Конфигурация института независимой экспертизы в контрактной системе, безусловно, стала топовой темой форума Гильдии отечественных закупщиков, прошедшего в Госдуме РФ.
Вопрос очень сложный, энергоемкий и резонансный – внятного ответа на него заждались на земле.
Абсолютно очевидно, что экономика страны без четких механизмов приемки товаров, работ и услуг дальше попросту «не поедет». Дикая рыночная система, в которой невозможно проверить результат и найти ответственных, себя полностью исчерпала.
В Гильдии полагают, что конкретные законотворческие инициативы по экспертизе будут сформулированы уже к концу 2019 года. При этом отраслевые специалисты системы закупок убеждены, что начинать работу на этом направлении следует именно с живой практики. Поэтому независимую экспертизу решили обкатать на опыте 7 пилотных регионов. Эксперимент уже начался в Вологодской, Калужской, Саратовской, Тульской областях, а также в Санкт-Петербурге, Челябинске и Симферополе.
Подробную презентацию проекта независимой экспертизы представила присутствующим Лидия Травкина, заместитель генерального директора ФАУ НИА.
Она подчеркнула, что федеральная служба «Росаккредитация» готова оказать проекту всестороннюю методологичекую поддержку.
Прежняя централизованная система контроля качества демонтирована до основания, существующая является фейковой, а строить будущую придется, комбинируя уцелевшие фрагменты инфраструктуры (лаборатории, территориальные органы инспекции Роспотребнадзора) и опираясь на призрачные правовые нормы действующих законов. Задача не из легких. Однако и регуляторы, отраслевые специалисты по закупкам из регионов сходятся во мнении, что далее нельзя сидеть сложа руки. Нужно двигаться вперед, создавать правоприменительную практику с нуля, а затем на ее основании будет разработана дорожная карта.
Именно по такому сценарию призывает действовать председатель правления Гильдии Лидия Никифорова.
По ее словам, принципиально важно уже на начальном этапе определить источники финансирования экспертизы.
«У заказчика должно быть законное основание отказать в приемке продукции» (Антон Гетта)
Органы независимой экспертизы сегодня уже формируются на базе испытательных лабораторий. Именно они станут кадровой базой для пилотных регионов. По каждому из направлений в каждом из пилотных регионов предполагается организовать рабочие группы.
– Дорожная карта по экспертизе должна иметь несколько ключей в лице бизнеса, регуляторов, регионов, Росаккредитации, – убежден Антон Гетта, зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку, руководитель экспертно-консультативного совета фракции «Единой России» по совершенствованию антикоррупционного законодательства и законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок.
Марина Блудян, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:
– Инструменты негосударственной экспертизы сегодня успешно используются во многих странах мира. В Европе они сочетаются с развитой системой страхования рисков. Абсолютно все производители застрахованы, для них страховка является пропуском к поставкам. Одновременно для поставщиков в их системе закупок установлены огромные штрафы, не сопоставимые с мизерными наказаниями за фальсификат в России. Поэтому, чтобы попасть под подозрение, производители сами готовят для себя доказательную базу. Электронные системы сертификации, приемки, экспертизы создают сами крупные поставщики, беря на себя все расходы по их обслуживанию. В комплексе такая система позволяет отследить всю цепочку: и поставщика, и перевозчика, и хранителя продукции.
Вице-президент «ОПОРЫ» подчеркнула, что для внедрения экспертизы в РФ катастрофически мало лабораторий. Это нужно предпринимателям.
– У нас каждое второе уголовное дело по поставкам не обеспечено экспертизой. Это просто умозаключение правоохранительных органов о том, что предприниматель виноват или не виноват. Если бы при каждой государственной поставке мы снабжали товар экспертизой, большая часть уголовных дел была бы лишена оснований.
По ее словам, в работе над пилотными проектами обязательно должны участвовать представители бизнеса. Помимо экспертизы в решении поставленной задачи должны участвовать и другие механизмы, считает Марина Блудян.
Андрей Садофьев, член правления Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»:
– Хочу напомнить, что идея культивирования независимой экспертизы в разных отраслях закупок – это прежде всего инициатива самого бизнес-сообщества, с которой изначально выступили сами предприниматели. Мы заинтересованы в честной конкуренции, именно по этой причине нам нужны поставки качественных товаров, работ или услуг. И проведение независимой экспертизы есть не что иное, как шаг к честной конкуренции. Те регионы, которые не побоялись и согласились выступить пилотами, заслуживают особой благодарности. Это работа не на месяц, а на годы, но она реально необходима. Чтобы не было таких невероятных явлений, как снижение на торгах до 60%. Вопрос в том, что вам в результате поставят, особенно когда речь идет о социально значимых контрактах? Не случайно инициативу добросовестных предпринимателей по созданию работающего института экспертизы поддержали и ФАС, и «ОПОРА РОССИИ», Федеральное казначейство и Минфин. Конечно, для его реализации не обойтись без методик, подготовленных компетентными ведомствами – Росаккредитацией, Национальным институтом аккредитации. Мы находимся на самом старте большого и неотложного дела.
Демпинг на торгах может стать поводом к проведению экспертизы, согласна Лидия Никифирова. Если кто-то демпингует, он должен понимать, что может включиться защитный механизм в виде экспертизы.
Приемка вслепую
На Экспертном совете Гильдии прозвучала и критика проекта. В частности, говорилось о том, что выборочная экспертиза не даст ожидаемого эффекта и даже, напротив, может быть использована некими темными силами как инструмент подавления конкуренции.
Однако независимо от этой критики у института независимой экспертизы есть исчерпывающее обоснование: это жесткий правовой вакуум в сфере приемки социально значимых продуктов.
Приоритетная цель экспертизы – повысить качество продукции, закупаемой на бюджетные деньги по социально значимым проектам. Экспертиза остро востребована в госзаказе регионов, особенно для продукции с повышенным профилем риска. Сегодня большинство заказчиков такой продукции вынуждено подписывать акты без каких-либо приемочных регламентов и при полном отсутствии достоверной информации по ней.
Антонина Ципулина, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров и Национальной ассоциации игрушечников России, уверена, что реальная ситуация в области госзаказа социальных учреждений и служб снимает все вопросы по поводу рентабельности и оправданности независимой экспертизы.
Она привела типичный пример из реальной жизни регионов. Так, принимая по госзаказу подарки для новорожденных, один из субъектов РФ столкнулся с отсутствием адекватных документов, подтверждающих качество товара. Заказчик вынужден осуществлять приемку вслепую.
– Директор детского сада или школы ставит подпись на свой страх и риск. Экспертиза придаст импульс и другим инструментам борьбы за качество, – убеждена Ципулина.
Например, ускорит внедрение обязательного государственной маркировки. Сегодня проводится эксперимент по добровольной цифровой маркировке детского питания.
О востребованности экспертизы как элемента честной конкуренции говорит и тот факт, что ее стихийно поддерживают предприниматели в производящем секторе экономики. Возникают отраслевые профессиональные объединения поставщиков и заказчиков для экспертизы продукции. Крупные поставщики объединяются для того, чтобы профинансировать экспертизу товара, с которым работают в рамках государственного заказа. Иными словами, оплата экспертизы происходит за счет членских взносов.
Наиболее яркий пример – Ассоциация производителей трубопроводных систем. По словам ее директора Владислава Ткаченко, к созданию ассоциации бизнес подтолкнули вопиющие факты выхода фальсификата на рынок, а также регулярные случаи демпинга на торгах.
– Цена продукции не может быть ниже цены сырья. Если такое происходит, то поставка фальсификата весьма вероятна, и такой факт может расцениваться как сигнал к проверке на качество. Необходимо оживить уже существующую систему выявления нарушений. Проект независимой экспертизы этому должен помочь, – убежден Ткаченко.
От чего зависит независимый эксперт?
Безусловно, главными трудностями для внедрения независимой экспертизы станут нехватка кадров, неразвитость лабораторий, инфраструктуры для контроля качества и деградация нормативной базы в этой области. Для жизнеспособности института экспертизы важно принять стандарты с методиками, каким образом проверять тот или иной продукт. Фрагментарно методики уже установлены в техрегламентах, а где-то их вообще не существует. Именно наличие методик гарантирует качество работы независимых экспертов.
Профессиональный субъект должен быть вооружен профессиональной нормативной базой.
Эксперты пришли к выводу, что в дорожную карту проекта необходимо обязательно включить стоимость экспертизы по каждому из товарных направлений.
Для того чтобы экспертиза «стартовала», уже у истоков проекта должно быть четкое понимание затратности. Это даст ответ на вопрос, должна ли экспертиза оплачиваться по фиксированному тарифу. Если нет, то от чего зависит цена? Сколько стоит одна услуга? В дорожной карте будет четко прописаны последовательность действий при экспертизе, а также расчеты по стандартам, кадрам, стоимости услуг.
А в правовом блоке предстоит ответить на важнейший вопрос: нужно ли вводить ответственность инспектора за заведомо ложное заключение?
Антон Гетта: «Нам никто не мешает уже сейчас применять систему независимой экспертизы для борьбы за достойную продукцию в рамках госзаказа. Даже выборочные экспертизы оказывают большое дисциплинирующее воздействие на сферу закупок».
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет