На площадке Национального промышленного Конгресса «PromSpace» 16 октября Минпромторгом России были представлены принципы новой индустриальной политики страны.
Роман Чекушов, директор Департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга РФ:
– Проектом Федерального бюджета на 2025 год (плановый период 2026—2027) годов предусмотрен существенный рост расходов на развитие промышленности. Практически в 2,5 раза. Это говорит об абсолютных приоритетах государства в сфере индустриализации.
В индустриальной истории страны было две поворотных точки: это 2014 год, когда был принят закон «О промышленной политике», который закрепил терминологию и систему инструментов поддержки предприятий. Это стало залогом для восстановления базовых отраслей. И вторая отправная точка – это 2022 год, введение антироссийских санкций.
– Тогда это казалось странным, а сейчас это звучит абсолютно логично и обоснованно: ограничение поставок под воздействием санкций дало нам стимул к переосмыслению кооперационных цепочек, фундаментальных подходов к развитию промышленности. Теперь у нас есть точное стратегическое понимание о том, как это делать в соответствии с поручениями Президента РФ. Если прежде у нас были отраслевые планы импортозамещения, то сегодня они конкретизировались до перечней критически необходимой продукции по различной номенклатуре, по подотраслям, – отметил Роман Чекушов.
Второй “провязкой” законодательного регулирования, по словам эксперта, является внедрение общесистемных инструментов господдержки. Сегодня есть очень длинная и разнообразная линейка этих мер. Их как конструктор, можно комбинировать в соответствии с требованиями рынка и условиями отдельно взятой отраслевой ситуации. Важно, что это механизмы проверенные временем и уже доказавшие свою эффективность на практике. За годы выстроена разветвленная сетка Фонда развития промышленности (ФРП) как на федеральном, так и на региональном уровне.
Агентство по технологическому развитию, перед которым была поставлена задача заместить на отечественном рынке критически важные позиции по продукции и комплектующим, за три года проделало значительную работу, поддержав 273 проекта на сумму более 12 млрд рублей. Характерно, что проекты Агентства не являются поддержкой производства в чистом виде. Это научно-технологические стартапы: гранты предоставляются разработчикам конструкторской документации. Также огромный объем работы проделан в рамках реализации ПП№ 1649 – прямая программа поддержки НИОКР.
– Мы добавили к мерам поддержки еще и экспортную составляющую, – рассказал Роман Чекушов. – Позволив стимулировать разработки по продукции, востребованной не только на внутреннем рынке, но и на внешнем контуре.
Еще одним инструментом грантовой поддержки наукоемкой части промсектора является блок мер, реализуемый компанией «Иннопрактика». Центр поддержки инжиниринга и инноваций совместно с Правительством РФ создал принципиально новый механизм грантовой поддержки технологических компаний.
За три года государством была реализована широкая линейка кредитных программ для промышленности. Новшеством, которое вдохнуло жизнь в цеха стали субсидированные оборотные кредиты. Государство перешло к более взвешенной и осмысленной поддержке инвестиционных проектов. Стартовала Кластерная инвестиционная платформа (295 ПП). –Предприятие может привлечь льготный инвестиционный кредит суммой до 100 млрд рублей. При том, что государство, фактически, компенсирует издержки, связанные с ключевой ставкой.
– Мы понимаем, что при том уровне ключевой ставки, как сейчас, количество проектов, возможно, будет не таким, как мы хотели, – признает Роман Чекушов. – Потому что средства ограничены: и пропорционально увеличению ставки, динамика идет в обратную сторону по количеству поддержанных проектов.
Новым направлением индустриальной политики на ближайшие пять лет являются Национальные проекты технологического лидерства.
– Подчеркну, что это именно проекты лидерства (не суверенитета или импортозамещения). Взять, к примеру, промышленное обеспечение «транспортной мобильности». Для развития инновационного транспорта – мы создаем модульную платформу с государственной поддержкой, на которой наши предприятия смогут производить как автомобили с ДВС, так и электромобили, и гибриды.
Как пояснил Роман Чекушов, в общепринятой практике, созданием индустриальной инфраструктуры традиционно занимается бизнес в порядке частной коммерческой инициативы. Но, в случае с инновационной платформой для автопрома речь идет об общедоступной государственной платформе, которая может быть использована каждым из предприятий в целях разработки, тестирования и внедрения инноваций. Таким образом, государство берет всю наукоемкую часть транспортной индустрии на себя. Это уникальное в своем роде управленческое решение, которого нет у мировых конкурентов. Если оно позволит унифицировать производство автокомпонентов, автоэлектроники, ветку литья и промышленных пластиков – это позволит отрасли одним рывком сократить технологическое отставание и даже выйти вперед. Характерно, что в начале года всерьез обсуждалась идея консолидации потребностей российских автопроизводителей в отдельных видах оборудования. В частности шла речь об объединении усилий машиностроительных концернов для создания унифицированной линейки коробок передач. То же самое касается и других универсальных комплектующих (подшипников, коленвалов, амортизаторов). Идея, которой поделились в Минпромторге выглядит обнадеживающе. Тот самый здравый смысл, которого так не хватало производственному сектору, страдающему от хронической недофинансированности и от агрессивной экспансии зарубежных индустриальных корпораций.
– Мы будем стимулировать компании автомобильной отрасли таким образом, чтобы те из них, кто готов инвестировать в производство, к 2029—2030 году перевели свои мощности на данную платформу, – рассказал Чекушов.
Руководитель департамента Минпромторга подчеркивает важное качественное изменение, произошедшее в промышленной политике страны в последние два года: эта то, что акценты льготной и финансовой поддержки была конкретизированы до перечня критически важной продукции, которая сегодня не производится на территории страны. Таргетирование мер господдержки, целей и значений результатов нацпроектов.
В завершении дискуссии Национального промышленного конгресса «PromSpace» Роман Чекушов ответил на два вопроса от сетевого издания «Цифровые Закупки».
1.Есть ли у госкорпораций, у госкомпаний обязательства к участию в федеральных научно-технических проектах? Не просто их добровольные пожелания, а нормативно оформленные обязательства? Сегодня их крупного бизнеса строится по принципу захотел/инвестировал в НИОКР, а завтра захотел – и не инвестировал, захотел отчитался об этом перед государством, а захотел – не отчитался. Следует ли делать обязательной хотя бы отчетность по наукоемким инвестпроектам крупнейших заказчиков по 223-ФЗ?
– Такие обязательства для госкомпаний устанавливаются. На самом деле, надо смотреть по каждой корпорации отдельно. Звучат мнения о том, что такие требования со стороны государства являются недостаточными. Если брать абсолютные цифры, то наверное, мы в RND вкладываем значительно меньше, чем транснациональные компании. О чем говорят данные открытой статистики (например, об инвестициях тех же Microsoft, Apple в сравнении с нашими компаниями). Тем не менее, с нашей стороны такие вложения тоже есть. В отдельных секторах объем поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ растет.
2.В Парламенте на рассмотрении находится законопроект «О технологической политике», внесенный Правительством РФ. Насколько велика вероятность, что он будет принят во втором чтении и станет инструментом принуждения корпораций к прогрессу?
– У нас нет сомнений, что законопроект станет законом. Но хотел бы подчеркнуть, что закон – это просто некая рамка. Не следует ждать, что после его принятия у нас по волшебству все изменится в стране. Регулирование направлено либо на создание нефинансовых инструментов поддержки и защиты рынка, либо на строительство финансовых механизмов поддержки. Оно лишь стимулирует к развитию, но не является его первопричиной.
Роман Чекушов считает, чтобы стратегия промышленного развития страны не оставалась на бумаге необходимо сверяться с ключевыми показателями и значениями результатов, которые установлены в Нацпроекте технологического лидерства (в ближайшее время в паспортах проектов появятся соответствующие KPI, соотносимые с возможностями Бюджета).
Автор: Андрей Троянский