Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Гарантированный заказ – хорошо забытый сценарий экономического прорыва

Средства нацпроектов будут направлены на продукцию с заданными характеристиками
Гарантированный заказ – хорошо забытый сценарий экономического прорыва
Теги: #Инвестиции

Эффектное словосочетание «гарантированный заказ» вошло в профессиональный обиход с марта текущего года, после того, как этим термином специально воспользовался вице-премьер Юрий Борисов на крупнейшем мероприятии страны в сфере закупок. Мартовский форум ГОСЗАКАЗ стал отправной точкой для легализации новой промышленной идеологии России.

Всего пару лет назад представить себе ситуацию, в которой члены правительства и главы госкорпораций могут свободно оперировать подобными терминами, можно было, разве что, в фантастическом романе. Однако, большая экономическая реальность быстро избавляет от рыночных иллюзий, а новому правительству страны срочно потребовались реальные рычаги индустриально-технического развития. Механизм гарантированного заказа – это не абстрактная идея, а вполне конкретный алгоритм хозяйственных отношений. Он разработан и активно продвигается в сфере экономической политики опорным банком корпорации «Ростех». «Новикомбанк» настойчиво представлял «гарантированный заказ» на экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

Механизм предусматривает обязательства заказчика купить у отечественного производителя будущую продукцию с определенными характеристиками, объемами и ценой.

В первую очередь, этот механизм позиционируют как эффективное средство диверсификации оборонных предприятий. Но здравый смысл подсказывает, что без него, в принципе, затруднительно создание любых продуктов с высокой добавленной стоимостью, и существование промышленности высоких переделов. Не случайно, этот элемент госплана присутствует во всех крупнейших экономиках мира, и только в РФ – он до последнего момента считался анахронизмом, ущемляющим свободную конкуренцию.

Председатель Правления Новикомбанка Елена Георгиева:

– Механизм гарантированного заказа  – это договор поставки продукции, предварительно заключаемый заказчиком.  При этом, продукция может обладать потенциальными характеристиками, и на момент заключения договора еще не производиться на предприятии. Заказчик обязуется купить эту «будущую» продукцию, созданную по заранее оговоренным техническим параметрам – по фиксированной цене, либо по алгоритму цены; и в объеме необходимом для обеспечения окупаемости производства. Таким образом будет сформирован платежеспособный спрос. А если он есть, то в очередь выстраиваются и потенциальные инвесторы, и кредиторы. Подчеркну, что применение данного механизма не потребует дополнительных инвестиций со стороны государства, средства уже заложены для национальных проектов. Большинство промышленных предприятий участвует в их реализации. Напомню, что инициатива создания такого механизма была поддержана сначала на форуме «Армия», затем, по итогам Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» вице-премьер Юрий Борисов дал поручение министерствам и ведомствам уже к октябрю 2021 года – обеспечить его функционирование.

По словам Елены Георгиевой инициатива Новикомбанка уже получила позитивный отклик участников рынка: предприятий-производителей корпорации «Ростех». Также свою поддержку механизму гарантированного заказа высказали индустриальные гиганты «Росатома» и «Роскосмоса».

Механизм гарантированного заказа идеально сочетается с уже действующими мерами поддержки экспорта предприятий; а также с 26 постановлением Правительства, которое регламентирует поддержку диверсификации оборонного комплекса. Всего на текущий момент в РФ внедрено более ста различных мер господдержки промышленности в виде субсидий, льгот и целевых инвестиционных проектов. Действует порядка 1,5 тыс региональных программ, предоставляющих преференции промышленности.

Однако одними льготами индустриализацию с места не сдвинешь. Более того, годы беспощадного и безрезультатного заливания промышленности бюджетными деньгами показали что без индустриальной политики, никакой индустриализации не происходит.  Ведь коммерческий банковский сектор наотрез отказывается ее кредитовать. Банковская система саботирует свою основную функцию, создавая колоссальные паразитарные издержки и  препятствия для технологического развития страны. Поэтому в России уже несколько лет строится альтернативный финансовый контур, который имеет все шансы претендовать на роль основного. В этом контексте механизм гарантированного заказа – это то самое сверхпродуктивное оружие, которым смогут пользоваться так называемые «институты развития» и «опорные банки».

На днях в пользу гарантированного заказа высказались и в крупнейшем объединении предпринимателей «Опора России». Свой детальный разбор механизма и неопровержимые аргументы в его пользу опубликовал Павел Самиев, генеральный директор «БизнесДром», председатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам.

По его словам диверсификация в РФ невозможна без масштабной модернизации существующих мощностей или даже создания новых производств. Для этого могут потребоваться инвестиции в основной капитал в размере до 5 трлн рублей.

– Очевидно, что за счет собственных средств «потянуть» такие объемы инвестиций предприятия не в состоянии, и вряд ли здесь есть возможность привлечения частных инвесторов: сроки окупаемости большие, не очевидны перспективы спроса, – пишет эксперт. – Как создать этот спрос? Традиционный способ — это стандартные госзакупки, но это может оказать негативное влияние на эффективность модернизации оборонки и искажает конкурентную среду. Другой вариант — механизм гарантированного государственного заказа, предложенный Новикомбанком (опорным банком госкорпорации «Ростех»).

У компании-госзаказчика возникает обязательство в будущем купить у производителя определенный объем продукции с заранее определенными характеристиками и ценой. По мнению Павла Самиева эти параметры можно регулировать контрактом, заключаемым на конкурсной основе. Причем, к конкурсу могут быть допущены не только производители, но и инвесторы (включая банки).

За счет гарантированного заказа производители получают возможность планировать объемы выпуска продукции и требуемые для этого мощности, а кредиторы или инвесторы – понимать сроки окупаемости и источники поступления средств. В отличие от существующей системы госзакупок, доступ к новому механизму смогут получить и те производители, в линейках которых пока отсутствует «контрактная» продукция.

Механизм гарантированного заказа позволит устранить ряд проблем, связанных с низкой рентабельностью научных исследований, различной себестоимостью продукции в рамках оборонно-промышленного и гражданского цикла производств, – практически неразрешимых в рамках стандартной рыночной практики. Об этом в ходе профессиональной дискуссии на Форуме ГОСЗАКАЗ рассказал Денис Есипенок, директор Департамента малого и среднего бизнеса АО АКБ «Новикомбанк».

Высокотехнологический  сектор промышленности (а это основной сегмент клиентов банка) –  это всегда длительный производственный цикл, повышенная потребность в оборотном капитале, а, главное, отсутствие четких перспектив сбыта производственной продукции. Все эти факторы серьезно затрудняют реализацию запуска проектов.

– Привлечение заемного финансирования со стороны банковской системы на эти цели также затруднено жестким регулированием со стороны ЦБ, – напомнил Денис Есипенок.  – Поэтому реализуемые инициативы государства по поддержке спроса и защите внутреннего рынка страны, квотирование закупок российской промышленности крайне востребованы. Они формируют спрос на отечественную продукцию и помогают ориентироваться предприятиям и банкам, и заинтересованным инвесторам. В этой связи в дополнение к мерам господдержки, которые уже реализует государство по стимулированию инвестиций, «Новикомбанком» совместно с «Ростехом» и Минпромторгом прорабатывается механизм гарантированного заказа в рамках реализации национальных проектов, средства на которые уже предусмотрены.

По словам эксперта, механизм гарантированного заказа может быть очень полезен и для развития концессионной практики в закупках. Ведь теоретически, в рамках этой методики возможно создание совместных предприятий для выпуска высокотехнологической продукции гражданского и двойного назначения в сотрудничестве с частными предприятиями, например, малыми и средними инновационными компаниями.

Наличие гарантированного сбыта значимо не только для производственников, которые будут конкурировать за право заключать контракты на условиях механизма, но и для коммерческих банков и частных инвесторов. Их стимулы значительно повышаются за счет государственных гарантий.

Автор: Андрей Троянский

13 августа 2021, 17:23
435
Теги: #Инвестиции

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.