Site icon Цифровые Закупки

Дефект распознавания – как донести меры поддержки до настоящих предпринимателей?

На МЭФ-2024 предложили ввести однократный принцип квалификации промышленного бизнеса, заслуживающего господдержки. Чтобы компания, один раз получив одобрение своего проекта, могла пользоваться всеми доступными программами и льготами, не проходя заново эту процедуру. Также предложено распределить ответственность за проектное финансирование на все ответственные за развитие экономики организации (включая институты кредитно-финансовой сферы).

С такими идеями выступил на Московском экономическом форуме председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Владимир Гамза.

«Сейчас им говорят – принеси гарантию банка, а потом приходи. Необходимо также, чтобы Центральный Банк начал непосредственное участие в технологическом развитии», – заявил эксперт.

Особый вопрос – унификация программ поддержки. Всего действует более 250 программ, однако в них непросто разобраться. У разных институтов развития, под разные задачи и даже под разный калибр МСП – меры поддержки не одинаковые, а доступ к ним зачастую подразумевает наличие специальных знаний и специальной квалификации.

Здравое предложение от председателя комиссии по развитию региональных финансовых институтов Совета Торгово-промышленной палаты России по финансово-промышленной и инвестиционной политике Андрея Толстикова:

– Нужно обеспечить быстрое и чёткое соединение различных комбинаций этих инструментов, сокращая сроки и удобство их предоставления, уменьшать документооборот и бюрократию. Власти в регионах должны чётко понимать: за какой помощью и в какой точке «жизни» компании она за ней обратится. Кому нужна льготная земля, кому – субсидирование затрат на инженерные сети, а кому необходим льготный лизинг. Очевидно, что стоит заканчивать заставлять высокотехнологичного инвестора регулярно собирать пакеты документов и ждать их оценки.

Судя по заявлениям Минпромторга, которые звучали ранее, именно в этой логике должны работать «паспорта промышленной продукции» (соответствующие поправки к закону о пром. политике внесены в июле 2023 года). Паспорт будет чем-то вроде информационного якоря, который свяжет сведения о происхождении товара с данными классификаторов, техническими и логистическими характеристиками, информацией о наличии/отсутствии импортных аналогов, а также со сведениями о доступных мерах поддержки. Огромная работа, которая должна быть реализована в ГИС «Промышленность».

Функционалу и возможностям ГИС «Промышленность» будет посвящен отдельный блок мероприятий в рамках предстоящего XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» 15-17 мая в Сколково.

Кроме того, навигатор и путеводитель в одном флаконе, действующий в режиме одного окна, по замыслу правительства, должен был работать на цифровой платформе МСП.РФ. Это позволит гораздо большему числу субъектов малого и среднего предпринимательства в одном месте быстро и эффективно регистрировать бизнес и получать разнообразную помощь.

Но сложности бюрократии – это лишь вершина айсберга. Гораздо серьезнее обстоит дело с его подводной частью, а именно – с адресным доведением средств и льгот до тех, кто этого действительно заслуживает. Месяц назад эту проблему поднимали на совместном Заседании Комитета ТПП РФ по поддержке и развитию МСП и Совета по развитию контрактной системы.

Согласно данным, которые озвучила вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова (ссылаясь на статистику ЦБ), льготное кредитование малого бизнеса является не достаточно дифференцированным. В результате, основными бенефициарами льгот оказываются не производственные компании, а перекупщики.

– Из цифр, которые прежде озвучила Эльвира Набиуллина: 47% кредитов МСП получил стройкомплекс; еще около 25% получили различные финансовые консалтинговые организации. Что досталось малому бизнесу – три крошки на четыре пирога, – отметила Дыбова.  – Поэтому наша позиция, как Торгово-промышленной палаты достаточно жесткая: во-первых – оценить эффективность всех институтов развития, чего каждый добился в результате своей деятельности. Второе наше предложение – определить льготные категории, заслуживающие поддержки. Не так, как сейчас «обращайтесь все»… Все – это никто!

В свою очередь, анализ данных Корпорации МСП по распределению кредитно-денежной поддержки (программа льготного кредитования под 3% годовых) также говорит не в пользу производственных предприятий. Значительный объем уходит перекупщикам, в сферу торговли и  услуг.

А вот проблема, которую поднял президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин, на форуме «Просто капитал».

Он также считает финансовую поддержку МСП одним из уязвимых мест для нормального самочувствия отрасли. И помимо высокой ключевой ставки, ограничивающей доступ бизнеса к кредитным продуктам, есть еще проблемы системного характера.

В частности, Калинин считает, что необходимо исключить такие случаи, когда компании мимикрируют под малый бизнес только ради получения поддержки: это так называемые «SPV-встройки». Фирмы, которые не ведут самостоятельной хозяйственной деятельности и создаются только для выполнения каких-либо однотипных финансовых операций.

– Условно говоря, кто-то строит апарт-отель, открывает новое предприятие, которое формально является МСП. Приходит за поддержкой, хотя у них и так есть финансирование в рамках долевого строительства. То есть, требуется исключить стройку из поддержки малого бизнеса, дочек и внучек крупных компаний (таких тоже хватает). И высвободится значительная часть денег на поддержку реального бизнеса, прежде всего, работающего в производстве, в туризме, в технологическом секторе, в IT, – пояснил Калинин.

Также он напомнил, что в 2008 году Владимир Путин подписал «замечательное» постановление Правительства РФ о том, что полномочия по развитию МСП есть не только у Минэкономразвития, но и у других отраслевых министерств…

– Почему они ими не пользуются? – задается вопросом Александр Калинин. – Они этим занимались до 2012 года, а затем переложили эту ответственность на Минэк… У нас была большая дискуссия с Министерством промышленности и торговли. И, надо отдать им должное, они нас услышали и сейчас готовят специальную ведомственную программу по развитию МСП. Такие же программы должны быть у Минтранса, и Минэнерго, у Минздрава: чтобы они показали, как они видят развитие предпринимательства в своем секторе?     

Еще одна точка зрения, почему производственному бизнесу трудно добраться до мер поддержки непосредственно от промышленного бизнеса. Александр Семенов, гендиректор Научно-производственного центра промышленных технологий сообщил, что многие меры поддержки подразумевают компенсации и выплаты только постфактум. При этом, гарантий, что эти выплаты состоятся никто не дает. Для малых и средних предприятий – это недопустимый риск.

В качестве примера: предприятию требуется линия водоснабжения, которая стоит порядка 100 млн рублей. Существует соответствующая государственная мера поддержки бизнеса, позволяющая компенсировать расходы на инженерные коммуникации. Однако для частной промышленной компании, где все оборотные средства вплоть до последнего рубля заняты в работе, эта мера недоступна. В пересчете – вода для производства будет золотой. Требуется огромная база документов и отчетных форм, заполнение которых отнимает у бизнеса массу трудовых и временных ресурсов.

Аналогичная ситуация складывается с мерами поддержки научного развития и НИОКР.

Представители промбизнеса отмечают в качестве перспективной и многообещающей программу выращивания поставщиков. Многие готовы в ней участвовать, если бы им предоставилась такая возможность. Тормозящим фактором для этой программы называют общепринятые трактовки закона о защите конкуренции. В частности, практика выбора надежных контрагентов из отобранного пула поставщиков абсолютно не приветствуется в 44-ФЗ. В то время как для развития промышленного бизнеса нужны легальные механизмы выбора лучших из лучших.

Справка

Налоговые послабления

Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:

– Конечно, нужно сохранить фронтальную поддержку МСП. Чем объясняется достигнутый на сегодня рост? В том числе, тем, что правительством Михаила Мишустина была снижена фискальная нагрузка на МСП. Соцвзносы были уменьшены в 2020 году. Мы об этом забыли, но ведь это привело к колоссальному обелению отрасли. По инициативе Минэкономразвития были подняты пороги: по упрощенке, по патентной системе налогообложения.

По словам президента «ОПОРЫ РОССИИ», в ходе реализации нацпроекта ко многим руководителям регионов пришло понимание о результативности развития МСП на их территории. Ранее малый бизнес воспринимался, скорее, как средство для решения социальных проблем и повышения занятости. Теперь – как источник заработка для субъекта РФ. В бюджеты регионов со стороны МСП стало поступать больше денег (это, например, начисления от подоходного налога, упрощенной системы налогообложения).  В свою очередь, за шесть лет в регионах выстроена разветвленная инфраструктура поддержки МСП – появилась сеть центров «Мой бизнес».

Автор: Андрей Троянский

Exit mobile version