Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Финансовое проектирование для технологического роста

Вопреки всем прогнозам и санкциям в России растут объемы инвестиций в основной капитал
Финансовое проектирование для технологического роста
Теги: #223-ФЗ #Инвестиции #Инвестпроекты

На Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», который проходил в Москве в апреле, дали этому резонное объяснение.

Во-первых, инвестиционная активность растет параллельно с нормативными возможностями и способами применения денег. Во-вторых, в качестве стимула работают программы импортозамещения и гарантированный заказ.


А всего год назад ЦБ прогнозировал коллапс инвестиционной активности с падением  на 20%, что было бы даже более критичным, чем в 2009 (минус 14%). Однако, наблюдаются противоположные процессы. За 2022 год, по данным Росстата, рост вложений в основной капитал составил 4,6% (27 трлн 865,2 млрд рублей). 

Буквально за несколько лет для производственного сектора экономики была выстроена альтернативная кровеносная финансовая система, которая позволяет доводить деньги до предприятий в обход коммерческих кредитных организаций (на приемлемых условиях под адресные задачи). Эта система строится на государственных кредитных агентствах: к примеру, одним из них, по сути, стал Фонд развития промышленности (ФРП); на институтах развития, входящих в экосистему ВЭБа; на опорных госбанках (ПСБ, ГПБ, Новиком); на казначейских бюджетных кредитах. 

О подробностях и любопытных перспективах финансового проектирования со стороны государства рассказал первый замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков на Пленарном заседании XVIII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». 

По его словам, для увеличения инвестиционного потенциала российской промышленности за 2022 год была усовершенствована работа ФРП. Фонд докапитализировали на 120 миллиардов рублей. Характерно, что за минувший год ФРП выдал абсолютно рекордное количество займов:  под полторы сотни миллиардов рублей. Осьмаков заявил, что набранные темпы и тенденции кредитования сохраняются и в 2023 году. 

– Мы даже уже внедрили такую интересную вещь, как продажа портфеля займов ФРП банкам. То есть мы зрелые займы, которые уже вышли на серию, которые обеспечивают финансовый поток, начали продавать банкам для того, чтобы обеспечивать возвратность в фонд этих ресурсов. Это вообще инновационная история. Две недели назад первая такая сделка прошла. Но в этом году мы смотрим на Фонд развития промышленности, прежде всего, как на оператора новой кластерной инвестиционной платформы. Это принципиально новый механизм. У нас позавчера прошла первая комиссия, посвященная этому механизму, были одобрены первые проекты.

По словам Осьмакова, цифры озвучивать пока рано, однако это огромные инвестиции по важнейшим проектам, «которые не двигались и не запускались годами». Однако первый заместитель министра приоткрыл технические детали новой кредитной линии. Это механизм долгосрочного кредитования под ставку 5%. По прогнозам Минпромторга, у этого механизма есть потенциал превращения в ключевую программу поддержки критически важных импортозамещающих промышленных проектов.

Среди факторов, мешающих инвестировать в российскую промышленность, называют: 1) огромный дефицит технических кадров всех уровней; 2) отсутствие у науки и НИОКР внятного правового статуса в системе закупок (а, как следствие, разрыв между фундаментальными исследованиями и сегментом практической реализации); 3) нехватка технологий и производств полного цикла; 4) дорогой долгосрочный финансовый ресурс.

Стратегической сферой технологического суверенитета являются инвестиционная политика госкомпаний и корпораций. К сожалению, в российском законодательстве отсутствуют механизмы государственного принуждения крупного бизнеса к инвестициям в прогресс. Для них, куда и как вкладывать – это дело сугубо добровольное – в отличие от остальных развитых экономик мира. Например, в США государство давит на инвестпроекты корпораций через их добровольно-принудительное участие в венчурных фондах (типа BlackRock). В КНР еще жестче: действует нормирование – определенную часть полученной прибыли компания обязана вложить в развитие. В России государство только пытается выстроить подобные механизмы. В частности – через сквозные технологические проекты госкомпаний и Концепцию технологического развития, реализацию которой курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов. Трудно судить, насколько ответственно будет относиться к делу корпоративный сектор, потому ни легальных штрафных санкций, ни средств объективного контроля и статистики у государства нет. К счастью, выработаны критерии сквозных технологий, а государство впервые за тридцать лет начало ставить конкретные цели и задачи технологического развития. 

