Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Госплан гражданской диверсификации

В Минэке предлагают ввести отдельного регулятора диверсификации и расширить полномочия Промсвязьбанка для целевого кредитования ОПК
Госплан гражданской диверсификации
Теги: #Госплан #диверсификация #Инвестиции #Индустриализация #ПСБ

Одним из самых ярких событий прошедшего в Москве XVII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» стал круглый стол «Диверсификация ОПК: импортозамещение как фактор роста отечественного производства».

  • По госзакупкам в рамках 44-ФЗ за 2021 год зафиксирован рост объема закупленной промышленной продукции российского происхождения в рамках квотирования до 200 млрд рублей. Рост экспорта в аналогичной весовой категории составил +36% (196 млрд долларов). Подчеркнем, что речь идет о несырьевом, не энергетическом экспорте, а о промышленности высоких переделов.

Минэкономразвития,  защищая интересы поставщиков, отмечает огромную мотивацию молодых российских компаний, которые рвутся в освободившиеся ниши внутреннего рынка. Минпромторг, Агентство технологического развития, ФРП, Роснано и другие институты развития  завалены заявками на производство отечественных аналогов иностранной продукции. В этом контексте парадигма импортозамещения уже выглядит несколько устаревшей. Для российской промышленности открылось редкое окно возможностей, которым надо уметь пользоваться в полную силу, не оглядываясь на иностранных партнеров и по максимуму, занимая те ниши, из которых они опрометчиво ушли.  В Телеграм канале Минэкономразвития и на сайте министерства собрана исчерпывающая пошаговая информация по мерам поддержки для российских предприятий и бизнеса, создан специальный раздел «Навигатор мер поддержки», адресованный в том числе МСП.

Огромные компетенции и ресурсы развития производящего сектора национальной экономики сосредоточены в оборонно-промышленном комплексе. Грубо говоря, ОПК – это средства производства для следующего технологического уклада. От того, как власти, корпорации и бизнес будут пользоваться этими средствами производства, зависит будущее России на перспективу 50-100 лет.

Официально заявленная цель – к 2030 году увеличить ежегодные объемы выручки от реализации гражданской продукции до 2,5 трлн рублей (150% от объема ГОЗ).

Процитируем данные из аналитического исследования Департамента бюджетного планирования и государственных программ Минэкономразвития России, опубликованные на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в апреле 2022 года.

Текущие проблемы:

  • Крайне низкая рентабельность ГОЗ (1-5%), что делает невозможным воспроизводство и развитие гражданской продукции.
  • В сфере ГОЗ нет единого регулятора. Это порождает избыточное нормативно-правовое регулирование, одновременно действует около 1300 норм и требований.
  • Деятельность ОПК в гражданском сегменте в целом воспринимается негативно: дорого, неэффективно, плохое качество.
  • Отсутствуют прямые инвестиции для реализации гражданских проектов. ГОЗ не позволяет накопить живые деньги.
  • Диверсификация идет хаотично. Не приняты законы и акты Правительства РФ, определяющие постоянство работы по диверсификации ОПК.
  • В государстве нет постоянного проектного офиса, который занимается сопровождением проектов по диверсификации ОПК.
  • ОПК не используют все меры поддержки. Отсутствует навигатор всех льгот.

– Мы должны формировать своих национальных устойчивых промышленных лидеров, – считает Сергей Икрянников, заместитель директора Департамента бюджетного планирования и государственных программ Минэкономразвития России. – Показательно, что в отличие от некоторых категорий специалистов, которые побежали из страны после введения санкций, предприятия оборонного комплекса наоборот заявили о своей готовности честно работать на благо России. Очевидно, на кого нужно направлять поддержку. Нам нужны корпорации, которые при малейших трудностях не показывают спину, а защищают наш технологический суверенитет.

По данным Минэкономразвития, оборонный комплекс существенно недозагружен заказами и недоинвестирован. Предприятия ОПК готовы к выпуску высокотехнологичной гражданской продукции, но главным препятствием для этого является критический дефицит оборотных средств.

Низкая рентабельность ГОЗ и избыточная зарегулированность отрасли являются меньшей угрозой. Чтобы диверсификация не осталась на бумаге, ей нужны живые деньги.

Анализ показывает, что оборонный сектор должен иметь рентабельность не ниже 25%, чтобы оборонные предприятия имели мотивацию участвовать в гражданских проектах.

ФАС России, Минпромторг, Минфин одновременно дают оборонному комплексу разъяснения, как действовать на гражданском рынке. При этом, нет исчерпывающей картины и понимания, на кого ориентироваться в работе. Причем, иногда эти комментарии к правоприменительной практике могут быть противоречивыми. Чтобы диверсификация не буксовала – необходимо определить ее единого регулятора, который обеспечит единообразие правовых норм.

Необходимо менять информационный фон вокруг продукции ОПК и роли оборонного сектора в новой мобилизационной экономике страны. Это лучшие компетенции страны, возможности НИОКР, недоступные большинству гражданских компаний, долгосрочные разработки.

– Наше предложение – на пять лет отменить действие 44-ФЗ для предприятий ОПК при поставках гражданской продукции. Проблема в том, что действующая система торгов дает преимущества иностранным производителям. Оборонному сектору нужно гарантировать сбыт. Нужно учитывать, что срок окупаемости производства высокотехнологичной продукции составляет 5-7 лет.

Также в Минэке предлагают установить квоту закупок гражданской продукции у предприятий ОПК. Заказчики должны прямо поддерживать предприятия ОПК, считают в министерстве. На какой-то период необходимо выделить квотированную продукцию, которую могут поставлять оборонные предприятия в отдельный перечень. Таким образом, государство даст им возможность спокойно сформировать рынки сбыта.

– Это не значит, что мы каким-то образом ущемляем малый и средний бизнес, – пояснил Сергей Икрянников. – Это естественное расширение новых сегментов рынка. Также мы предлагаем ввести Госплан гражданской диверсификации. Не нужно его бояться, это не предложение Госплана СССР, а индикативная верхнеуровневая стратегия, позволяющая выстраивать кооперацию смежных предприятий.

Так, приходя в Минпромторг за субсидией, компании ОПК не могут представить понятный бизнес-план, из которого будет видна рентабельная логика развития и модернизации производства, проект окупаемости продукции на долгосрочный период.

Для предприятий ОПК в Минэке также предлагают:

– Ввести институт Омбудсмена. Им нужен легальный посредник,  уполномоченное должностное лицо РФ по защите прав предприятий ОПК будет заниматься донесением их позиций до органов исполнительной власти, обсуждением сложностей и препятствий в их работе, согласовательной работой с госорганами.

– Давать оборонному сектору без конкурсов субсидии на гражданские проекты. Правительственная комиссия по импортозамещению может принимать такие решения. Это ускорит темпы реализации проектов.

– Ввести процедуру государственного проектного управления гражданскими проектами предприятий ОПК. Механизм подразумевает ручное управление, сопровождение и опеку таких проектов со стороны государства.  Специальный уполномоченный орган власти должен отслеживать приоритетные проекты диверсификации, устранять все возникающие на пути сложности, принимать точечные решения.

– Законодательно установить финансовые гарантии работникам, которые занимаются ростом выручки гражданской продукции без создания гарантии по оплате труда внушительных результатов не добиться. В период индустриализации СССР успешно применялась система мотивации работников.

Революционный блок предложений Минэкономразвития касается финансовой политики в отношение оборонного сектора.

– В стране множество госбанков, институтов развития и фондов, однако живых денег они промышленности не дают. У нас же разветвленная банковская система, которая может сформировать доступные средства для инвестиций в основной капитал. Эти деньги не потребуется долго держать в активах.

Минэкономразвития РФ предлагает законодательно обязать государственные банки и институты развития сформировать фонды прямых инвестиций. Раз банковские структуры отказываются предоставлять финансирование индустриальному сектору на добровольной основе, следует им сделать предложение, от которого они не смогут отказаться. Правильное решение поможет принять буква закона.

По данным Минпромторга, в структуре ВВП к 2035 году на электронную продукцию будет приходиться порядка 70%. Однако в сравнении с Китаем перспективные темпы нашего развития выглядят бледно. КНР в течение 11 лет привлекает около 220 трлн (в рублях) на технологический «рывок» в электронике. А Россия в течение 10 лет планирует из бюджета направить всего около 1 трлн рублей. В этой связи, Минэк предлагает воспользоваться дополнительными средствами ускорения отрасли: установить НДС 0% на 10 лет на радиоэлектронную продукцию.

В Минэке считают, что необходимо расширить полномочия ПСБ, опорного банка ОПК, «дозагрузив его работой». По мнению Сергея Икрянникова, весь потенциал этой финансовой структуры не реализован по отношению к оборонной промышленности.  Чтобы задействовать этот потенциал в полную силу,  придется подготовить ряд законодательных изменений:

1) В Минэке полагают, что Промсвязьбанк может проводить собственный независимый Мониторинг оценки роста доли гражданской продукции ОПК, с ежеквартальными докладами в Правительство РФ.

2) Предлагается сформировать на платформе ПСБ «Проектный офис» по финансированию диверсификации. Ежеквартальные доклады в Правительство РФ с планами реализации проектов. Как пояснил Сергей Икрянников, предприятия не должны заниматься финансовой казуистикой, готовить многостраничный обоснования, отчеты и презентации. Их дело – конструировать, стоять у станка и производить. Бюрократическая нагрузка должна быть полностью снята с военно-промышленных компаний, получающих кредиты и инвестиции.

3) Третье предложение в рамках расширения полномочий Просвязьбанка – это создание цифровой экосистемы мер поддержки предприятий ОПК. Нужен Единый портал всех актуальных мер поддержки ОПК с маркетинговыми исследованиями рынка и пошаговыми сценариями развития. Сейчас руководители предприятия путаются в огромном правовом лабиринте. Инженер не может отлучиться на полтора месяца от гособоронзаказа, чтобы разбираться в актах и условиях.

4) В рамках экосистемы диверсификации предлагается создать при Промсвязьбанке электронную торговую площадку с правом поведения торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Торги по ГОЗ должны быть в одном месте. ПСБ обеспечивает все счета и весь контроль, при этом предприятия оборонного комплекса вынуждены постоянно пользоваться разными ресурсами. Доступ ко всему функционалу должен быть обеспечен из одного личного кабинета.

5) ПСБ предлагает стать оператором стимулирования экспорта гражданской продукции ОПК. Должно быть обеспечено прямое взаимодействие с Российским экспортным центром.

6) При банке предлагается создать Фонд прямых инвестиций (возможно, с дополнительным субсидированием со стороны бюджета). Такой фонд мог бы осуществлять кредитование предприятий в консорциуме с институтами развития под гарантии государства. Фонд мог бы представлять 25-30% в капитал совместных предприятий. Через 5-7 лет банк должен выходить из компаний. Таким образом будет обеспечен форсированный рост на стартовом этапе.

Автор: Андрей Троянский

12 апреля 2022, 17:25
612
Теги: #Госплан #диверсификация #Инвестиции #Индустриализация #ПСБ

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.