О преимуществах «прозрачности» в приемке товаров, работ и услуг в ходе онлайн-конференции «Электронное актирование 2020», организованное ЭТП «ТЭК-Торг», рассказала заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе. Формирование, но самое главное – подписание документа о приемке в электронной форме – будет производиться исключительно в ЕИС.
После перехода на электронное актирование ситуации с затягиванием платежей по исполненным контрактам будут сведены к минимуму. Это объясняется не только тем, что электронный документооборот сам по себе обязывает стороны контракта действовать точнее и быстрее – вместе с электронным актированием развивается и интеграционное взаимодействие между ЕИС и участниками рынка, которые обеспечивают бухгалтерский учет и следят за отчетностью поставщиков и заказчиков.
– Мы уже сейчас имеем целый ряд соглашений о сотрудничестве, например – с «1С», для того, чтобы при формировании актов выполненных работ или счетов-фактуры, поставщик мог работать у себя в бухгалтерии, как он это делает обычно, формируя там первичный след о приемке. В личный кабинет поставщика в ЕИС такой документ будет поступать автоматически, – объяснила Анна Катамадзе.
По словам замглавы Федерального казначейства, никаких дополнительных усилий по внесению в ЕИС данных об исполнении контракта не потребуется ни со стороны заказчика, ни со стороны поставщика. После того как заказчик подпишет приемочные документы со своей стороны – сведения из них также будут аккумулироваться в ЕИС в автоматизированном режиме. Информация в Реестр контрактов будет поступать из структурированного электронного документа – а не так как сейчас, когда заказчик в течение пяти дней перебивает информацию руками из бумажного акта. Сами бумажные акты сейчас прикрепляются в ЕИС в виде скан-образов, не доступных для автоматического анализа и системной массовой обработки. Это значительно затрудняет отслеживание документов со стороны контрольных органов. Выявить нарушения, в том числе и связанные с неплатежами, возможно только в ручном режиме.
– Мы часто видим несовпадение информации между Реестром контрактов и скан-версиями документов. При этом нет внятной связи между тем, что поставщик принял у себя на бухгалтерский баланс в виде отгруженного товара, и что заказчик у себя принял в качестве товара (что он отобразил в бухгалтерском учете, и что он реально получил на склад), – сказала Анна Катамадзе.
Электронное актирование позволит связать эти данные в достоверную картину, где все нестыковки и расхождения станут предметными. Весь аудиторский след будет зафиксирован: о том, был ли отказ в приемке, была ли приемка осуществлена частично, состоялась ли она в срок, состоялся ли платеж… Для добросовестного заказчика и добросовестного поставщика такая информация станет важной частью алиби в государственной информационной системе. Эта информация позволит защищать свои права в судебных инстанциях, в ФАС России. В свою очередь, государство получит реальный инструмент анализа информации о ценообразовании, так как именно в актах приемки цены являются наиболее реалистичными.
Актирование не для всех
Важно учесть, что обязанность подписания документа о приемке в электронной форме с вводом электронного актирования будет касаться только контрактов, заключенным по электронным процедурам и по закрытым электронным процедурам. Обязанности осуществлять электронное актирование по контрактам, заключенным с единственным поставщиком – не будет. Таким образом, контракты с монополистами пока остаются «в тени». Однако в Федеральном казначействе продолжают прорабатывать методологическую основу для того, чтобы распространить инструментарий электронного актирования на все виды закупочных процедур. Закупки малых объемов – также остаются «за бортом».
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет