В стране появится «Витрина стартапов» – централизованная информационная система «Реестр малых технологических компаний», разработку которого курирует Минэкономразвития.
Соответствующие поправки в ФЗ «О развитии технологических компаний» приняты 26 июля в III чтении. В полную силу инструмент заработает к концу 2023 года. Созданию реестра предшествовала большая нормативная работа.
По поручению Владимира Путина, была разработана правовая основа. При всем многообразии производственных и административных процессов нужно было создать простую и понятную платформу, на которой принимаются решения о поддержке бизнеса, внедряющего инновации и занимающегося наукоемким производством. В России уже существуют разнообразные венчурные институты и стартовые площадки: типа «Сколково», «Технополис «Москва», система ВЭБ.РФ, научно-образовательные центры (НОЦ) в регионах… Однако не было единой методики принятия решений, которая бы подходила к разным экономическим и отраслевым условиям, к разным формам собственности, разным типам заказчиков… Требовался легальный достоверный сценарий поддержки наукоемкого бизнеса, который может применить любой орган государственной власти (от федерального до муниципального), любой институт развития, любая банковская структура или госкорпорация. Для начала нужен общий понятийный аппарат, нужно определиться, что такое «технологическая компания», научиться на предварительном этапе отличать инновации от фейка, заранее видеть место продукции на внутреннем и внешнем рынке.
Чтобы облегчить эту задачу, правительство выработало единые критерии и порядок отбора технологических компаний, их весовые категории, прописав это в законе. Кто из них относится к малым, и когда они перестают быть таковыми. К технологическим компаниям отнесли бизнес с выручкой не более 4 млрд рублей, они делятся на три группы (до 100 млн рублей; от 100 до 300 млн рублей; от 300 млн до 400 млрд рублей). Учитывается наличие патентов, изобретений, результатов научной деятельности – все это предполагает дифференцированный уровень льгот, связанных со страховыми взносами, налогообложением прибыли, закупками в рамках 44-ФЗ.
Непосредственно экспертизу на наличие у компании «наукоемкого зерна» по линейке критериев будут проводить уже действующие в РФ институты развития. Их вполне достаточно и с точки зрения капитализации, и с точки зрения вариативности способов поддержки. Новая система заработает в полную силу с осени текущего года. Затем в ходе бюджетного процесса на отобранных компаниях будут сконцентрированы меры господдержки.
Важно!
- Порядок формирования и ведения Реестра, а также состав сведений и порядок доступа к сведениям устанавливает правительство.
- Идентифицировать и доказать свою «технологичность» компания-стартап может двумя способами. Либо по заявлению компании через верификацию центров экспертизы, либо автоматически, с учетом имеющегося опыта реализации инновационных проектов.
Еще одно требование – соответствие ОКВЭД установленного типа: компания не должна относиться к сектору оптовой-розничной торговли, строительства или иных нерелевантных для инноваций направления деятельности).
Закон о технологических компаниях – это попытка создать единую точку сборки всех прогрессивных сил российской экономики.
- В информационной системе собирают данные обо всех стартапах страны.
- Инвестор сможет найти там стартап, который предложит оптимальное решение под цели бизнеса.
- Для стартапов в системе будет доступна полная информация обо всех институтах развития и мерах поддержки.
Некоторые эксперты считают, что таким образом государство фактически из регулятора превратится в организатора венчурных сделок. Это сильная идея, однако ей не хватает силы. Чтобы из стрелочника стать организатором, нужно не просто выделять деньги, но и обладать достаточным уровнем планирования. То есть нужно ставить долгосрочные задачи на 10-50 лет этим самым венчурным компаниям и венчурным фондам. Задачи в конкретных видах продукции, в технических требованиях к этой продукции. Обеспечивать эти «изделия» долгосрочным заказом, гарантированным сбытом, субсидировать спрос и сервисные услуги… А если в разработке задействованы бюджетные ресурсы – то и назначать персональных ответственных за их эффективное расходование. Однако, у российского правительства физически отсутствует такая функция и такой орган, как «планирование», а у российской правовой системы отсутствует такой инструмент как персональная ответственность.
Как бы то ни было, создание легальной методики верификации прогрессивных компаний-разработчиков – это уже большой шаг вперед.
Для стартапа попадание в официальный реестр будет означать автоматическое получение статуса малой технологической компании, доступ ко всем причитающимся мерам государственной поддержки. А для инвестора сразу будет понятно, что компания добросовестная, прошла проверки и в неё можно инвестировать.
Андрей Белоусов, первый заместитель Председателя Правительства РФ:
– Все малые технологические компании будут внесены в специальный реестр, который станет основой для формирования адресных мер поддержки, включая поиск компаний для реализации программы “доращивания”. Кроме того, платформа дает большие возможности для привлечения дополнительного частного финансирования на реализацию проектов.
Кстати, критерием эффективности всей программы, правительство будет считать объем привлеченных частных инвестиций в малые технологические компании.
Максим Топилин, председатель комитета Государственной Думы по экономической политике:
– Если раньше в нашей стране активно поддерживались малые и крупные компании, а средний бизнес с выручкой более 200 млн руб. нередко оставался в «долине смерти», не получая возможности для развития, то сейчас все поменяется.
Справка
На текущий момент в реестре малых технологических компаний представлены 8,8 тыс. организаций и 9,9 тыс. проектов. До конца года их число достигнет 10 тыс.
Оценка эффективности
Ключевой идеологической проблемой развития инноваций в России является оценка эффективности результатов научной деятельности. В рамках предложенной «Витрины стартапов» заниматься такой предварительной оценкой и экспертизой будут институты развития (по-сути маркетинговые организации). Но большой вопрос, хватит ли этим учреждениям компетенций и предметных знаний, чтобы верифицировать ценность стартапа? Никто не знает, какой должна быть процедура исследования публичным заказчиком наличного научного результата? Кто поручится за достоверность этого результата, за то, что его закупка не окажется дублирующей, чтобы заказчик/инвестор не оплачивал изобретение очередного велосипеда? В большинстве органов власти (если речь идет о государственных заказчиках) нет вообще ни одной должности, которая подлежит замещению лицом с научной квалификацией. То же самое касается корпоративного сектора. Между тем, потенциальному заказчику/инвестору важно иметь хотя бы поверхностное представление о различиях между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями, поисковыми исследованиями и ОКР.
Данная проблема уже ставилась ребром в рамках специальной дискуссии XVIII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». В качестве варианта решения было предложено развивать и наполнять уже существующий единый реестр закупок НИОКР, утвержденный правительством в 2021 году; привлекая к экспертизе позиций данного реестра уцелевшие профильные научные организации, отраслевые институты, которые ради этого изначально и создавались в СССР. Кроме того, было предложено пополнить этот реестр сведениями об РНД, полученных за внебюджетные средства. Напрашивается простое решение увязать этот единый реестр НИОКР с «витриной стартапов» Минэкономразвития. Тогда достоверность инноваций будет гарантирована визой научно-образовательной системы страны.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет