Руководство Корпорации МСП сообщило об открытии в России центра консультирования «Гид по закупкам», где бизнесу помогут во всем, что касается 223-ФЗ. Осмелимся предположить, что это начало политики «планирования экономической среды».
Консультации предприниматели в центре будут получать на бесплатной основе как в режиме онлайн, так и очно, пишет ТАСС.
В отличие от популярных западноевропейских «рыночных» методов, когда работа правительства ограничивалась только созданием благоприятных условий, – новая политика подразумевает уже создание сценариев промышленной кооперации под государственной опекой. Эта стратегия реализуется под впечатлением передового экономического опыта КНР. Где частный бизнес включен не просто в программы поддержки – для него выстроена матрица развития, с четкими пошаговыми регламентами и «кормлением» предпринимателей буквально по часам. Эта матрица удивительным образом сочетает в себе и тепличные условия, и жесткие ограничения.
Российская Федерация пытается наверстать этот экономический опыт. Малый и средний бизнес, а также самозанятых поставщиков хотят интегрировать в закупки эволюционным путем, подготовив добрую почву.
Заметим, что новый сервис Корпорации МСП работает в одном русле с идеей «доращивания» поставщиков. Соответствующий закон, позволяющий госкомпаниям «клонировать» для себя поставщиков – субъектов малого и среднего предпринимательства для их дальнейшего потенциального участия в закупках этих самых заказчиков, — был принят Госдумой в конце июня во II и III чтениях. Инструмент легализован по поручению, которое он озвучил на Петербургском международном экономическом форуме 2022.
- По информации, озвученной генеральным директором Корпорации МСП Александром Исаевичем, в новой гид-программе предпринимателей ждут консультирование и помощь на всех этапах. Речь идет о поиске и мониторинге закупок, подготовке и подаче заявок, заключении договоров, получении банковских гарантий. А если будет необходимость, за интересы предпринимателей представители центра будут выступать в антимонопольной службе и суде. В центре дадут консультацию по таким вопросам: как, например, можно аккредитоваться на электронных площадках, что важно помнить при подготовке документации, что делать, если со стороны заказчика встречается нарушение условий договора.
Отметим, что создание такого сервиса – это результат продуктивного диалога, состоявшегося на XVII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в апреле. На крупнейшем публичном мероприятии в сфере закупок предприниматели попросили сформировать прозрачные навигационные механизмы по закупкам государства и корпораций. В бизнес-сообществе жаловались на непроходимую сложность корпоративных закупок для бизнеса. Небольшим компаниям не под силу разбираться в нормативных тонкостях, которые, к тому же (если речь идет о 223-ФЗ) определяются внутренним положением о закупках заказчика. Сколько положений, столько и правил.
О том, что бизнес с трудом ориентируется в закупках, на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» сообщил Алексей Малеев, руководитель комитета по Госзаказу Новосибирского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ», член федерального комитета по работе с корпоративными заказчиками «ОПОРЫ РОССИИ»:
– У предпринимателей, которые приходят в госзаказ, нет ни навигации, ни понятной системы правил работы. Для МСП госзаказ – это черный ящик, — заявил эксперт.
Промсвязьбанк совместно с ОПОРОЙ РОССИИ на регулярной основе фиксирует показатель самочувствия малого бизнеса Индекс RSBI.
Согласно этому индексу 35% предпринимателей относится к участию в закупках скептически: «поскольку их итоги заранее предрешены». Также жалуются на непрозрачные правила участия, издержки и барьеры, избыточную бюрократию.
Кирилл Тихонов, директор департамента продуктов и технологий ПАО «Промсвязьбанк», рассказал о вариантах решения этой проблемы в ходе специальной сессии Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»:
– Считаем, что одним из методов решения проблемы является обучение, кураторство, передача опыта. Общаясь с реальным бизнесом, видим, что многие не разбираются в матчасти. Даже если они могут правильно заполнить всю необходимую документацию, то дальше для них наступает темный лес.
По словам эксперта, бизнес в закупках чувствует себя наподобие заемщика в банке, который не понимает по каким критериям и мотивам принимается решение о выделении или не выделении кредита. При работе в закупках такого быть не должно. И если 44-ФЗ дает хотя бы какие-то фундаментальные основания для выводов, заложенные в саму логику контрактной системы, то для 223-ФЗ никаких рамочных правил и маяков не существует.
– В большинстве случаев в закупках предприниматели не получают обратной связи. Они не знают, почему они проиграли контракт, – говорит Валерий Шагаев. – Получают результат, и на этом весь опыт участия заканчивается. Мы считаем, что необходимо повысить ответственность корпоративных заказчиков, возможно, предусматривать какие-то стимулы за привлечение МСП к исполнению госзаказа. Потому что без их помощи, без поддержки, условно говоря, «старших товарищей» экономику трудно развернуть в пользу бизнеса. Кстати, мы видим достаточно успешный опыт организации такого симбиоза на примере гособоронзаказа. Крупные предприятия заинтересованы в том, чтобы у них была надежная цепочка поставщиков, так называемая «юбка кооперации»; чтобы не происходило срывов в поставках.
Эксперт считает, что в гражданском секторе необходимо применять аналогичный опыт кураторства и поддержки.
У ПСБ уже имеется высокоразвитый продукт такого рода. адресованный оборонке. Это проект под названием «Финансово-промышленный интегратор».
– Задача проекта, как раз и заключается в том, чтобы свести малый бизнес с более старшими коллегами, предприятиями оборонного комплекса, которые имеют ресурсы, компетенции, оборудование для выполнения заказов. У нас уже есть несколько «ручных» кейсов. Мы хотим масштабировать этот опыт, поставив его на промышленную основу.
Антон Дроздов, заместитель председателя Промсвязьбанка:
– Проект «Финансово-промышленный интегратор» позволяет на основе описания нужной для импортозамещения продукции в параметрических величинах передавать это потенциальным производителям. И таким образом, в рамках этого интегратора образуется цифровое пространство, которое позволяет и производителям, и потребителям видеть всю номенклатуру требуемой к импортозамещению продукции и таким образом формировать и новые цепочки поставок, и новые агрегированные заказы на изготовление этой продукции, что влияет на себестоимость изготовления.
Вне всяких сомнений, военно-промышленный опыт ПСБ может оказаться полезной практикой при реализации закона «О доращивании» компаний. На наш взгляд, также имеет смысл обратить внимание на высокоразвитые правовые механизмы субконтрактации, применяемые в оборонке. Эти модели должны использоваться во благо гражданского сектора. Тем более, что формат корпоративных закупок имеет определенное сходство с гособоронзаказом. Внутри замкнутой корпоративной системы, так же, как и внутри условного военно-промышленного концерна, имеется более или менее автономная сеть устойчивых экономических связей: производственной кооперации, контроля качества, стандартизации и даже ценообразования. Поэтому, когда говорят о реформе 223-ФЗ вполне логично говорить не только о его сближении с 44 Федеральным законом, но и о его сближении с ГОЗ.
Возвращаясь к закону «О доращивании поставщиков», отметим, что он предусматривает нормативную, консультационную, инвестиционную и имущественную поддержку бизнесу со стороны крупных компаний. Например, до-оснащение небольших предприятий оборудованием, передача его в льготный лизинг; программа льготного кредитования поставщиков под гарантии поручительства Корпорации МСП; выстраивание логистической цепочки; предоставление помещений в льготную аренду.
Механизм зонтичных поручительств Корпорации МСП позволяют бизнесу проще, конструктивнее и быстрее договариваться с банками о выделении кредитов. Его могут распространить также и на банковские гарантии.
Всего по данным на апрель Корпорация МСП контролировала порядка 3 тыс компаний, осуществляющих закупки у бизнеса по квотам, установленным в рамках 223-ФЗ. При этом в Корпорации рассчитывают, что до конца года будут контролировать «малые закупки» всех 20 тыс госкомпаний.
Справка
- Сейчас всем заказчикам с участием государства вменяется в обязанность проводить закупки у малых и средних предприятий в рамках 223-ФЗ. Обеспечивать квоту на такие закупки в размере 25 процентов — обязанность Корпорации МСП. Как прогнозирует нацпроект по развитию малого и среднего предпринимательства, кураторство над которым доверено первому вице-премьеру Правительства РФ Андрею Белоусову, к 2024 году объем закупок, которые должны будут провести крупнейшие заказчики у представителей МСП, должен достичь пяти триллионов рублей.
Автор: Виктория Сухорукова