Site icon Цифровые Закупки

Бизнес новых возможностей – корпорации поворачиваются лицом к внутреннему рынку

Май начался с новостей о рекордном росте корпоративных закупок у МСП. Крупные заказчики страны начали работать с отечественным бизнесом. Разберемся, насколько долговременной и системной является эта тенденция.

Малый и средний бизнес за I квартал 2022 года заключил договоров на поставки по 223-ФЗ почти на 900 млрд рублей, с гордостью сообщили в Корпорации МСП.

Огромное значение в развитии бизнеса приобретают региональные цифровые экосистемы. Причем не только в реализации местных льгот для предпринимателей, но и в доведении до них  федеральных мер поддержки. Качество реализации госпрограмм для МСП зависит от того, каким образом регион применяет корпоративное законодательство и единое положение о закупках по 223-ФЗ. Тут возможны варианты с разной степенью эффективности.  Все больше субъектов РФ пользуется практикой централизации закупок по 223-ФЗ с особыми полномочиями единого заказчика.

В рамках строительства локальной цифровой системы закупок регион может сделать доступ небольших компаний к государственным мерам поддержки более,  либо менее прозрачным. Могут быть предусмотрены адресные сценарии сопровождения и кураторства для бизнеса, о которых так много говорилось прежде. Также возможны инструменты нормирования потребностей крупных корпоративных  заказчиков, которые позволяют МСП сходу оценить картину: какая конкретно продукция или услуга востребована корпоративным заказчиком, с какими техническими параметрами и какими правовыми механизмами, льготами и финансовыми ресурсами можно воспользоваться для того, чтобы ее поставить конечному потребителю. Таким образом, МСП может объективно оценивать свои возможности или корректировать свои бизнес-планы под конкретные заказы. Возникают реальные сценарии встраивания МСП в длинные производственные цепочки.

Высокоразвитой цифровой экосистемой для МСП обладает Москва. С новыми форматами поддержки можно ознакомиться на слайдах «Московского инновационного кластера»:

Весьма интересная статья поддержки – 30 млн рублей на закупку оборудования для участников Московского инновационного кластера.

Кластерный подход к делу применяют и в других регионах, где власти не боятся проявлять инициативу. Это не просто бессмысленное и беспощадное сбрасывание бюджетных денег мешками с самолета, в надежде на то, что бизнес сам придет и возьмет,  а целенаправленная организационная работа по созданию специальных площадок развития, и, самое главное –   контролю за их развитием. Проблема ведь не в деньгах, а в конкретных проектах развития, которых до последнего момента не было ни у федеральных, ни у местных чиновников: то есть в профессиональных коллективах, принципах их организации, персональной ответственности руководителей. Проекты развития и производственной кооперации не появятся из ниоткуда, на них необходимы годы труда. Однако опыт КНР показывает, что на этом пути возможно достаточно быстрое развитие при наличии сильного управленческого подхода.

Генеральный директор  Корпорации МСП Александр Исаевич объясняет развитие спроса на закупки у МСП беспрецедентными мерами поддержки со стороны государства. В частности, были отменены штрафы для поставщиков и подрядчиков в случае срыва условий контрактов, если нарушения произошли из-за санкций, напоминает Исаевич. Появилась возможность продлевать сроки исполнения госконтрактов и корректировать их цены. Многие крупнейшие заказчики из мониторинга  Корпорации МСП оказались под санкциями, отмечает Исаевич, поэтому во II квартале предстоит большая работа по созданию новых цепочек поставок. Кроме того, мотивирующим фактором для закупок у МСП являются и принятые в конце прошлого года поправки к корпоративному законодательству: повышение с 2022 г. доли закупок у МСП с 20 до 25%. Сыграло роль и увеличение с прошлого года максимальной цены договора (НМЦД) по специальным торгам с 400 млн до 800 млн руб. Не последнюю роль в пробуждении интереса к МСП сыграл уход некоторых зарубежных монополистов с российского рынка. У бизнеса появилась возможность выйти на торги со своей ценой, не боясь ценового демпинга. Прежде крупные компании снижали цены и российским предприятиям ничего не оставалось, кроме как опускать их аналогичным образом. Таким способом внутренний рынок зачищался от отечественных конкурентов. Так как ниже определенной планки дальнейшее участие в закупках становилось для российского бизнеса нерентабельным.

Даже несмотря на усилия государства и, в целом, правильную реформу закона, для участия бизнеса в закупках корпораций и госкомпаний по-прежнему остается немало барьеров. От чисто бюрократических до системных. Сказывается отсутствие нормативов по составлению технических заданий, полное отсутствие приоритетных требований к корпоративному сектору по закупкам российского оборудования, комплектующих и услуг.  Важный нюанс –  в некоторых региональных экосистемах (Москва, Московская область, Татарстан…) уже начали применять нормирование при составлении ТЗ, используются готовые шаблоны, библиотеки технических заданий.

С огромным трудом в банках берется гарантия на участие в закупках по 223-ФЗ. Чаще всего диалог начинаются с фразы  «у вас нет опыта участия и исполнения контрактов» и других формальных придирок. Тем не менее, у бизнеса априори не может быть оборотных средств, чтобы заплатить обеспечительные платежи и не пойти за универсальной банковской гарантией. Кажется, что банковская система не до конца понимает свою основную функцию – кредитование реального сектора экономики.

Некоторые эксперты говорят об уходе крупных компаний с иностранным капиталом – как о супер-стимуле для развития российского бизнеса. Однако эта мотивация весьма неустойчивая. В Правительстве РФ никто не давал гарантий российскому бизнесу, что через полгода или год прежние иностранные монополисты из недружественных стран не вернутся в РФ с дешевым неограниченным кредитом и печатной машиной в тылу, похоронив все многообещающие отечественные проекты. Кроме того, трудно спрогнозировать эффект от введения параллельного импорта. К сожалению, корпорации могут продолжать спокойно насыщать свои потребности за счет серых поставок, вместо того, чтобы искать варианты среди предложений российских предприятий.

Тем более, что сначала нужно основательно поработать над тем, чтобы эти предложения российских производителей появились в природе. То есть, сначала продумать программу производственной кооперации, подобрать недостающие профессиональные компетенции, инвестировать в эту программу не только государственные, но и корпоративные ресурсы. Еще раз подчеркнем, что вопрос не в финансовых ресурсах, а в способе производства и самих производственных отношениях, которые в РФ, к сожалению, пока не меняются.

Чтобы они начали меняться, необходима рамочная реформа 223 Федерального закона, в которой государство наконец-то предъявит четкие требования к корпорациям в части национальной промышленной политики. Начнет регулировать не абстрактно-формальные объемы закупок у МСП, а инвестиционные программы госкомпаний. Выставит конкретные KPI для этих инвестпрограмм.

Автор: Андрей Троянский

Exit mobile version