Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Россия сможет без картелей

Гражданское общество – это долгожданный партнер государства в борьбе за рынок с человеческим лицом
Россия сможет без картелей
Теги: #Андрей Тенишев #Антикартель #Антон Гетта #Госдума #За честные закупки #Конкуренция #ОНФ #ФАС #Цифровой кот

К такому выводу пришли участники Международной практической конференции «II Евразийский Форум по Картелям 2019», состоявшийся в фарватере VI Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС.

Оба мероприятия прошли на минувшей неделе и вызвали широкий общественный резонанс.

Это не просто информационный шум, это  предметная дискуссия, которая опирается на конкретные перемены: и в законе, и в правоприменительной практике, и в технических средствах борьбы со сговором на торгах. Дело в том, что ФАС, возможно, удастся добиться подвижек в развитии уголовного законодательства в части защиты конкуренции.

Начальник Управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев напомнил о законопроекте, усиливающем ответственность за картели, который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе: «Мы возвращаем специальную норму за сговор заказчика и участника торгов, разделяем нормы для картеля на товарных рынках и торгах, убираем признак «ограничение конкуренции» – картель имеет запрет per se – это презумпция, которую не нужно доказывать».

Говоря о применении уголовной статьи и работе ФАС России с правоохранительными органами, Андрей Тенишев подчеркнул: «То, что произошло в нашем взаимодействии – это прорыв».

Техническим средством для борьбы с цифровыми картелями, от которого ждут реального эффекта, является «Большой цифровой кот» – многопараметрическая система выявления и доказывания сговоров на торгах. К эксплуатации системы государство может приступить уже со следующего года. В основе работы системы – сложный алгоритм сбора и анализа больших данных из открытых и закрытых источников с последующим обменом полученной информации с соответствующими структурами, что играет решающую роль для доказывания картеля.

Однако при всем совершенстве закона и технических средств его сопровождения добиться настоящего эффекта и конструктивной правоприменительной практики можно только при поддержке гражданского общества.

Именно об этом факторе напомнил Антон Гетта, председатель Комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку, координатор проекта ОНФ «За честные закупки».

Антон Гетта: Картельные сговоры представляют национальную угрозу России

Депутат добавил, что заметную роль в работе антимонопольной службы на всех уровнях экономики стали играть общественные активисты.

– С того момента, как Общероссийский Народный фронт вплотную занялся выявлением картелей в самых разных сферах экономики, наше взаимодействие с ФАС вышло на очень серьезный уровень. Активисты ОНФ регулярно передают материалы своих расследований, мы, что называется, «на короткой ноге» работаем с Управлением по борьбе с картелями ФАС и лично его руководителем Андреем Петровичем Тенишевым.

Сигналы общественных активистов и первичные данные, собранные ими, зачастую приводят к весьма резонансным делам. Так, на основании материалов активистов проекта ОНФ «За честные закупки» УФАС по Ростовской области признало факт картельного сговора трех фирм, которые поддерживали цены при проведении 31 электронного аукциона на поставку лекарств. В результате УФАС назначило штраф в размере около 115 млн руб.

В той же отрасли координатор проекта ОНФ «За честные закупки» в Приволжском Федеральном округе Вадим Нуждин инициировал расследование ФАС.

Было установлено, что две компании – ООО «Фарм СКД» и ОАО «Новофарм» – совместно приняли участие более чем в 400 аукционах на поставку лекарств, медицинских изделий, средств дезинфекции и лечебного питания в пяти регионах России. В итоге один участник картеля оплатил штраф в размере 5,3 млн руб., другой – более 84 млн руб.

Также Антон Гетта рассказал о совместных законопроектных инициативах власти и гражданских активистах проекта «За честные закупки»:

– Вместе с ФАС России на различных площадках мы неоднократно предлагали ввести повышенную  ответственность за организацию картелей и сговоров, так в ходе наших расследований ключевым элементом ограничения конкуренции был не столько сговор между компаниями, сколько договоренность компаний с самими госзаказчиками. Одним из итогов этой работы стал законопроект о борьбе с антиконкурентными соглашениями в государственных закупках, подготовленный ФАС России, и куда вошли, в том числе, наши предложения.

Цифры и факты

Итоги совместной работы с ФАС России за 2 года:

– 2 карты картелей (питание и горюче-смазочные материалы);

– 72 возбужденных по сигналам активистов ОНФ антимонопольных дела;

– 450 млрд руб. – сумма закупок с признаками картельных сговоров.

Автор: Артём Сериков

Готовятся предложения по использованию электронных магазинов в госзакупках

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.