Кадровый дефицит – историческая проблема номер один для российской реиндустриализации. Как выходить из тупика, рассказали на заседании Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России.
Свои рецепты предложили производственники, представители учебных заведений, Минпромторга и Минтруда.
Прежде вопрос подготовки кадров не носил острый характер, поскольку наша промышленность и сельское хозяйство существовали на грани выживания. Однако в последние годы предприятия ощутили минимальные меры поддержки правительства, поверили в благие намерения государства, стали инвестировать в развитие, а в некоторых отраслях даже показали двукратный рост производства (например, в сельхозмашиностроении). Именно из-за этого стал более явным и актуальным вопрос с кадрами, заявил председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин. – Если процессы импортозамещения и технологической модернизации в стране продолжатся, то проблема с кадрами станет еще острее.
Без человеческого ресурса любая индустриализация обречена. России нужны инженеры, операторы станков, квалифицированные обладатели рабочих специальностей.
По данным свежего опроса, проведенного Торгово-Промышленной палатой РФ, 100% руководителей промышленных предприятий сталкивается с дефицитом специалистов. 33% опрошенных указывают на оторванность образования в вузах от реалий производства, 29% жалуются на низкое качество практической подготовки специалистов. Высшая школа отделена от конвейера, и этот отрыв c каждым годом растет. Выпускники ничего не знают и ничего не умеют. Средне-специальное образование продолжает стремительно сокращаться, как в количественном, так и в качественном выражении. На глазах тает не только число вчерашних техникумов, но их программа. Зампред Правительства РФ по вопросам социальной политики Татьяна Голикова заявляет, что более 70% колледжей должны перейти на сокращенные сроки обучения к 2024 году (!) с четырех до двух лет, при этом каждый второй выпускник сможет получить от двух квалификаций за время обучения.
Параллельно продолжается бесконтрольная глобализация рынка труда – отток квалифицированных технических кадров любого уровня из России не просто не фильтруется, а едва ли не поощряется на федеральном уровне. Это абсолютно не соответствует заявленным целям импортозамещения и технологического суверенитета. Плюсом к рейтингу учебных заведений считается вербовка выпускников иностранными корпорациями. О найме юных рабочих- победителей международных конкурсов в третьесортные зарубежные фирмы сообщают с гордостью, как о достижении российской системы образования.
Похоже, цели российской промышленности и системы образования являются взаимоисключающими.
В качестве решения предлагается срочное квотирование бюджетных мест в вузах по направлениям подготовки специалистов, реально востребованных на производстве (конструкторы, программисты, робототехники). Увы, согласно статистике, которую приводит Торгово-промышленная палата РФ, количество таких квотированных мест с 2000 по 2020 год сократилось на 12% с 572,2 тыс. до 502,2 тыс. человек.
ТПП РФ предлагает Министерству науки и высшего образования РФ сделать три честных шага для решения проблемы:
- увеличить квоту бюджетных мест под заказ конкретных предприятий;
- в системе KPI вузов предусмотреть отдельный критерий – число выпускников, трудоустроенных по рабочим инженерным специальностям;
- изыскать государственное финансирование для создания (восстановления) в промышленных регионах колледжей, техникумов, профтехучилищ с доведением их числа до уровня, необходимого для восполнения кадрового индустриального дефицита.
По третьему пункту нельзя не заметить, что процессы так называемой «оптимизации» учебных заведений средне-специального звена по всей стране продолжаются полным ходом, вопреки официальной риторике о престиже рабочих специальностей.
Тема взаимодействия с промышленностью вообще не значится в приоритетных программах развития высшей школы, – с тревогой отмечают в ассоциации «Росспецмаш» (объединяет порядка 200 заводов России).
Квалификационный минимум инженера
В научно-образовательном центре (НОЦ) Юга России – нашли концептуальное решение – как вырастить специалиста, востребованного рынком. Необходим обязательный квалификационный минимум инженера. Это значит, что независимо от профессиональной специализации каждый специалист, идущий в производство, должен обладать универсальным набором знаний в следующих сквозных технологиях: большие данные, искусственный интеллект, новые источники энергии, сенсорика и компоненты робототехники, нейротехнологии, аддитивные технологии. Подход реализуется на платформе профильного образовательного вуза НОЦ – Донского университета (ДТГУ).
Обучать будущего инженера сегодня нужно исключительно через проектный протокол – т.е. через решение конкретных реальных задач, поставленных предприятием/индустриальным партнером вуза. Вокруг этого наслаивается вся образовательная модель – принципы построения образовательной программы – необходимо ее обязательное ежегодное обновление.
