В правительстве озвучили свежую статистику закупок госкомпаний и госкорпораций у МСП. Если верить цифрам, в 2022 году они достигли рекордной суммы в 7 трлн рублей, прибавив 2,6 трлн рублей к прошлому году.
Не последнюю роль в этих показателях сыграло увеличение обязательной квоты на закупку у МСП с 20% до 25%, а также предоставление Корпорации МСП права мониторинга качества исполнения квоты. По словам первого заместителя председателя правительства РФ Андрея Белоусова, власти намерены запустить новую программу развития МСП на период 2025—2030 годов. Переформатированием нацпроекта поддержки МСП займется Минэкономразвития. Уже ясно, что центральное место в новой стратегии займет так называемый механизм «доращивания» компаний под задачи и нужды корпоративных заказчиков. Шаг за шагом доращивание превращается в добровольно-принудительный механизм.
- Включает долгосрочный спрос на продукцию МСП, инвестирование в создание или модернизацию производства. По данным Корпорации МСП, семь программ «доращивания» поставщиков уже утверждены, а у 27 компаний они находятся в разработке.
- Согласно данным аналитики, самыми закупаемыми товарами у МСП до 50 млн рублей являются лекарственные средства. При сумме договора до 200 млн рублей на первом месте стоят нефтепродукты, до 400 млн рублей – продукция горнодобывающих производств, до 1 млрд рублей — транспорт и оборудование.
Тема доращивания поставщиков была отмечена, как один из ключевых драйверов российской экономики в рамках Делового обеда XVIII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который состоялся в апреле.
В зоне контроля Корпорации МСП на сегодняшний день находится порядке 1,5 тыс. компаний. Это колоссальный рынок для заказчиков, работающих по 223-ФЗ. Однако не формальное внимание и заинтересованность к программам доращивания проявляют пока только несколько крупнейших игроков (Автодор, РЖД, Ростелеком…). Когда заработают остальные?
Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации:
– У нас появилась обязательная отчетность о доле закупок у МСП, и предусмотрена ответственность для тех, кто не отчитался. А ведь таких, не отчитавшихся, очень много. А что с ними произошло? Как их наказали? Нельзя выезжать все время на лидерах, которые действительно дают рынок для МСП. Без реальной ответственности мы результатов не добьемся.
Участники профессиональной дискуссии Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» сошлись во мнении, что у Федеральной антимонопольной службы должны появиться дополнительные полномочия, чтобы контролировать исполнение квот на закупки у МСП более эффективно.
В Торгово-промышленной палате считают, что приоритетным средством для вовлечения бизнеса в закупки корпораций должна стать именно программа доращивания, поскольку потенциал прямых предписаний и рекомендаций на деле себя недостаточно оправдывает.
– У нас нет возможности разбрасываться и распылять силы. Нужно работать с теми, кто у нас есть. Приведем условный пример «Автодора», когда на конкурентную процедуру пришло четверо потенциальных подрядчиков. Оказалось, что три компании – не могут исполнить какие-то элементарные базовые функции и только одна обладает достаточной квалификацией. Они их «усыновили». Мы на это очень надеемся, что они выдадут результат и пойдут дальше.
По словам Дыбовой, в России достаточно профессиональных исполнителей, несмотря на то, что область среднего производственного бизнеса довольно скромная и составляет всего лишь 6% от общей массы МСП. В профессиональной среде также есть расхожее выражение, что борцов за малый бизнес в России сегодня больше, чем самого бизнеса. В каждой шутке есть доля шутки. Поэтому уникальной экономической ситуацией нужно рационально воспользоваться для включения МСП в производственные цепочки для дозагрузки небольших производственных предприятий заказами, для их адресной поддержки.
– Мы должны их всех взять в программы доращивания. Посмотреть, чего им не хватает, где-то научить, где-то подсказать. Причем, это не должны быть навязанные абстрактные семинары. У нас в последнее время все стремятся малый бизнес чему-то учить. А нужно дать конкретное дело, помочь выйти на рынок, расширить объемы производства, купить дополнительное оборудование, – считает Елена Дыбова.
В России критически не хватает связующей прослойки среднего звена: инжиниринговых центров – которые бы могли объединять вокруг себя небольшие производственные стартапы, и передавать готовую перспективную продукцию на реализацию в корпоративный сектор.
Иван Подберезняк, председатель правления АО «МСП банк»:
– Мы видим, что на порядок улучшилась качество взаимодействия заказчиков и поставщиков. Мы, как представители банковского сообщества, видим это на входящем потоке: растут чеки во всех сегментах. Растет количество инструментов, которые облегчают доступ предпринимателей к закупкам.
Павел Тихомиров, заместитель генерального директора ГКУ «Информационно-аналитический центр в сфере здравоохранения г. Москвы»:
– Очень важно, чтобы программа доращивания поставщиков не превратилась в выкуп этих самых поставщиков. Со слов некоторых владельцев бизнеса знаю, что от корпораций зачастую поступают предложения в духе «давайте мы купим вас, а потом все настроим». Такой подход демотивирует предпринимателя. Он не для того годами строил свой бизнес, чтобы отдать его в чужие руки. Доращиванию поставщиков надо обучать. Есть множество различных семинаров, но нет никаких методик по этому профилю. Тем, кто обладает соответствующим опытом, нужно поделиться, как организовать этот сложный процесс. Как привить культуру производства, новые формы контроля производства? Многое нужно сделать, чтобы предприятие соответствовало уровню запросов заказчика.
Андрей Храмкин, директор Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий обратил внимание на избыточные акценты экономии на торгах. По его словам, бизнес должен иметь возможность заработать. Однако сама система контрактации в 223-ФЗ имеет допуски, позволяющие заказчикам переусердствовать и «высушивать» поставщика. В результате, у него не остается прибыли на развитие и расширение производства. Это лишает предпринимателей стимулов бороться за корпоративный заказ и участвовать в нем.
– Крупный бизнес во всем мире занимается доращиванием поставщиков. Это насущная проблема и актуальная технология, – говорит эксперт. – Если бизнес будет нести все транзакционные издержки, то при вероятности низкой победы на торгах, у небольших компаний будет еще ниже мотивация к участию в закупках корпоративного сегмента.
Нетрудно заметить, что сам термин «доращивание» предполагает рост, а не сжатие или околонулевую окупаемость.
В контексте поднятой Храмкиным проблемы весьма интересно выглядит опыт китайской экономики в развитии малого и среднего бизнеса. Как ни странно, КНР со своим госпланом и партийным регулированием достигла на этом поприще колоссальных успехов. Китайские власти применяют такой смелый и передовой инструмент как «норма прибыли». У них тоже есть что-то вроде программы доращивания поставщиков. Правительство выстраивает для малых и средних компаний своеобразные «сценарии роста», где (помимо производственной кооперации с большими заказчиками) обязательно предполагается и запланированная доля рентабельности – то есть норма прибыли. Но компания берет на себя и определенные обязательства по ее использованию. Прописывается обязательный объем инвестиций от заработанной прибыли (на расширение и модернизацию производства, на новые технологии, на социальные обязательства). Личные доходы также предусмотрены (но они укладываются в норму в качестве излишков).
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет