Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Как не «угодить» под необоснованную налоговую выгоду?

Законодательство двусмысленно трактует статус перекупщиков, что превращает работу заказчика в бег по минному полю
Как не «угодить» под необоснованную налоговую выгоду?
Теги: #Заказчики #Закупки #Налоги #Налоговый кодекс

Заказчик, являясь налогоплательщиком, вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога. Вместе с тем этот путь тернист и опасен и может довести до тюрьмы.

Попробуем разобраться почему.

Согласно статье 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации одно из условий правомерности уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и/или суммы, подлежащей уплате налога, – исполнение сделки либо контрагентом, с которым заключен договор, либо лицом, которому ее исполнение передано по договору или закону.

И если вдруг налоговый орган установит, что это условие не соблюдено, то признает налоговую выгоду необоснованной и откажет в вычете и возмещении НДС из бюджета, признании расходов для целей налога на прибыль, применении льготы, пониженной налоговой ставки и т.д.

Кстати, сам термин «необоснованная налоговая выгода» в Налоговом кодексе РФ отсутствует, однако широко используется в правоприменительной практике, сложившейся из-за злоупотребления налогоплательщиком правами при исчислении налоговой базы и (или) суммы налога. Введен этот термин в практику постановлением пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. А в статье 54.1 НК РФ речь идет о признании правомерным или неправомерным уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и/или суммы, подлежащей уплате налога. Но сути это не меняет.

Необоснованная налоговая выгода – это ситуация, когда формально у налогоплательщика есть право на уменьшение налога (его зачет, возврат), но при этом оно получено в результате совершения недобросовестных действий, например, искажения реальных фактов, заключения формальных сделок, заключения договоров с фирмами-однодневками.

Между конкурентной Сциллой и фискальной Харибдой

В письме от 20.10.2017 № 03-03-06/1/68944 Минфин высказал мнение о том, что обязательство, предусмотренное сделкой за исполнителем, может быть исполнено субподрядчиком.

Вместе с тем в письме ФНС России от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123 «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 НК РФ» указано, что в пп.2 п.2 ст. 54.1 НК РФ законодатель фактически ограничил право учесть расходы и вычеты по сделке при исполнении ее лицом, не указанным в первичных документах. Также в указанном письме Федеральная налоговая служба рекомендует налоговым органам опровергать реальность спорной сделки посредством доказывания фактов исполнения обязательств по сделке иным лицом, чем лицо, являющееся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Как показывает судебная практика, налоговые органы уделяют особое внимание фактам, подтверждающим, что обязательство по сделке выполнено ненадлежащим лицом, и признают неправомерным уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и/или суммы, подлежащей уплате налога в случае заключения договора с посредником, не являющимся производителем товара, в связи с тем, что рассматривают это как завышение налога на прибыль.

К сожалению, налоговые органы не учитывают, что один поставщик (посредник) может закупить продукцию у разных производителей и поставить в рамках одного договора, что является для заказчиков выгодным и удобным способом сотрудничества.

Федеральная налоговая служба рекомендует при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки: отсутствие информации о производственных и (или) торговых площадях, отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора.

Например, если товар импортный, то исполнитель, по мнению налоговой, по договору должен закупить его за границей самостоятельно, а не перекупить на территории Российской Федерации. Также под подозрение попадают сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве местонахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм-однодневок).

Поставщика заказчик определяет по результатам закупок, проведенных в соответствии с требованиями Закона о закупках. Участником таких закупок может быть любое юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, местонахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Соответственно, исполнителем по контракту может быть любое лицо, независимо от наличия у него трудовых и материальных ресурсов. И исполнить договор оно вправе с привлечением субподрядчиков, тем более если ни законом, ни договором не установлено, что исполнить договор он должен лично.

А договором установить запрет на привлечение субподряда заказчику не позволит Федеральная антимонопольная служба. Так как, по мнению ФАС, заказчик не вправе требовать даже согласования с ним соисполнителя по договору ввиду того, что такое требование нарушает права исполнителя и действующее законодательство.
Таким образом, установление запрета на привлечение соисполнителей по договору может повлечь административную ответственность.

Кроме того, по выписке из ЕГРЮЛ в составе заявки заказчик может определить массовость места регистрации, но что дальше делать с этой информацией? Ведь участником закупки по закону может быть любое юридическое лицо независимо от места нахождения. И, предложив лучшие условия исполнения договора, такой участник с массовым местом регистрации становится победителем, а соответственно, исполнителем по договору.

При доказанной необоснованной выгоде налогоплательщику грозят следующие последствия:

– доначисление налога, пеней, взыскание штрафа за неуплату налога по ст. 122 НК РФ;

– административный штраф за непредоставление сведений, необходимых для налогового контроля, а также за грубое нарушение бухгалтерского учета (отчетности);

– привлечение к уголовной ответственности, если размер недоимки существенный.

В итоге заказчик – между двух огней: либо штрафы и предписания ФАС, либо отказ в возмещении и обвинение в необоснованной налоговой выгоде.

Автор: Ирина Чуева

12 ноября 2019, 16:18
672
Теги: #Заказчики #Закупки #Налоги #Налоговый кодекс
Автор: Ирина Чуева

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.