Идея обязательной «маркировки» данных по контрактам, проходящим в рамках национальных проектов, прозвучала от представителей всех регионов, посетивших заседание Экспертного совета Гильдии отечественных закупщиков в Государственной Думе РФ.
Удивительно, почему до такого не додумались федеральные власти?
Сейчас за деньгами нацпроектов невозможно проследить. Нацпроекты нереально вычленить из огромной финансовой массы других госзакупок. Говорят, «инвестиции любят тишину», но здесь явно не тот случай. Получается какое-то электронное средневековье с фанатичной квантовой борьбой за конкуренцию при полном отсутствии данных по исполнению контрактов.
Заправляем телегу высокооктановым бензином и удивляемся, что она не едет. Кстати, просьба регионов дать им сведения по нацпроектам поразительным образом сочетается с предложением Сергея Глазьева использовать цифровые рубли (с электронной меткой), чтобы отследить движение средств по государственным программам целевого финансирования и сделать сферу госзакупок полностью прозрачной. Конечно же, в финансовом блоке руководства страны сочли предложение Сергея Юрьевича слишком радикальным. А кто-то даже игриво иронизировал по этому поводу.
Но, глядя на промежуточные итоги реализации нацпроектов, шутить уже не хочется. Реальность беспощадна к адептам рыночной утопии: производство само не развивается, бизнес сам не заводится, поставщики не мчатся шумною толпою на торги, не растет кокос… Недостаточный уровень контрактации по нацпроектам – это повальная проблема для всех регионов. Иными словами, денег полно, но они не идут в работу.
Что здесь не так?
Чтобы ответить на этот вопрос, полезно послушать диалог практиков и теоретиков госзаказа.
Игорь Подшивалов, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Челябинской области:
– Контрактация по расходованию средств нацпроектов в Челябинской области составляла менее 40% по итогам 6 месяцев. Мы увидели очевидные риски недостижения в текущем финансовом году заявленных целей. По отдельным направлениям и программным продуктам освоение средств вообще не начинается. На федеральном уровне не приняты соответствующие регламенты расходования средств. На муниципальном – не подготовлены документы и проекты, под которые необходимо выделить деньги. Низкий уровень контрактации связан также с отсутствием уполномоченного органа, отвечающего за определение поставщиков. Низкая квалификация сотрудников контрактной системы. По некоторым проектам отставание связано с поздним поступлением средств из-за косности бюджетных процедур. Вызывает вопросы порядок расходования средств по статье «Единственный поставщик». Затруднен аудит госзакупок при реализации национальных проектов. Для решения этих задач, и в том числе для успешного достижения целей, поставленных Президентом, необходимо хотя бы на уровне регионов создать систему маркировки нацпроектов. Предусмотреть возможность подсвечивания закупок, связанных с исполнением национальных проектов и их региональных составляющих. На данный момент чисто технически отсутствует возможность определить принадлежность той или иной закупки национальным проектам. Ни план-график закупок, ни иные документы не позволяют проследить за этой составляющей.
Евгений Гороховский, начальник Управления размещения государственных заказов, заместитель председателя Комитета государственного заказа Вологодской области:
– Если конкурентные закупки в рамках нацпроектов будут «окрашены», то это поможет ускориться в работе по их реализации, однако неподотчетной останется область закупок у единственного поставщика. А ведь с учетом поправок 44-ФЗ в сфере культуры и образования она существенно расширилась. Подавляющая часть таких закупок выпадает из поля зрения систем контроля и мониторинга.
Андрей Сеньков, министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области:
– На всех этапах – от планирования до исполнения – за контрактом должен быть закреплен признак, относящий его к нацпроектам. С возможностью выкладки статистической информации по данному признаку. В таком случае можно проследить и своевременность проведения конкурса, например, и наличие конкурса как такового. Эта информация позволит уполномоченному органу или крупному государственному заказчику получить комплексную картину.
Председатель правления Гильдии отечественных закупщиков Лидия Никифорова.
Лидия Викторовна зачитала предложения, поступившие от операторов системы государственного заказа Санкт-Петербурга:
– Необходимо обеспечить возможность выборки сведений о заключенных контрактах и об объеме их финансирования в разрезе КБК (кодов бюджетной классификации), относящихся к федеральным проектам. Предлагается создать механизм отбора таких данных в открытой части ЕИС. На текущий момент ни в открытой, ни закрытой части Единой информационной системы невозможно провести отбор таких данных. Необходимо рассмотреть вопрос о возможности доступа к закрытой части, позволяющей осуществлять мониторинг закупок в соответствии с Федеральным законом 223-ФЗ, не только органам контроля, но и иным органам государственной власти, осуществляющим мониторинг закупок.
Информационный вакуум – это лишь одна из проблем, мешающих работать по федеральным целевым программам на местах. Есть и другие, на которые также указали члены Экспертного совета Гильдии закупщиков. Так, из Мурманска сообщают о проблемах с теми контрактами, где идет исполнение по проектам, и проекты приходится дорабатывать, исправляя ошибки. Требуется повторное согласование – и, как следствие, срыв сроков. Характерная история от Калининграда до Камчатки. От Ростовской области поступило предложение расширить возможности казначейского сопровождения средств, которые тратятся регионами при реализации национальных проектов. В настоящий момент существуют ограничения по казначейскому сопровождению.
В Казначействе услышали потребность регионов и готовят систему решений в рамках 44-ФЗ
Справедливости ради заметим, что регуляторы видят проблему «незаметности» нацпроектов и уже работают над ней.
В частности, Казначейство намерено реализовать одно из своих долгожданных изобретений.
Павел Дмитриев, и.о. начальника Управления развития контрактной системы Федерального казначейства РФ:
– Карточка контракта в Реестре контрактов будет иметь превалирующее действие над любым вложением в контракт.
Таким образом, контракт станет полностью цифровым. Его описание, содержащее основополагающие сведения для дальнейшего анализа, будет иметь приоритет. Такая идея внесена в осенний пакет поправок к ФЗ-44 со стороны Казначейства. Это позволит добиться чистоты данных в Реестре контрактов. После подписания двумя сторонами карточки контракта уже не будет таких историй, будто заказчик что-то указал некорректно, забыл включить коды бюджетной классификации или ошибся при их вводе. Контракт будет попадать в Реестр сразу после подписания без задержек.
Как будут работать коды бюджетной классификации
– Мы прорабатываем возможность идентифицировать нацпроекты в закупках по кодам бюджетной классификации в разрезе каждого ТЗ. Эти сведения обязательно должны фиксироваться при внесении сведений в Реестр контрактов и проверяться контролирующими органами. Есть конкретные постановления закона, которыми этот порядок регламентирован. Бюджетные учреждения, получающие субсидии, точно также обязаны вносить эту кодировку. Для того, чтобы облегчить возможность мониторинга эффективности госконтрактов, проходящих в рамках нацпроектов, появятся дополнительные технические усовершенствования, позволяющие осуществлять поиск извещений о госконтрактах, заключаемых в рамках нацпроектов. Появится еще один признак, еще одна галочка, которая позволит по категории субъекта и по конкретному заказчику фильтровать контракты, исполняемые в рамках нацпроектов, – объяснил Павел Дмитриев.
Итоги дискуссии резюмировал заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку, руководитель Экспертно-консультативного совета фракции «Единой России» по совершенствованию антикоррупционного законодательства и законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок Антон Гетта:
– Жизненно необходимо иметь достоверную статистику по контрактам в рамках нацпроектов. Будут пересматриваться механизмы доведения средств в регионы на исполнение нацпроектов, исходя из той логики, чтобы на местах участники контрактной системы успевали расторговываться и выходить на исполнение контракта уже в мае.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет