В принципах государственного целеполагания в сфере науки случились тектонические перемены буквально за два года. Нарисована матрица, позволяющая увязать индустриальные возможности производителей и поставщиков с национальными целями развития РФ (до 2036) года. Это огромный шаг вперед. Но требуется второй.
Сформирована достаточно стройная государственная концепция, отправной точкой для которой являются три документа.
- Майский указ Президента РФ (от 7 мая 2024 г. №309).
- Стратегия научно-технологического развития РФ (утверждена президентским Указом от 28 февраля 2024 г. №145).
- Приоритетные направления научно-технологического развития с перечнем наукоемких критических технологий и сквозных технологий – 28 шт. (утверждены Указом Президента РФ от 18 июня 2024 г. №529.
Эти документы фиксируют понятийный аппарат, которого раньше не было: государственным, юридически значимым термином стал «технологический суверенитет». У него появилось официальное определение. Также легализованы «критически важные технологии», «наукоемкие технологии».
Также заявлена лестница разнообразных KPI, цифры которых, к сожалению, выглядят нереалистично. Например:
- «Обеспечить вхождение в десятку ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок».
- «Увеличить к 2030 году уровень валовой добавленной стоимости в реальном выражении индекса производства обрабатывающей промышленности не менее чем на 40% (по сравнению с 2022 годом).
- К 2030 году довести долю отечественных высокотехнологичных товаров и услуг в общем объеме потребления внутренним рынком в полтора раза…
Задачи поставлены эпические и под них даже сформирована четкая карта кооперационных связей. Детально расписано: кто и чем должен заниматься, сколько денег за это дадут из бюджета. Федеральные научно-технические программы ФНТП паровозом тянут за собой передовые инженерные школы, а за ними прицепом едут «самораспаковывающиеся» платформы университетского технологического предпринимательства с инжиниринговыми центрами всех мастей, заточенными под конкретно взятую отрасль. Все это замечательно и правильно и рационально с точки зрения структуры, распределения финансовых и кадровых ресурсов.
Увы, во всем этом отсутствует самое главное – аппарат принуждения участников рынка к инвестициям в науку и прогресс. Нет нормативно оформленных обязательств для крупного корпоративного бизнеса во всем этом глянцевом космосе участвовать даже за государственные деньги. Нет законодательно оформленной ответственности госкомпаний, госкорпораций и естественных монополий за отказ от участия…
Вместо этого ФГБУ «Дирекция научно технических программ» (подвед, созданный специально для контроля за реализацией нацпроекта) призывает все стороны процесса «договариваться» между собой. Договариваться зачем? За все хорошее против всего плохого?
– Достижение этих целей, немыслимо без умения договариваться и конструктивно взаимодействовать научным организациям, вузам, компаниям и органам регуляторам. (Олег Карасев, заместитель генерального директора ФГБУ «Дирекция НТП»).
Местом для такого договаривания является госпрограмма НТР, а проектный офис по контролю за ее реализацией подчиняется Минобрнауки.
Справедливости ради, нельзя не заметить, что крупнейшие заказчики идут часто навстречу государству и принимают участие в некоторых активностях, которые кажутся им полезными. В частности, передовыми инженерными школами (ПИШ) для выращивания кадров интересуются более 250 крупнейших компаний страны (Росатом, Роскосмос, Ростех, Сибур, Газпромнефть, Трансмашхолдинг и другие). Похожая история связана с платформах университетского технологического предпринимательства.
А вот с инжиниринговыми центрами и центрами трансфера технологий все уже не так радужно, поскольку начинается выход из зоны комфорта, где у государства можно не только брать, но требуется еще и отдавать (т.е. идти на определенные коммерческие риски, инвестировать в прогресс). Наибольшего успеха в режиме добровольного синтеза удалось добиться в отрасли цифровизации и IT через консорциумы (разработчиков, научных школ и промбизнеса).
Минобрнауки проводит революционную (по масштабам) реформу по вовлечению молодежи в научное предпринимательство, через так называемые молодежные лаборатории. С 2023 года в стране при вузах сформировано около одной тысячи таких лабораторий. Сформирован механизм, который позволяет «продавать» результаты их научной деятельности РНД – заказчикам.
Чтобы сверкающая карета не превратилась в тыкву, нужен закон об НТП
И такой документ существует. Это законопроект «О технологической политике РФ», разработанный еще в бытность Андрея Белоусова первым вице-премьером и внесенный в Госдуму Правительством РФ 23 мая 2024 года. Если все пройдет удачно, то он будет принят во втором чтении в осеннюю сессию. Сейчас проходит под гифом № 632206–8.
Его первая редакция предусматривала меры ответственности для заказчиков НТП. В том числе даже такие формы, как обязательства для исполнителя выстроить субподрядные цепочки промышленной кооперации: по аналогии с тем, как это происходит в гособоронзаказе. (То есть с закреплением ответственности для головного исполнителя, исполнителей первого, второго и последующего рядов). Уцелело ли данное содержание в новых итерациях законопроекта? Большой вопрос. В этом вся соль будущего закона. Не надо быть провидцем, чтобы утверждать, что именно за это содержание идет непримиримая борьба в недрах законодательной машины. Если закон будет принят в травоядном виде (как это часто бывает), то есть без аппарата принуждения к инвестициям в прогресс, – то эффект для российской экономики будет таким же травоядным.
Так или иначе, уже проглядывают те очертания будущего закона, по которым достигнут консенсус между группами промышленности и государства. Документ фиксирует новый подход к развитию и внедрению отечественных технологий – когда Правительство будет заранее определять перечень технологий для создания востребованной продукции, а также обеспечивать их ускоренное развитие за счет собственной интеллектуальной собственности, оборудования, кадров. «По сути, формировать условия для достижения технологического суверенитета страны», – поясняет министр экономического развития РФ Максим Решетников.
В любом случае, это уже не мало. И это уже огромный шаг вперед по сравнению с той невменяемой рыночной кашей, которая происходила в сфере НТП до 2022 года. Когда каждый промышленный феод – сам себе ставил задачи и сам их достигал в меру интеллектуальных талантов своего совета акционеров.
Интересные подробности от Комитета ГД по экономической политике.
Согласно тексту законопроекта, предлагается ввести понятие «Национальные проекты технологического суверенитета» – это новая форма проектной работы по реализации инвестиционных проектов с единым заказчиком, который будет обеспечивать спрос на отечественную высокотехнологичную продукцию. «Минимальная сумма этого проекта – 10 миллиардов рублей, а ответственным за проект будет закреплен вице-премьер» – рассказал зампред комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко.
В том же комитете ГД отмечают следующее: «Паспорт национального проекта технологического суверенитета будет содержать срок реализации проекта, обязательства участников по его реализации и меры государственного стимулирования, а также меры ответственности за неисполнение обязательств участников проекта с учетом права на обоснованный риск. Вводятся особенности закупок отдельными заказчиками высокотехнологичной продукции, которые являются организациями с государственным участием, реализующими программы инновационного развития при реализации национальных проектов технологического суверенитета».
Автор: Андрей Троянский