении законопроект ФАС, который отменяет действие антимонопольных запретов в конкретных случаях госзакупок у единственных поставщиков по решению региональных органов власти. Ответственных за принятие таких решений выводят из-под действия закона «О защите конкуренции» (135-ФЗ). У губернаторов появилось исключительное право определять новые случаи и порядок закупок у единственного контрагента, а также возможность внесения изменений в существенные условия контракта. Все ради того, чтобы снизить риски срыва сроков исполнения контрактов на фоне волатильности цен, а также решить проблему невозможности закупки определенных товаров, работ или услуг для нужд региона. При этом есть оговорка, что решение руководителя субъекта РФ должно быть обосновано срочностью закупки, ее предметом и невозможностью конкурентной закупки в каждом конкретном случае.
Автор: Андрей Троянский