Обучаем закупкам и медиации
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

«Честный ЗНАК» меняет производство и сбыт

Национальная система цифровой маркировки товаров становится повседневной экономической практикой
«Честный ЗНАК» меняет производство и сбыт
Теги: #Маркировка #Минпромторг

Россия является одним из лидеров по внедрению маркировки. Огромная работа на этом направлении началась несколько лет назад. Минпромторгом была подготовлена технологическая инфраструктура и правовые основания. А с 2023 года цифровую маркировку начали массово внедрять в систему закупок.

За маркировкой будущее. Метки наносят не только на товары ради контроля качества. Размечать можно оборудование и документы, маркировка в разы повышает эффективность и точность учета. С ее помощью можно организовать бережливое производство и сбыт даже в низкорентабельных отраслях.

В начале этого года Федеральным казначейством совместно с Минпромторгом России и оператором ГИС МТ «Честный ЗНАК» реализован проект по информационному взаимодействию ГИС ЕИС ЗАКУПКИ с ГИС МТ «Честный ЗНАК».

Прежде всего, новая система позволяет сократить временные издержки и трудозатраты поставщиков, продукции, подлежащей обязательной маркировке. Отпадает необходимость работы в разных информационных системах для фиксации факта вывода средства идентификации из оборота. Учет происходит автоматически.

Эксперты Академии Контрактных Отношений объяснили, как это работает:

  1. Поставщик указывает коды идентификации товаров, подлежащих обязательной маркировке, в документе о приемке, который формирует в электронной форме в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ;
  2. Коды идентификации проходят проверку на актуальность в ГИС МТ «Честный ЗНАК»;
  3. После подписания обеими сторонами документ о приемке (с учетом особенностей при частичной приемке) автоматически направляется в ГИС МТ «Честный ЗНАК» и становится основанием для регистрации факта выбытия кодов идентификации из оборота.

Правовым основанием для нового алгоритма работы является Постановление Правительства РФ от 30.11.2022 № 2173, которое вступает в силу 01.03.2023

­Минпромторг разъясняет

Редакция сетевого издания «Цифровые Закупки» обратилась в Пресс-службу Минпромторга с просьбой прокомментировать дальнейшие планы по развитию цифровой маркировки в России, а также перспективы ее дальнейшей трансформации в общенациональную систему учета, которая будет охватывать весь внутренний рынок.

Публикуем ответы, представленные министерством.

Какие нормативные нюансы являются принципиальными с точки зрения Министерства промышленности и торговли?

Работа по внедрению маркировки товаров началась в 2016 году, когда была запущена маркировка шуб. Позже началась масштабная разработка нормативной архитектуры проекта по созданию единой системы маркировки широкого перечня промышленной продукции. С 2017 по 2022 год, по инициативе Минпромторга России, принято более 150 актов.

Правовые основы маркировки товаров и лекарственных препаратов на территории Российской Федерации установлены Федеральными законами «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «Об обращении лекарственных средств».

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, утвержден распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р. Общие принципы работы системы закреплены в постановлении Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515. При разработке нормативных правовых актов в сфере маркировки товаров Минпромторг России в первую очередь стремится учесть все особенности оборота продукции. Поэтому порядок работы для каждой отдельной товарной группы детально прорабатывается с органами власти и бизнес-сообществом и утверждается отдельным постановлением Правительства РФ.

Что мешает сделать цифровую маркировку обязательной абсолютно для всех производителей и поставщиков в России?

Цифровая маркировка внедряется в первую очередь в тех категориях товаров, которые наиболее подвержены нелегальному обороту. При подготовке предложений по введению маркировки Минпромторг России ориентируется на Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года.

Каждая отрасль по-своему уникальна – как с точки зрения организации производства, так и бизнес-процессов, сопровождающих оборот продукции. Минпромторг России придерживается позиции, что внедрение маркировки должно происходить на максимально комфортных для бизнеса условиях. Перед запуском каждой группы товаров проводятся добровольные эксперименты, чтобы в процессе внедрения обязательной маркировки учесть все особенности работы отрасли. Поэтому маркировка различных групп товаров внедряется последовательно, с обязательным проведением экспериментов и всесторонней оценкой баланса интересов бизнеса и государства и ее эффектов по каждой товарной группе.

Сообщалось, что оператор национальной системы маркировки Центр перспективных  технологий (ЦПРТ) занимался формированием своего каталога товаров. Нужна ли сегодня интеграция данного каталога с КТРУ с Реестром продукции Российского происхождения в ГИС «Промышленность»? Как технически решается эта задача?

Национальный каталог маркированных товаров (НКМТ) является частью информационной системы маркировки товаров и в первую очередь поддерживает процесс регистрации товаров, подлежащих обязательной маркировке. При необходимости НКМТ может быть адаптирован для нужд федеральных органов власти как с точки зрения атрибутивного состава сведений о товарах, так и его интеграции с иными государственными информационными системами.

В части интеграции НКМТ и каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необходимо отметить, что данные информационные ресурсы имеют различные целевые назначения и не синхронизированы с точки зрения подходов к описанию товаров. Вместе с тем при необходимости работа по их интеграции может быть проведена.

Что касается интеграции НКМТ с Реестром продукции Российского происхождения в ГИС «Промышленность», данный вопрос уже прорабатывается. Более того, рассматривается вопрос использования сведений ГИСП для обогащения профилей участников оборота товаров в системе маркировки.

Является ли маркировка вспомогательным этапом к дальнейшему внедрению независимой экспертизы при исполнении контрактов? Упрощает ли маркировка приемку товара?

В 2022 году проведена работа по интеграции системы маркировки с ЕИС в сфере закупок, соответствующий функционал будет доступен с даты вступления в силу соответствующих норм законодательства. Проект постановления Правительства РФ, которым предлагается предусмотреть возможность направления сведений в систему маркировки через ЕИС в сфере закупок, уже разработан Минпромторгом России и проходит регламентные процедуры.

Предлагаемое решение позволит исключить дублирование требований законодательства в части направления сведений в государственные информационные системы. Если в акте, формируемом в ЕИС в сфере закупок, указаны коды идентификации, данный документ будет направлен и в информационную систему маркировки. В данном случае требования Правил маркировки товаров будут выполнены без направления отдельного электронного документа.

Указанный механизм не заменит экспертизу, однако проверяя наличие средств идентификации на поставляемых товарах, заказчик может убедиться в легальности их происхождения.

Есть ли сложности в согласовании Евразийских и российских правил цифровой маркировки? Как планируется устранять эти противоречия?

Маркировка товаров в России и других странах ЕАЭС внедряется на основании единого подхода, определенного Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе. Все решения обсуждаются и вырабатываются на площадке Евразийской экономической комиссии. В ЕАЭС принята Базовая модель, которой устанавливается унифицированный подход при введении маркировки каждым государством-членом. Исключения составляют только отдельные категории товаров, для которых страны сами могут устанавливать особенности маркировки на уровне национального законодательства.

Примеры продуктивного опыта

На сегодняшний день самым высокоразвитым средством цифрового учета является RFID-маркировка  (Radio-frequency identification) – по сути, это переходная фаза к интернету вещей. Автоматическая идентификация объектов позволяет увязать их в общую систему данных. Особенно полезно для настройки эффективного бережливого производства. Когда на счету каждая условная шестеренка, а его качество прослеживается от сырьевой заготовки до заводского конвейера и пути на склад, – то издержки сводятся к минимуму. Сдерживающим фактором для массового внедрения  RFID-маркировки является ее себестоимость. Как «Цифровым Закупкам» удалось выяснить, на крупнейшем российском предприятии, создающем RFID-системы, себестоимость маркировки одного объекта составляет порядка 6 рублей. При таком раскладе процесс умной разметки является выгодным только для высокотехнологичных производств с высокой рентабельностью. Однако есть обратная зависимость: себестоимость разметки будет снижаться по мере увеличения заказа.

Сверхпродуктивным примером цифровой маркировки в России является сфера лекарственного обеспечения. За два года Россия первой в мире построила систему полной поэкземплярной прослеживаемости лекарственных препаратов, охватившую всех участников цепочки. 100% лекарств, обращающихся на рынке, проходят через систему маркировки. И компании-производители, и контролирующие государственные органы могут анализировать данные достоверного спроса (где и сколько покупают лекарства, где запасы почти исчерпались). Маркировка дает беспрецедентную детализацию данных, которые используются как в оперативном плане, так и при стратегическом принятии решений Минздравом России и Росздравнадзором. Регуляторы могут видеть движение лекарственных препаратов, их остатки в каждом регионе вплоть до каждой аптеки и ввод в гражданский оборот в режиме реального времени.

Автор: Андрей Троянский

16 февраля 2023, 16:04
528
Теги: #Маркировка #Минпромторг

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.