Федеральная антимонопольная служба провела в Северной столице конференцию «Поддержка конкуренции: экономические и юридические механизмы обеспечения баланса интересов производства и потребления». С чем ведомство намерено работать по Национальному плану развития конкуренции, и какие идеи в него еще не попали, но ждут своего решения?
Предыдущий национальный план развития конкуренции РФ на 2018—2020 годы, в целом, оказался полезен для контрактной системы, оздоровления делового климата и улучшения условий работы всех сторон в государственном заказе. Удалось обеспечить в закупках не менее 3-х хозяйствующих субъектов по всем отраслям, за исключением деятельности естественных монополий и предприятий оборонного комплекса.
Явными критериями успеха политики ФАС в области ценового регулирования стала экономия 6 млрд рублей в результате отмены внутрисетевого роуминга (телеком); положительно сказалась на экономике и отмена так называемого «банковского роуминга». В субъектах РФ были устранены возможности для превышения предельного уровня тарифов.
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства является одним из главных показателей нового Национального плана по развитию конкуренции. К 2025 году их число должно составить не менее 25 млн человек. В здравоохранении доля организаций частной формы собственности на рынках розничной торговли лекарственными препаратами должна составить не менее 70%, а в сфере строительства – не менее 91%. Аналогичные показатели по насыщению рынка частными формами бизнеса установлены также в сферах электроэнергетики, транспорта и образования.
Продолжается оптимизация управления государственной и муниципальной собственностью. Распоряжением правительства органам государственной власти и местного самоуправления рекомендовано определить состав непрофильного имущества и до конца 2025 года обеспечить его приватизацию.
За период реализации предыдущего национального плана количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти всех уровней сократилось в два раза. Такой результат достигнут благодаря внедрению антимонопольного комплаенса на местах. Сейчас всеми регионами утверждены дорожные карты по развитию конкуренции на новый период до 2025 года.
Развитие системы антимонопольного комплаенса:
- Внесены изменения в Закон о защите конкуренции. Хозяйствующим субъектам предоставлено право получить заключение ФАС о соответствии комплаенса требованиям закона.
- В 2021 году ФАС России утвердил разъяснение №20 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».
- 68 хозяйствующих субъектов направили проекты внутренних актов ФАС России, 35% актов в сферах электроэнергетики, ТЭК.
- Комплаенс внедрили федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ.
В результате перечисленных мер нарушение антимонопольного законодательства органами власти снизилось в два раза.
Пандемия заметно изменила антимонопольные приоритеты в сфере медицины и фармацевтики.
В 2021 году важной вехой нормативного регулирования стало внесение изменений в статью 1360 ГК РФ, которое делает возможным ограничение патентной защиты в целях обеспечения права граждан на медицинскую помощь. Впервые Правительство РФ выдало принудительную лицензию одному из отечественных предприятий на производство зарубежного противовирусного лекарственного препарата Ремдесивир, используемого при лечении коронавирусной инфекции.
- Предусмотрено право Правительства РФ принять решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя для целей безопасности страны и граждан.
- Утверждена методика определения размера и порядка выплаты компенсации патентообладателю.
Ранее ФАС России была проведена обязательная перерегистрация предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, всех зарегистрированных в стране производителей. Всего пересмотрено более 14 тыс. цен, более 7 тыс. из них снижено в среднем на 30%, что составило экономию для граждан и государственного бюджета в объеме порядка 40 млрд рублей ежегодно.
Тарифное регулирование обретает внятные очертания
Напомним, совершенствование законодательства в области государственного регулирования тарифов – это конкретная задача, поставленная Президентом. Однако все осложняется конфликтом интересов между государством и корпоративным сектором в энергетике. Новое руководство ФАС уже готовит пакет решений, который бы устроил все стороны: власть, естественные монополии и граждан.
В сфере тарифного регулирования в июне 2021 года утверждена Концепция тарифообразования для организаций на долгосрочный период. Концепция построена на трех китах: долгосрочное планирование, защита интересов потребителей, обеспечение надежного функционирования инфраструктуры. На основе концепции ФАСом разработан законопроект «Об основах государственного регулирования цен, тарифов». Это попытка установить для всех отраслей единые цели и методы тарифного регулирования. – При этом, метод сравнительного анализа эталонных расходов (затрат) закреплен в качестве приоритетного, – пояснил Максим Шаскольский, руководитель ФАС России.
Проект закона о тарифном регулировании в данный момент находится на рассмотрении в Правительстве РФ, будет вынесен на комиссию по законопроектной деятельности.
– Единая система тарифного регулирования в России исключит тарифную дискриминацию, которая, к сожалению, пока наблюдается, – пояснил Сергей Пузыревский, статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС.
С отсутствием единого тарифного регулирования напрямую связана и проблема инфляции. У государства отсутствуют рычаги снижения темпов роста цен на продукции естественных монополий. В первую очередь это касается электроэнергии и цены на газ внутри страны. Пересмотра цен также требует топливо для внутренней авиации и железнодорожных перевозок.
Ранее распространить практику тарифного сдерживания на электроэнергию АЭС предложил глава Роснефти Игорь Сечин. По его словам, цены на электроэнергию растут быстрее инфляции, что в конечном счете бьет по промышленному сектору. Однако на предложение И. Сечина Минэнерго отреагировало только отпиской.
Цифровые монополии и электронные сговоры
Из-за стремительного развития программного обеспечения сервисов электронной торговли, контрактации, промышленного сопровождения эта область остается недостаточно охваченной антимонопольным регулированием. Право не успевает за цифровым прогрессом. У ФАС России уже имеется опыт рассмотрения дел на цифровых рынках, в том числе в отношении транснациональных корпораций: Apple, Booking, Google, Yandex. Однако этот опыт, скорее образцово-эпизодический, чем закономерный.
На протяжение пяти лет ФАС России пытается продавить принятие так называемого «Пятого цифрового антимонопольного пакета», который предусматривает особые рычаги антимонопольного контроля в сфере электронных коммуникаций. Законопроект вызвал острый резонанс и общественную дискуссию. У него достаточно много противников, в том числе, утверждающих, что в результате принятия пакета ФАС получит исключительные рычаги контроля контрактной системы. Тем не менее, проблемы, вокруг которых строится правовая логика этого документа, никуда не делись, – а в некоторых случаях усугубились. Уже в новом руководящем составе Антимонопольная служба попытается довести законопроект до финиша. Об этом сообщил, статс-секретарь ФАС Сергей Пузыревский. Пока не ясно, будет ли дорабатываться текст законопроекта, какие положения будут сглажены или изъяты из текста. Однако в ФАС России озвучили идеи, которые останутся в документе:
- Запрет монополистической деятельности лиц, владеющих цифровыми сервисами, которые используются для взаимодействия продавцов и покупателей определенных товаров в целях совершения между ними сделок.
- Новое условие контроля сделок экономической концентрации – если цена сделки превышает семь миллиардов рублей.
- Правила привлечения экспертов для целей контроля антимонопольным органом исполнения предписаний.
- Новое отягчающее административную ответственность за картели обстоятельство – использование цифровых алгоритмов.
Пятый цифровой антимонопольный пакет даст государству недостающие инструменты противодействия цифровым монополиям. – Подчеркну, что наиболее эффективной формой работы на цифровых рынках мы считаем сочетание государственного регулирования и саморегулирования, – отметил Максим Шаскольский. Глава ФАС также напомнил, что в 2021 году приняты базовые принципы взаимодействия различных участников рынка с цифровыми платформами-агрегаторами. Они призваны повысить прозрачность взаимодействия между платформами и потребителями их услуг.
Важным этапом кристаллизации норм антимонопольного права стало постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021, которое содержит разъяснения ключевых терминов антимонопольного законодательства:
- злоупотребление антимонопольным положением;
- соглашения, ограничивающие конкуренцию, согласованные действия хозяйствующих субъектов;
- недобросовестная конкуренция;
- антиконкурентные акты, действия (бездействия) органов публичной власти и (или) согласованные действия с их участием;
- антимонопольные требования к торгам;
- полномочия антимонопольного органа.
Автор: Виктория Сухорукова