Site icon Цифровые Закупки

Субподряд – конкурентный сценарий развития бизнеса

Субконтрактация – это серая зона российской экономической политики. Государство делает вид, будто ее не существует в природе. Закон не устанавливает внятных правил, регулирующих субподрядные отношения ни по 44-ФЗ, ни по 223-ФЗ.

Хотя здравый смысл подсказывает, что именно в этой отрасли следовало бы действительно бороться за конкурентную среду, за равный доступ частного бизнеса к государственному заказу и к закупкам корпораций.

Правовой вакуум дает госкомпаниям основания считать субподряд своей вотчиной. Характерно, что обязательная ежегодная квота 25% на закупки у МСП по 223-ФЗ, установленная правительством, повсеместно реализуется через привлечение предприятий малого и среднего бизнеса в качестве субподрядчиков.

Как обеспечивается конкуренция в таких сделках, история умалчивает. Ведь по 223-ФЗ она зависит только от внутреннего положения о закупках самого заказчика (его генподрядной организации). Достаточно ли защищены при этом интересы поставщиков «второго и третьего уровня», задействованных в исполнении контракта? В профессиональном сообществе, в отраслевых общественных организациях, представляющих интересы бизнеса, не первый год отмечают, что злоупотребления нередко возникают уже на стадии составления технических заданий. Фиксируется масса трений и проблем, иногда перерастающих в открытые конфликты: по поводу сроков оплаты, исполненных субподрядной компанией обязательств, по поводу себестоимости поставленных товаров, работ и услуг, по поводу их качества, а, самое главное – рентабельности участия в проекте для исполнителя.  При наличии общих правил игры эти вопросы поддавались бы регулированию. Стороной, несущей издержки из-за отсутствия таких правил, иногда оказывается и сам заказчик.

Для корпоративных заказчиков дилеммой является соотношение стоимости и качества поставляемых товаров, работ услуг. Требования к субподрядчику должны быть не менее высокие, чем к исполнителю (в части налоговой истории, охраны труда, наличие допусков и разрешений, сертификатов, наличие реальных квалифицированных специалистов). Однако, в рамках действующих норм 223-ФЗ эти вопросы остаются непрозрачными. Исполнитель по контракту имеет право найти субподрядчика в рамках своих обязательств. При этом заказчик не может регулировать эту деятельность в достаточной мере на этапе исполнения контракта (когда решаются вопросы оплаты, изменений по договору, технических особенностей исполнения, претензионной работы).

Российские госкомпании и госкорпорации пытаются регулировать этот вопрос в меру своих полномочий. Например, ведут учет субподрядчиков, контролируют документооборот, принуждая исполнителя по контракту, показывать, кого он планирует привлекать к работам. В особо важных работах, которые требуют специальной квалификации, требования о раскрытии субподрядных организаций являются безусловными.

В остальных контрактах «до мышей» доводить не следует, чтобы не демотивировать квалифицированного исполнителя,  однако возможны определенные параметры внешнего контроля. Если, например, субподрядчик делает более 5% работ, то сведения о нем необходимо предоставить заказчику. Такое требование прописывалось в положении о закупках одной из крупнейших корпораций России в сфере энергетики.

Для заказчика по 223-ФЗ ключевым вопросом является баланс приоритетов: между качеством и стоимостными показателями. Наличие легальной возможности для заказчика просматривать сведения субподрядных договоров решило бы этот вопрос.

Еще одним фактором, который с каждым годом играет все более заметную роль, является развитие цифровых экосистем закупок, на базе которых корпоративные заказчики внедряют элементы контроля эффективности собственных бизнес-процессов. При всех плюсах автоматизации конкурентная среда в таких экосистемах требует защиты. Насколько цифровые рынки госкомпаний открыты для ФАС России – вопрос риторический. Сумеет ли их вскрыть «Пятый антимонопольный пакет»?

Предпринимательская инициатива

Субподряд является одним из стимулов промышленной кооперации. Такое понимание есть на уровне правительств некоторых регионов, а также на уровне Торгово-промышленной палаты России. Поэтому по инициативе ТПП РФ, регулярно в течение года проходят так называемые биржи субподряда, где сводятся конкретные запросы заказчиков и предложения среднего индустриального бизнеса. Характерно, что самой продуктивной отраслью в этом формате  оказалась металлообработка: частные промышленные компании, небольшие литейные и машиностроительные предприятия, предлагают на бирже свои варианты импортозамещающих узлов и комплектующих. Встречаются и другие номенклатурные запросы: в сфере легпрома, медтехники, пищевого оборудования.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Дмитрий Курочкин:

– Система ТПП РФ накопила многолетний опыт организации мероприятий по развитию промкооперации. Так, региональные ТПП на своих территориях координируют работу в сфере субконтрактации. Ее механизмы помогают производственным компаниям решать задачи по поиску и отбору квалифицированных поставщиков, способных выполнить заказ в соответствии с техническим заданием заказчика, с соблюдением необходимого уровня качества, и отвечающих всем необходимым требованиям к продукции. Для самих поставщиков Биржа субконтрактов – это возможность получения дополнительных заказов для дозагрузки производственных мощностей.

Ради развития идеологии субподрядных отношений в календаре было создано новое публичное мероприятие: «I Национальный форум промкооперации и системного инжиниринга». Он прошел в мае в Москве, и на его площадке состоялась очередная биржа субконтрактации. По данным ТПП РФ, число заказчиков и состоявшихся переговоров по сравнению с прошлым годом удвоилось.  Следующая биржа намечена на август: она также пройдет в Москве при поддержке Корпорации МСП и Минпромторга. Обсуждается перспектива проведения сентябрьской биржи в Минске. Средний бизнес России и Белоруссии активно наращивает коммерческое сотрудничество.

Последовательным сторонником развития индустриального субподряда в России выступает Правительство Ярославской области. Большинство прошедших в стране в 2022 и 2023 году бирж субконтрактации организовано при содействии Ярославского отделения Торгово-промышленной палаты. Ярославский бизнес является их регулярным участником.

Для продвижения новой экономической концепции на общенациональный уровень была создана специализированная структура НП «Национальное партнерство развития субконтрактации». На ее цифровой платформе проводятся биржи субподряда, заземлены формы регистрации участников и их личные кабинеты.

Любопытно, что поддержание и развитие электронного портала осуществляется силами Ярославской областной Торгово-промышленной палаты.

Сообщается, что цифровая биржа позволяет промышленным предприятиям быстро находить партнеров по производственной кооперации (поставщиков и заказчиков), размещать заказы и дозагружать временно свободные производственные мощности.

Выделено несколько ключевых отраслей:

Платформы субконтрактации есть еще в нескольких регионах России.

Онлайн-биржа субконтрактов для малых и средних предприятий Волгоградской области была организована Торгово-промышленными палатами Волгоградской и Ярославской областей.

Томский Центр субконтрактации на протяжение нескольких лет ведет системную работу со 150 малыми, средними и крупными промышленными предприятиями Томской области. Успешно работают Центр инжиниринга Волгоградской области и Центр субконтрактации, организованные при содействии местных отделений ТПП.

В Новосибирской области активно наполняется новая платформа субконтрактации. Проект разработан региональными министерствами промышленности, торговли и развития предпринимательства совместно с Минцифры и связи Новосибирской области, на основе центра «Мой Бизнес». Платформа «Сделаем сами» представляет собой гибрид сайта и телеграм-канала. Сайт и телеграм-бот помогают сократить время поиска и затраты по логистике, предоставляя информацию о предприятиях, их продукции и ресурсах. Авторизация с дальнейшим попаданием в личный кабинет возможна через корпоративную учетную запись портала Госуслуг.

Автор: Андрей Троянский 

Exit mobile version