Site icon Цифровые Закупки

Долгосрочные контракты – следующая ступень экономической эффективности

Вместе с новой волной индустриализации пришло понимание, что двухлетние формы взаимоотношений заказчиков и поставщиков не всегда уместны. Особенно когда речь идет о наукоемких проектах, где есть этап разработки, испытаний, вывода в серийное производство и сбыт.

Работа над исполнением поставленной задачи физически не умещается в такой короткий цикл, не говоря уже о таких факторах как окупаемость инвестиций для поставщика или эффективность закупки для заказчика. Профессионалы закупок настаивают на более широком применении и популяризации долгосрочных контрактов (от трех до десяти лет) как в 223-ФЗ, так и в 44-ФЗ. Это сложно, но возможно. Есть препятствия, как в самом законодательстве, так и в практическом смысле долгосрочной контрактации.

Этой интересной теме будет посвящена специальная дискуссия XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который пройдет 15-17 мая в Сколково. Тема обсуждения – «Инструменты долгосрочных правоотношений между государством и промышленностью», организаторами выступят Минпромторг России и АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений». Будет разобран передовой опыт Москвы и Подмосковья в сфере настройки длинных контрактов офсетного типа. А также контракты жизненного цикла, СПИКи, концессии, СПЗК, соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве.

Во всем этом разноуровневом правовом лабиринте должны быть общие принципы государственной поддержки и общие подходы, понятные и привлекательные для индустриального бизнеса и для заказчиков. Должна быть выработана простая инструкция по правоприменению, которая бы отвечала на вопросы:

  1. В каких случаях полезно и законно использовать длинный контракт конкретного вида.
  2. Под какой тип исполнителя он рассчитан.
  3. Как в нем обеспечивается окупаемость исполнителя и интересы поставщика.

Возможно, такую позицию удастся сформулировать участникам Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».

Не менее интересными являются наработки корпоративных заказчиков, заключающих долгосрочные договоры в рамках 223-ФЗ. У госкомпаний, госкорпораций и коммерческих заказчиков масса полезных кейсов, которые регулируются частным положением о закупках компании. Это, например, такие темы как: работа со специальным кругом доверенных поставщиков, реализация в договоре закупки тестовых партий инновационных изделий, замена поставщика (в случае форс-мажорных обстоятельств), принципы ценообразования в закупках наукоемкой продукции.

Из существующего опыта видно, что долгосрочные договоры наиболее успешно прижились в фармацевтике и лекарственном обеспечении (к этой отрасли относится подавляющая доля заключенных в стране офсетных контрактов); в судостроении, в логистике и грузоперевозках, в транспортном машиностроении.

По свежим событиям выделяются долгосрочные договоры национальных лидеров транспортного машиностроения группы «Синара» и «Трансмашхолдинг». В 2023 и начале 2024 года АО «Синара – транспортные машины» (СТМ) начала масштабировать практику заключения долгосрочных договоров на период пять и более лет с частными индустриальными компаниями. На текущий момент у СТМ заключен ряд стратегических соглашений на общую сумму более 30 млрд рублей.

«В работу запущены несколько интересных проектов, которые в течение 8-10 лет сформируют весомый научно-технический задел по перспективным поставкам, сервисным компетенциям. Долгосрочные контракты также позволят сбалансировать наши производственные мощности, наладить ритмичную работу с производителями комплектующих, а также инвестировать в новые продукты», – говорится в сообщении компании. Примечательно, что «головным» заказчиком и «потребителем конечной инстанции» по данным контрактам выступает ОАО «РЖД».

Наверное, такая формулировка по отношению к РЖД допустима, учитывая тот факт, что сейчас в разработке у Правительства РФ находится новый законопроект «О технологической политике», где предусмотрена функция головных подрядчиков (по аналогии с гособоронзаказом) для исполнителей контрактов по 223-ФЗ, стратегически важных для достижения технологического суверенитета. Примечательно, что в обязанность таким головным исполнителям вменяется организация производственных кооперационных цепочек между компаниями субподрядного уровня.

Все это в совокупности складывает пазлы в большую картину: государство рассчитывает на долгосрочные договоры и делает их основополагающим инструментом своей промышленной политики на ближайшие десятилетия. Речь не только о корпоративных закупках, но и госзаказе, где долгосрочность планируется обеспечить за счет офсетных контрактов, которые должны постепенно распространиться из медицины в машиностроение и закупки для муниципальных нужд. По крайней мере, на это надеются власти.

Уже есть «пробные шары» по заключению офсетов для закупки муниципальной техники и обновления парка городского общественного транспорта, а также для продовольственного обеспечения.

В июне 2023 года крупный офсетный долгосрочный договор с организацией МСП заключили в РЖД. Соглашение предусматривает поставку компании гидравлических приборов, комплектов для выправки пути, другой номенклатуры на сумму 99,5 млн рублей.

А в марте 2024 года настоятельная инициатива заключения долгосрочных договоров поступила от Минстроя РФ. С конкретной целью – для стабилизации цен на строительные материалы и отдельные виды ресурсов. Об этом заявил глава ведомства Ирек Файзуллин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей.

«Очень беспокоит начавшийся полтора месяца назад рост цен на некоторые виды строительных ресурсов. Сегодня, когда все базовые показатели комплексного проекта строительства сформированы на пять лет и наши программы тоже долгосрочные, хотелось бы совместно зафиксировать на некоторые виды строительной продукции долгосрочные контракты. Тем более, вы понимаете, какой объем ресурсов потребуется на реализацию этих программ».

В конце 2023 года о начале новой политике по стимулированию производителей и заказчиков продовольствия (в т.ч. торговые сети) к переходу на долгосрочные контракты заявили  Минсельхоз и Минпромторг России. Это позволит обеспечить прогнозируемые объемы и цены в рознице. Началось с птицеводческой продукции и уже распространилось на другую номенклатуру крупных торговых сетей.

Региональный опыт

Торговая сеть «Магнит» присоединилась к проекту агропромышленного кластера, реализуемого правительством Республики Башкортостан. Соглашение предусматривает работу через долгосрочные контракты с фермерами на поставки будущего урожая на условиях авансирования. Фермеры приобретают крупного заказчика и уверенность в реализации своей продукции, а розничная сеть – возможность приобретать овощи и фрукты напрямую, контролировать всю цепочку производства от севооборота до отгрузки и тем самым предлагать покупателям достойное качество товаров по приемлемым ценам.

Новая политика

В 2023 году Минпромторг сообщал, что разрабатывает методику заключения долгосрочных прямых контрактов с российскими индикаторами цен и рекомендовал участникам рынка переходить к более широкому применению длинных договоров, используя ценовые котировки российских информационно-аналитических агентств. А немногим ранее статс-секретарь – замминистра Виктор Евтухов заявлял, что «Минпромторг России настаивает на заключении долгосрочных контрактов с фиксированным прозрачным ценообразованием. Также он сообщал, что достигнута договоренность с Росавтодором о заключении долгосрочных прямых контрактов с металлургами, чтобы исполнить государственные программы. В целом, насаждение методов долгосрочной контрактации в отношении продукции, подверженной сезонным колебаниям и воздействию внешних санкционных факторов – это уже политическая данность .

Устойчивое ценообразование – не единственный стимул к переходу на долгосрочную контрактацию. Если резюмировать, можно выделить следующие плюсы:

Фармацевтические компании используют в долгосрочных договорах динамические KPI с бонусными составляющими (например, такими как «вносимые инновации и улучшение сотрудничества»). Особенно эффективно это работает при закупки услуг (когда вознаграждение делится на две составляющих: стандартную и бонусную).

Сложности долгосрочной контрактации

Самым серьезным фактором, сдерживающим внедрение долгосрочных контрактов, является – ценовой. При двухгодичной форме контрактации заказчик имеет возможность получить актуальную рыночную цену на данный момент времени, а в длинные контракты поставщик, стремится заложить все риски, которые возможны в связи с экономической ситуацией или в связи с изменениями требований заказчика.

Как решить эту проблему?

Опыт коммерческих заказчиков и корпоративных закупок в рамках 223-ФЗ подсказывает, что в долгосрочных контрактах может указываться цена, либо нет. Во втором случае, это рамочный договор, в котором прописывается цена на следующий год (иногда, заключая долгосрочный договор, заказчик прописывает параметры, что цена на следующий год может быть увеличена не более определенного процентного параметра, в зависимости от ставки рефинансирования и других факторов).

Наконец, у долгосрочных контрактов есть косвенные бонусы, которые они разогревают всю локальную экономику. Хорошо видно на примере ОЭЗ «Технополис Москва». Не только исполнители, но и контрагенты субподрядного уровня в офсетных сделках с муниципальными образованиями или субъектами Федерации получают преференции, помогающие развитию бизнеса. Если участники долгосрочных договоров по совместительству являются еще и резидентами особых экономических зон, то в совокупности с гарантированным спросом это даст им право на резидентские льготы – отмену НДС на ввоз товаров, имущественного, земельного, транспортного налога и снижение налога на прибыль до 2% (с обычных 20%). Они также могут воспользоваться инвесткредитами по льготной ставке 3% годовых и рядом других форм поддержки.

Автор: Андрей Троянский

Exit mobile version