При этом, нормативные инструменты управления – это только одна сторона медали. Есть еще одна – не менее важная: как сделать эффективными инвестиции самих корпораций. На Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» со стороны Газпромбанка поступило рациональное предложение. 

Олег Мельников, начальник департамента Банк ГПБ (АО):

– В 44 Федеральном законе очень много регулировок, которых не хватает в 223-ФЗ. Мы работаем со всеми сегментами рынка, с клиентами разного масштаба:  и малый бизнес, и средний, и крупный, и крупнейший. Конечно, выдавая гарантии, кредитуя контракты, мы ориентируемся на систему закупок, поскольку ее структура, то, как она организована – учитывается в рисковой модели. Например, мы это учитываем при принятии решения о выдаче банковской гарантии или о контрактном финансировании. При анализе видим, что в  44-ФЗ эффективно применяется такой инструмент, как банковское сопровождение контрактов. По сути, это механизм контроля за целевым использованием средств, выделенных государственным заказчиком или корпоративным клиентом банка на проект. Отмечу, что банковское сопровождение началось с государственного заказа: в 44-ФЗ есть одноименная 35 статья. Также банковское сопровождения применяется в гособоронзаказе. Сейчас этот инструмент все активнее применяется субъектами 223 Федерального закона, можно ставить на сопровождение не отдельный даже контракт, а целые инвестиционные программы. Яркий пример – Газпром, субъект 223-ФЗ, вся инвестиционная программа которого находится на банковском сопровождении.

Аналогичным путем, по словам эксперта, двигаются и другие крупнейшие компании страны:  «Русгидро», «Россети», госкомпания «Автодор». 

– Предлагаем рассмотреть возможность внести какие-то положения о банковском сопровождении в 223-ФЗ с учётом опыта, который есть, и не только у Газпромбанка, у некоторых ведущих банков страны. А также посмотреть на сопутствующие вещи, например, попробовать определить банковское сопровождение как один из способов обеспечения исполнения контракта или обеспечения гарантий; обеспечения авансов по контракту, – заявил Олег Мельников. – Потому что чем дальше, тем чаще корпоративные клиенты (это от них пошло) отказываются от банковских гарантий, если есть банковское сопровождение, что выгодно всем участникам рынка.

В целом, многие эксперты Форума считают, что сближение рамочного регулирования 44-ФЗ и 223-ФЗ пойдет на пользу эффективности корпоративных закупок.
По итогам Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» была подготовлена Резолюция, в которую вошло более 50 конструктивных предложений, направленных регулятору системы закупок, Правительству РФ, отраслевым общественным организациям и представителям законодательного блока. Идеи, высказанные в Резолюции, традиционно трактуются государством как объективный отклик крупнейшего сообщества профессионалов закупок в стране: поэтому они с большой долей вероятности входят в последующие корректировки законодательства и нормативной базы.   

По теме инвестиционной политики государства и корпораций Резолюция XVIII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» также содержит несколько важных идей:  

  • Расширить практику заключения долгосрочных правоотношений в интересах обеспечения государственных и муниципальных нужд, в т.ч. на основе контрактов жизненного цикла, специальных инвестиционных контрактов, соглашений о защите и поощрении капиталовложений, а также концессионных соглашений как формы государственно-частного (муниципально-частного) партнерства
  • Внести дополнения в 223-ФЗ в части правового регулирования порядка заключения договоров со встречными инвестиционными обязательствами (требования к сроку действия контракта, минимальному объему инвестиций, порядку определения предельной цены единицы товара и т.д. ).

Автор: Виктория Сухорукова

7 июня 2023, 16:10
424
Теги: #223-ФЗ #Инвестиции #Инвестпроекты
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.