Site icon Цифровые Закупки

Госзакупки в строительстве: растут цена квалификации и мера ответственности

Несмотря на кризис и санкции стройка является одной из «вечнозеленых» отраслей национальной экономики, где продолжается активный рост. 

Закупочное законодательство также стало значительно удобнее для строителей. Благодаря обратной связи удалось исправить несколько нормативных изъянов, которые препятствовали работе.

После вала жалоб в прошлом году, от подрядчиков Минстрою удалось разрулить ситуацию в сфере строительного контроля. Одной из проблем был выход на эти задачи компаний, не соответствующих объемам и сложности исполняемого контракта.

Строительный контроль, как правило, закупается дополнительно на конкурентном рынке. Условно говоря, может быть миллиардная закупка на строительство объекта и закупка работ по строительному контролю на сто миллионов. Отсутствие предквалификации создавало неизбежные сложности. В прошлом году было выпущено письмо Минстроя (от 12 февраля 2021 г. N 5265-ТБ/02), которое привело подконтрольную и контролирующую стороны в сопоставимый масштаб задач. Для компаний, имеющих намерение выполнять по договору строительный контроль, была введена обязанность членства в саморегулируемой организации соответствующего уровня.

Удалось отсечь тех, кто вчера строил дачные коттеджи от строительного контроля по объектам капстроительства с миллиардной капитализацией (аэропорты, мостовые сооружения).

Напряжение снято, однако, в идеологическом плане проблема строительного контроля до сих пор не решена. Она лежит значительно глубже: это вопрос об ответственности подрядчика строительного объекта за допущенные нарушения и несоответствия. С высокой степенью вероятности мы увидим продолжение законодательной коллизии вокруг этой нормы.

Стройконтроль сегодня во многом остается маниловщиной, — дополнительной формальностью, которую вынуждены выполнять подрядчики. Нанимать стороннюю организацию просто ради сверки выполненных работ с проектно-сметной документацией – это довольно расточительное и не совсем оправданное занятие.

Однако, дело в том, что изначально стройконтроль вводился как функция для получения экспертных заключений в случае нарушений какого-либо конструктива. При производстве работ стройконтроль выискивает скрытые нарушения со стороны подрядчика. Заказчик физически не может постоянно находиться на объекте и следить, например, за заливкой бетона, за качеством используемой арматуры, соблюдением технологических операций… Часть ответственности предполагалось перенести на организацию, осуществлявшую стройконтроль. Если новостройку перекосило, и она пришла в аварийное состояние, то отвечает не только подрядчик, но и профессиональный проверяющий. Если мост рухнул в реку под первым же большегрузом…  Однако построить адекватную систему ответственности пока не получилось,

– Пока не будет выстроена система ответственности внутри СРО, которое выдает допуски к строительству и пока не наладится страховая часть возмещения убытков в случае выявления нарушений, то вопрос вокруг основной функции стройконтроля не решится, – считает председатель Правления Ассоциации комплаенс-менеджеров Владимир Соловьев.    

Важно! С 1 сентября текущего года в стране появится Единый реестр саморегулируемых организаций строительной отрасли. Это также добавит ясности в работе отрасли.

Разграничение опыта для предквалификации

В строительстве фиксировалось большое количество нарушений, связанных с разграничением опыта потенциальных исполнителей контракта в предквалификации.

ФАС России ввел различение строительного опыта, сузив предмет оценки, теперь, например, в закупках на дорожное строительство, ремонт и обслуживание учитывается только конкретный опыт поставщика на дорогах общего пользования. То же самое касается и других специализаций в строительстве.

Текущей версией законодательства выделяется пять объектов капитального строительства. И если по какому-либо из этих типов закупаются строительно-монтажные работы, то опыт оценивается исключительно по аналогичным объектам.

Важный нюанс: предквалификация распространяется на опыт, который есть у участника за последние пять лет до окончания срока подачи заявок (по 44-ФЗ, 223-ФЗ и по гражданским правовым договорам).

На практике это значит, что, к примеру, на дорожные контракты не смогут выйти компании типа ИП «Домик в деревне», не обладающие реальной квалификацией в дорожной отрасли. Постановлением Правительства (ПП2604) вводится соответствующий порядок оценки.

Изначально в Градостроительном кодексе выделялось 4 вида объектов капстроительства. Однако Минтранс России под давлением профессионального сообщества (после огромного количества жалоб) настоял на том, чтобы дорожное строительство было выделено в отдельную категорию. Теперь на любые закупки по автомобильным дорогам: будь то допуск или оценка устанавливается особое положение. Если закупается строительство дороги, капитальный ремонт дороги или обслуживание, то в порядке предквалификации заказчик оценивает имеющийся у компании опыт лишь по автомобильным дорогам.

Ранее такой опыт можно было показать на линейном объекте, который не являлся автомобильной дорогой.  Это приводило к печальным последствиям, когда дорожные контракты доставались компаниям из области капстроительства, которые не могли качественно выполнить работы или срывали сроки.

Ольга Горбачева, и.о. начальника Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России:

– Заказчику главное не ошибиться с выбором своего типа объекта. Бывает так, что заказчик оценивает объекты капстроя, а у него на самом деле мост, который является технически сложным либо уникальным сооружением.

Некоторые заказчики в регионах также часто не могут правильно определиться с типом объекта капстроя, относящегося или не относящегося к категории объектов культурного наследия. (Существуют региональные и федеральные перечни таких объектов, что приводит к путанице). На объекты такого типа распространяются совсем другие правила.

У квалификации есть границы и критерии 

Введение четких разграничений по предквалификации позволило исключить антиконкурентные злоупотребления со стороны заказчика. Например, когда несколько видов работ включаются в один лот. Теперь заказчик не может устанавливать в извещении две позиции одновременно (например, «уборка» и «техобслуживание инженерных систем»). Также исключен отказ в допуске к участию в закупке по основаниям, которые не предусмотрены постановлением Правительства № 2571. Были случаи, когда заказчик отказывал не только на основании тех документов, которые есть в составе заявки, а на основании документов, которые участник априори и не должен был включать в состав заявки (допустим, бухгалтерской отчетности).

Нарушения в части неправильной трактовки строительного опыта также возможны и со стороны оператора электронной площадки. Не смотря на то, что оператор является промежуточным субъектом контроля, из-за его самодеятельности на закупку может никто не прийти. К примеру, если оператор не аккредитовал участника в результате неправильной трактовки имеющегося  опыта. Есть случаи, когда площадка не квалифицирует наличие опыта по каждому виду работ отдельно. Либо, наоборот, не глядя аккредитовать участника, у которого не имеется достаточного опыта, не сверяясь с данными ЕИС (на основе гражданско-правового договора).

Автор: Андрей Троянский

Exit mobile version