Site icon Цифровые Закупки

Армия в долгу у банкиров

Военно-технический форум «АРМИЯ-2019» обнаружил не только новейшие достижения отечественной оборонки, но и ее глубинные, системные хозяйственные проблемы.

На чем держится военная индустриализация в условиях свободного рынка? Об этом не принято много говорить, но кое-что удалось разузнать в ходе круглого стола на тему: «Закупки вооружения, военной, специальной техники: применение законодательства о контрактной системе и обмен практиками». За скучным, на первый взгляд, названием – хитросплетение сложнейших вопросов выживания страны: жизнеспособность высокотехнологичных отраслей промышленности, экономический суверенитет РФ, принципы целевого расходования государственных средств в РФ.

Справка

Докладчиками выступили представители Департамента государственных закупок Министерства обороны России, Федерального казначейства, ФАС России, ФГУП «ВНИИ «Центр» Минпромторга России, Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России, ПАО «Промсвязьбанк», Торгово-промышленной палаты России, ООО «АСТ ГОЗ» и Института подготовки специалистов оборонного комплекса и инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ.

В первую очередь интерес представляет анализ, подготовленный Минпромторгом, который уполномочен проводить консультации и разъяснительную работу с организациями-исполнителями гособоронзаказа.

По словам Олега Сергеева, заместителя руководителя Межотраслевого центра обеспечения ценообразования в сфере ГОЗ ФГУП «ВНИИ «Центр» Минпромторга России, Закон о государственном оборонном заказе нуждается в доработке, последние правки в закон не решили глубинных проблем.

Как известно, Закон о гособоронзаказе предусматривает банковское сопровождение, которое представляет собой банковский контроль над всеми расчетами, производимыми по государственным контрактам и договорам, заключенным в рамках кооперации головного исполнителя гособоронзаказа. При этом кооперация головного исполнителя – это вся цепочка взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу: и головной исполнитель, заключающий государственный контракт с заказчиком, и исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.

По каждому контракту головные исполнители и субподрядчики открывают отдельные банковские счета в уполномоченных банках. В связи с чем у одного исполнителя число отдельных счетов может доходить до нескольких тысяч.

А в случае если у предприятия имеется задолженность по налогам и сборам (независимо от суммы задолженности) и налоговым органом принято решение о приостановке операций по счетам, то банки отказывают таким предприятиям в открытии отдельных счетов.

В настоящее время имеется положительная судебная практика, допускающая в таких случаях открытие отдельных счетов. Однако из-за того, что исполнители вынуждены обращаться в суд по каждому такому факту, это приводит к несвоевременному открытию счетов и, как следствие, срыву сроков выполнения гособоронзаказа.

Эту проблему Минпромторг предлагает решить путем внесения изменений в пункт 12 статьи 76 НК РФ в части расширения перечня счетов, не подлежащих блокировке.

Следующим предложением Сергеева было разрешить субподрядчикам гособоронзаказа использовать денежные средства сразу после исполнения ими условий контракта, не дожидаясь исполнения условий контракта головным исполнителем, так как бывают случаи, когда генподрядчик не может списать денежные средства на затраты по контракту. Например, на момент заключения контракта изготовленная продукция уже находилась на складе и затраты осуществлены в предыдущем периоде, соответственно, их обоснование и документальное подтверждение затруднительно. В связи с этим исполнители не имеют возможности использовать в полном объеме денежные средства до получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении госконтракта.

Сергеев также отметил имеющиеся пробелы законодательства в части компенсации понесенных исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимых для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа.

Раздельный учет – тыловая бухгалтерия

Обсуждению подверглись и правила ведения организациями, выполняющими гособоронзаказ, раздельного учета.

Утверждение новой редакции «Правил ведения организациями, выполняющими гособоронзаказ, раздельного учета» показывает высокую заинтересованность государства в эффективном использовании бюджетных средств в рамках государственного оборонного заказа. В новых механизмах контроля, которые реализуются посредством мониторинга данных раздельного учета (ежемесячное представление отчета предприятиями), внимание уделяется всему комплексу мер, которые организации-исполнители предпринимают, чтобы выполнить контракты своевременно и с должным качеством.

По замыслу авторов, ведение раздельного учета должно дать существенные выгоды и непосредственно организациям-исполнителям. Он позволит в ходе выполнения контрактов диагностировать различные виды рисков и своевременно на них реагировать, не доводя ситуацию до нежелательных последствий.

Вместе с тем мониторинг правоприменительной практики, проведенный Минпромторгом, выявил неоднозначное отношение предприятий оборонно-промышленного комплекса к данным нововведениям. Мониторинг проводился посредством анкетирования на предприятиях, включенных в сводный реестр оборонно-промышленного комплекса.

Всего от предприятий из сводного реестра поступило и обработано порядка 300 предложений, содержащих в том числе конкретные предложения по доработке положений постановления № 47.

Основные прогнозируемые проблемные вопросы применения правил ведения раздельного учета – это значительная трудоемкость ежемесячного составления отчетов (на отдельных предприятиях до 1500 шт.). В связи с чем возникает необходимость расширения штатной численности и автоматизации процедуры составления отчетов, что в свою очередь повлечет дополнительные расходы.

С учетом изложенного было предложено как минимум установить увеличенные сроки предоставления отчетности.

Доклад Сергеева поддержали присутствующие представители предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Банковское сопровождение ограничивает конкуренцию

Также в рамках научной части форума прозвучало пожелание избавить гособоронзаказ от коммерческой «удавки». В настоящий момент система банковского сопровождения ограничивает конкуренцию по заказам ОПК. Система построена так, что организации, заключившие контракт в рамках гособоронзаказа, ограничены в возможности использования денежных средств, полученных по контракту, на иные цели. Соответственно, принять участие в закупках гособоронзаказа могут не те поставщики, кто способен предложить лучшую продукцию, а те, кто в состоянии обойтись без бюджетных средств. Вполне логично, что потенциальные поставщики просто отказываются заключать контракты с головными исполнителями и исполнителями оборонного заказа.

Автор: Ирина Чуева

Exit mobile version