Владимир Колодкин, руководитель проектного офиса Межрегионального НОЦ Юга России, проректор по учебной работе Донского Государственного университета:
– Никакие ФГОСы, никакие стандарты государства сегодня не могут поспеть за требованиями предприятий. Университеты должны ежегодно актуализировать содержание компетенций и умений, которые дают своим выпускникам. А, значит, нужна гибкость и модульность образовательных программ – возможность собирать их как конструктор, и максимально оперативно. Строить образовательную модель следует таким образом, чтобы студенты сами понимали, зачем и почему им это нужно. Чтобы каждый шаг обучаемого в образовательной системе являлся осознанным дефицитом.
Далее эксперт пояснил, как это выглядит на практике. Работая над условным проектом, задачей полученной от индустриального партнера – группа студентов должна сначала практически осознать, в каких практических и фундаментальных знаниях нуждается, и с какой целью часть этих знаний в дальнейшем будет использована на производстве. Например, если поступила условная задача спроектировать умную ферму – то нужно в той или иной степени освоить биотехнологии, мехатронику, программирование. Учащиеся сначала осознают свои знаниевые дефициты, а затем восполняют их.
– Не надо приходить в аудиторию без понимания, зачем тебе это рассказывают? Мы строим образовательную модель так, чтобы студенты сами понимали, зачем им это нужно, учились решать междисциплинарные задачи, – заключил Колодкин.
В Донском университете создана элитная инженерная школа – «Школа икс», которая готовит специалистов под запросы так называемого «умного сельского хозяйства (смарт-агро)». В ДГТУ нет стандартных сессий – вместо них «защиты» проекта в образовательном модуле. В качестве экзамена студенты защищают конкретный проект перед комиссией, которая состоит не из преподавателей, а из представителей рынка.
Важный нюанс: описанная образовательная модель подразумевает иную роль преподавателя, а именно ежегодные стажировки на предприятиях – постоянное изучение технологий у конвейера. Из человека, стоящего за кафедрой, преподаватель превращается в индустриального научного гида – куратора по цеху, который всегда стоит рядом.
На примере университетского профиля «машиностроение» хорошо видна оторванность российской высшей школы от производства. Налицо явная проблема рынка труда: вузы выпускают специалистов с одинаковым набором компетенций, заточенных под ФГОС. У них нет легализованной возможности достраивать эти компетенции под конкретные задачи предприятий. Причем дополнительные профили машиностроения, востребованные кадровым рынком, можно выявить только в прямой коммуникации с промышленными компаниями страны.
Техно-патриотизм – мотивация достойной занятости
Беспокойство у работодателей в промышленности вызывает не только качество знаний современных молодых специалистов, но и их личностные характеристики. В ближайшие десятилетия производственному комплексу придется работать с гедонистически расслабленными кадрами. Дает себя знать нацеленность российской системы образования на воспроизводство «квалифицированных потребителей», а не творцов (знаменитая формула бывшего министра образования РФ). В результате, работники до 30 лет не могут держать задачу в голове более 2-3 часов, проявляют интеллектуальную неполноценность при длительном отсутствии доступа к электронным гаджетам (что особенно актуально для закрытых оборонных производств, где сотрудники сдают личные устройства связи, входя на предприятие).
Чтобы занимать высокотехнологичные ниши производства, нужно готовить творцов – и психологически и интеллектуально, уверен Арсений Брыкин, директор Ассоциации «Консорциум «Базис», директор по научно-техническому развитию АО ЦНИИ «Электроника»:
– В микроэлектронике дефицит кадров ощущают все пять ведущих экономик мира (США, Япония, КНР, Южная Корея, ЕС). Китай готов потратить 1,4 трлн долларов на ближайшие 30 лет в развитие этого сегмента промышленности. Значительная доля этих денег пойдет в образование и в хантинг специалистов за пределами страны. Корея осуществляет аналогичные инвестиции в объеме 900 млрд долларов. У Российской Федерации массово перекупают специалистов, и эти процессы будут нарастать. К этому надо готовиться. Лояльность студентов технических вузов вызывает серьезную тревогу.
Далеко не всегда выбор молодых специалистов склоняется в пользу отечественных компаний. Согласно данным исследования, проведенного совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ, готовность студентов работать в российских высокотехнологичных компаниях в некоторых вузах достигает минус 70%. – Дело не только в молодежи, а в общих установках системы образования. Лояльность, как и мечту, нужно формировать с детства, – считает Арсений Брыкин.
По мнению эксперта, проблема в том, что стендовая база системы образования заполнена иностранными технологическими решениями. Это приводит к программированию будущего потребления и культивации исключительно зарубежных программно-аппаратных решений. Нужна программа Минобрнауки и Минпросвещения России по оснащению лабораторий и учебных классов преимущественно отечественными программно-аппаратными решениями.
Автор: Андрей Троянский