Site icon Цифровые Закупки

Единое тарифное регулирование и возвращение к идеям пятого антимонопольного пакета

Федеральная антимонопольная служба провела в Северной столице конференцию «Поддержка конкуренции: экономические и юридические механизмы обеспечения баланса интересов производства и потребления». С чем ведомство намерено работать по Национальному плану развития конкуренции, и какие идеи в него еще не попали, но ждут своего решения?

Предыдущий национальный план развития конкуренции РФ на 2018—2020 годы, в целом, оказался полезен для контрактной системы, оздоровления делового климата и улучшения условий работы всех сторон в государственном заказе. Удалось обеспечить в закупках не менее 3-х хозяйствующих субъектов по всем отраслям, за исключением деятельности естественных монополий и предприятий оборонного комплекса.

Явными критериями успеха политики ФАС в области ценового регулирования стала экономия 6 млрд рублей в результате отмены внутрисетевого роуминга (телеком); положительно сказалась на экономике и отмена так называемого «банковского роуминга». В субъектах РФ были устранены возможности для превышения предельного уровня тарифов.

Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства является одним из главных показателей нового Национального плана по развитию конкуренции. К 2025 году их число должно составить не менее 25 млн человек. В здравоохранении доля организаций частной формы собственности на рынках розничной торговли лекарственными препаратами должна составить не менее 70%, а в сфере строительства – не менее 91%. Аналогичные показатели по насыщению рынка частными формами бизнеса установлены также в сферах электроэнергетики, транспорта и образования.

Продолжается оптимизация управления государственной и муниципальной собственностью. Распоряжением правительства органам государственной власти и местного самоуправления рекомендовано определить состав непрофильного имущества и до конца 2025 года обеспечить его приватизацию.

За период реализации предыдущего национального плана количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти всех уровней сократилось в два раза. Такой результат достигнут благодаря внедрению антимонопольного комплаенса на местах. Сейчас всеми регионами утверждены дорожные карты по развитию конкуренции на новый период до 2025 года.

Развитие системы антимонопольного комплаенса:

В результате перечисленных мер нарушение антимонопольного законодательства органами власти снизилось в два раза.

Пандемия заметно изменила антимонопольные приоритеты в сфере медицины и фармацевтики.

В 2021 году важной вехой нормативного регулирования стало внесение изменений в статью 1360 ГК РФ, которое делает возможным ограничение патентной защиты в целях обеспечения права граждан на медицинскую помощь. Впервые Правительство РФ выдало принудительную лицензию одному из отечественных предприятий на производство зарубежного противовирусного лекарственного препарата Ремдесивир, используемого при лечении коронавирусной инфекции.

Ранее ФАС России была проведена обязательная перерегистрация предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, всех зарегистрированных в стране производителей. Всего пересмотрено более 14 тыс. цен, более 7 тыс. из них снижено в среднем на 30%, что составило экономию для граждан и государственного бюджета в объеме порядка 40 млрд рублей ежегодно.

Тарифное регулирование обретает внятные очертания

Напомним, совершенствование законодательства в области государственного регулирования тарифов – это конкретная задача, поставленная Президентом. Однако все осложняется конфликтом интересов между государством и корпоративным сектором в энергетике. Новое руководство ФАС уже готовит пакет решений, который бы устроил все стороны: власть, естественные монополии и граждан.

В сфере тарифного регулирования в июне 2021 года утверждена Концепция тарифообразования для организаций на долгосрочный период. Концепция построена на трех китах: долгосрочное планирование, защита интересов потребителей, обеспечение надежного функционирования инфраструктуры. На основе концепции ФАСом разработан законопроект «Об основах государственного регулирования цен, тарифов». Это попытка установить для всех отраслей единые цели и методы тарифного регулирования.  – При этом, метод сравнительного анализа эталонных расходов (затрат) закреплен в качестве приоритетного, – пояснил Максим Шаскольский, руководитель ФАС России.

Проект закона о тарифном регулировании в данный момент находится на рассмотрении в Правительстве РФ, будет вынесен на комиссию по законопроектной деятельности.

– Единая система тарифного регулирования в России исключит тарифную дискриминацию, которая, к сожалению, пока наблюдается, – пояснил Сергей Пузыревский, статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС.

С отсутствием единого тарифного регулирования напрямую связана и проблема инфляции. У государства отсутствуют рычаги снижения темпов роста цен на продукции естественных монополий.  В первую очередь это касается электроэнергии и цены на газ внутри страны. Пересмотра цен также требует топливо для внутренней авиации и железнодорожных перевозок.

Ранее распространить практику тарифного сдерживания на электроэнергию АЭС предложил глава Роснефти Игорь Сечин. По его словам, цены на электроэнергию растут быстрее инфляции, что в конечном счете бьет по промышленному сектору. Однако  на предложение И. Сечина Минэнерго отреагировало только отпиской.

Цифровые монополии и электронные сговоры

Из-за стремительного развития программного обеспечения сервисов электронной торговли, контрактации, промышленного сопровождения эта область остается недостаточно охваченной антимонопольным регулированием. Право не успевает за цифровым прогрессом. У ФАС России уже имеется опыт рассмотрения дел на цифровых рынках, в том числе в отношении транснациональных корпораций: Apple, Booking, Google, Yandex. Однако этот опыт, скорее образцово-эпизодический, чем закономерный.

На протяжение пяти лет ФАС России пытается продавить принятие так называемого «Пятого цифрового антимонопольного пакета», который предусматривает особые рычаги антимонопольного контроля в сфере электронных коммуникаций. Законопроект вызвал острый резонанс и общественную дискуссию. У него достаточно много противников, в том числе, утверждающих, что в результате принятия пакета ФАС получит исключительные рычаги контроля контрактной системы. Тем не менее, проблемы, вокруг которых строится правовая логика этого документа, никуда не делись, – а в некоторых случаях усугубились. Уже в новом руководящем составе Антимонопольная служба попытается довести законопроект до финиша. Об этом сообщил, статс-секретарь ФАС Сергей Пузыревский. Пока не ясно, будет ли дорабатываться текст законопроекта, какие положения будут сглажены или изъяты из текста. Однако в ФАС России озвучили идеи, которые останутся в документе:

Пятый цифровой антимонопольный пакет даст государству недостающие инструменты противодействия цифровым монополиям. – Подчеркну, что наиболее эффективной формой работы на цифровых рынках мы считаем сочетание государственного регулирования и саморегулирования, – отметил Максим Шаскольский. Глава ФАС также напомнил, что в 2021 году приняты базовые принципы взаимодействия различных участников рынка с цифровыми платформами-агрегаторами. Они призваны повысить прозрачность взаимодействия между платформами и потребителями их услуг.

Важным этапом кристаллизации норм антимонопольного права стало постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021, которое содержит разъяснения ключевых терминов антимонопольного законодательства:

Автор: Виктория Сухорукова

Exit mobile version