Промышленные компании среднего бизнеса получили импульс к развитию после начала СВО. Однако большого доверия к мерам поддержки со стороны государства почему-то по-прежнему нет.
Классический пример: бизнес краткосрочно кладет средства государственной субсидии на депозит, поскольку у компании есть лаг в пару месяцев до поставки оборудования. Но оказывается, это нельзя было делать и субсидию требуют вернуть.
Антон Ковалев, председатель правления межрегионального союза «Клуб молодых предпринимателей»:
– Конечно, это прекрасно, когда у тебя есть возможность получить финансирование от государства. Но на наш взгляд, в сегодняшней ситуации – это достаточно опасно. Деньги, которые выдает государство в мерах поддержки, важны. Но их очень мало и может стать еще меньше. Возможно в текущих условиях они вам не так уж нужны. Есть другие варианты: через доращивание поставщиков корпораций.
На Русском экономическом форуме предлагались более эффективные форматы финансового обеспечения промбизнеса. Данная схема отлично работает в Китае. Предприятие возвращает проценты по кредиту\гранту от института развития (либо даже от коммерческого банка) через налоги от продаж созданной по этому кредиту продукции.
Мотивация для предприятия становится еще более серьезной, чем в коммерческой схеме кредитования. Бизнес будет кровно заинтересован в том, чтобы конечный продукт «созрел», чтобы он оказался востребованным и конкурентным. В противном случае возврат средств придется осуществлять без помощи государства (на все свои). Тем самым отсекаются эффективные государственные инвестиции от не эффективных.
Это настоящее проектное финансирование, в отличии от «грабительской» модели коммерческого кредитования, которая заставляет возвращать процент не с результата, а с оборотных средств. К сожалению именно той модели фанатично следует государство российское. Даже в льготных кредитах и при оказании грантовой поддержки. Опуская тот момент, что кредитование по льготным ставкам тоже стало неподъемным, поскольку проценты выше уровня окупаемости.
Бизнес лишен возможности свободно распоряжаться средствами, выделенными в рамках льготного финансирования.
В сложившейся ситуации выходом для бизнеса становится качественное планирование и гарантированный спрос, через строительство кооперационных цепочек. Просчитанная загрузка производственных мощностей дает компании больше, чем поход за господдержкой и льготами.
Набирают популярность кооперационные платформы и отраслевые объединения среднего бизнеса в своеобразные артели консорциумного типа.
По данным межрегионального союза «Клуб молодых предпринимателей» с 2022 года им удалось интегрировать несколько десятков компаний среднего бизнеса в работу корпораций. Эту важнейшую миссию помогает выполнить «Проектный центр по работе с инвестиционными нишами и промышленными стартапами». Организация анализирует спрос и объем рынка, проектирует цепочки взаимодействия с крупными заказчиками, а также оказывает методологическую поддержку в анализе стратегических документов касающихся господдержки (совместно с Минпромторгом и отраслевыми ФОИВ).
В одиночку пройти такой путь небольшое предприятие не способно. Кооперация дает возможность сократить издержки, банально за счет обмена объективными данными о рынке: ценовая информация, проверка контрагентов, обмен производственным оборудованием (вместо того, чтобы приобретать станок под самоубийственные проценты, компания может «взять его в аренду» у товарищей по цеху).
В Москве и в Екатеринбурге неплохо показали себя «Биржи промышленной кооперации», который проводились в офлайн режиме. Они соединили сотни компаний. Так, биржа, проходившая на базе МГТУ им Баумана в 2023 году позволила заключить контрактов более чем на 2 млрд рублей.
У государства появился новый KPI для производственного бизнеса. Таким целевым индикатором изменений является рост доходов на одного сотрудника субъекта МСП.
Переход от малого предприятия к среднему – считается лучшим показателем эффективности государственной политики.
Главным рычагом на этом пути является так называемая «программа доращивания», в которой на добровольных началах участвуют крупнейшие заказчики из числа госкомпаний и госкорпораций. Они берут под свою опеку стартапы малого и среднего бизнеса с тем, чтобы обеспечить им рынок сбыта и возможности интенсивного развития. Попутно решаются технологические задачи самой корпорации. Инструмент новый и в значительной степени рассчитан на медийный эффект. При этом государством ставится амбициозная задача перевести процесс в естественное русло. Пока счет подобных проектов идет на единицы.
Так, по данным Корпорации МСП, которая курирует программу доращивания, за первые два месяца 2025 года госкомпании заключили пять новых офсетных договоров с малым и средним бизнесом. Четыре из них заключены в экосистеме ОАО «РЖД», в соответствии с поручением Президента РФ развивать малый и средний бизнес в городах, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали.
Таким образом, общее количество офсетных договоров, заключенных при поддержке Корпорации МСП, выросло до 16, а их общая сумма составила более 6,6 млрд рублей. Также в 2025 году еще девять компаний с госучастием планируют утвердить свои программы «выращивания» поставщиков.
Александр Исаевич, генеральный директор Корпорации МСП:
– В выращивании» задействовано 169 крупнейших заказчиков с учетом дочерних обществ. Это как федеральные, так и региональные, муниципальные предприятия, которые помогают малому и среднему бизнесу повысить свою конкурентоспособность на рынке», – подчеркнул Александр Исаевич.
Подозреваем, что далеко не весь опыт доращивания промбизнеса попадает в зону покрытия Корпорации МСП. В частности о таком практическом опыте рассказали крупнейшие заказчики страны на всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в прошлом году.
Такой уникальный опыт был представлен в презентациях Россетей, Ростелекома, Росатома в качестве программ импортозамещения. Внутренние отраслевые экосистемы закупок этих корпораций подразумевают свои правила игры, обусловленные 223-ФЗ, свои высокоразвитые системы технических требований, обратной связи с производителями, строгие регламенты и KPI, системы аттестации и приемки оборудования. Причем, эти правила сложились задолго до того, как выращивание поставщиков стало мейнстримом промышленной политики Правительства РФ.
Любопытно, что доращивание зачастую начинается буквально на стадии проектирования и НИОКР. То есть, речь идет о контрактах «на поставку будущей вещи».
Эта сверхпродуктивная и свежая для российской экономической науки тема станет предметом дискуссии предстоящего XX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» в Санкт-Петербурге 23-25 апреля.
Также на Форуме будет представлена идея инжиниринговой платформы, основными клиентами которой, по замыслу разработчиков, являются именно средние производственные компании. В России критически не хватает связующей прослойки среднего звена: инжиниринговых центров – которые бы могли объединять вокруг себя небольшие промышленные стартапы, и передавать готовую перспективную продукцию на реализацию в корпоративный сектор.
Автор Андрей Троянский
Комментариев пока нет