В ноябре посыпались тревожные сообщения о том, что многие регионы России пытаются нахватать коммерческих займов. Это хроническая проблема с долгой историей и неисчислимым коррупционным следом.
Для ее решения Федеральным казначейством уже давно созданы все технические возможности в виде системы казначейского сопровождения, которая позволяет выделять инфраструктурные бюджетные кредиты под символический процент, близкий к нулю. Инфраструктурные кредиты можно потратить на социальные, транспортные, энергетические, инженерные проекты . В качестве полезного дополнения, существует инструмент специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и механизм концессий, который пока применяется недостаточно широко.
Для промышленной сферы вполне применима достаточно разветвленная сеть Фонда развития промышленности с региональными филиалами, позволяющая осуществлять кредитование предприятий по льготным ставкам. Авторитета губернаторов, особенно после расширения их полномочий в закупках, вполне достаточно, чтобы ФРП такие займы для местных предприятий действительно выделял. Также существует целая линейка механизмов ВЭБа, адресованных крупному и среднему промышленному бизнесу, мелким предпринимателям. Можно долго спорить о ее реальной доступности, но при грамотном административном подходе и готовности брать на себя личную ответственность власти регионов могли бы добиваться поддержки предпринимателей и через эти институты. Наконец, есть передовой и сверхпродуктивный опыт централизации закупок региона в рамках 223-ФЗ с предоставлением полномочий единого заказчика региональному государственному юрлицу. Такой подход не только в разы снижает издержки и повышает качество исполнения контрактов, он упрощает финансовое обеспечение проектов и получение кредитов по льготным ставкам.
Всего вышеперечисленного абсолютно достаточно, чтобы полностью заменить коммерческую банковскую систему на любых направлениях хозяйственной и социальной жизни региона. Коммерческое кредитование субъектов РФ является опасной и бессмысленной блажью, создающей колоссальные издержки и даже угрожающей стабильности государственной вертикали. Субъекты РФ в буквальном смысле платят ростовщическую дань частным банковским структурам. Не понятно, почему эта практика до сих пор не ограничена на уровне федерального закона.
Еще в марте 2021 года Президент России Владимир Путин раскритиковал губернаторов, которые вместо бюджетных кредитов предпочитают брать займы в банках. Ранее, очень жесткая критика коммерческого кредитования регионов звучала в Совете Федерации. После того, как порочную практику переехали катком казначейского сопровождения, регионы некоторое время воздерживались от микрозаймов, но, по всей видимости, кризис и санкции повлияли на ситуацию расхолаживающим образом.
Обзор по регионам по данным сайта госзакупок
Согласно данным с сайта госзакупок, с конца октября аукционы на банковские займы разместили около 20 регионов с разным уровнем доходов.
Тем же отличились десятки муниципалитетов страны. На первый взгляд, их займы выглядят не такими уж серьезными, однако в сумме несут национальной экономике очень весомый ущерб. К примеру, у Сахалина не числится коммерческих займов, зато они есть у островных муниципалитетов и составляют 3,8 млрд рублей. В конце октября департамент финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска объявил аукцион на привлечение кредита в размере 500 млн рублей.
В ноябре власти «углеводородной» Тюменской области изъявили намерение взять коммерческий кредит на покрытие дефицита бюджета. Общая сумма займа составляет 3,5 млрд рублей. Первые три тендера общей стоимостью 584 миллиона на открытие кредитной линии для покрытия дефицита бюджета были объявлены 9 и 10 ноября 2022 года. К счастью, на участие в них не было подано ни одной заявки. Торги признаны не состоявшимися.
Аналогичная история случилась в Свердловской области, где хотят взять у банков 5 млрд рублей (а ведь это военно-промышленная кузница страны). Первые аукционы регионального минфина на поиск кредиторов оказались безрезультатными, ни одна финансовая организация не заинтересовалась закупкой. Четыре аукциона на открытие кредитных линий были объявлены повторно. Здесь изобрели даже специальную формулу расчета кредитной ставки, которая должна быть плавающей: исходя из ключевой ставки ЦБ РФ и фиксированной надбавки в 1%.
Правительство Удмуртии разместило пять аукционов по привлечению коммерческих кредитов на общую сумму 5 млрд рублей для покрытия дефицита бюджета и погашение долгов.
Минфин Башкирии планирует привлечь 3 млрд рублей кредитных средств для покрытия дефицита республиканского бюджета.
Около 1,5 млрд рублей от ростовщиков потребовалось Бурятии.
Власти Забайкальского края 15 ноября разместили тендеры на привлечение 2,5 млрд рублей по кредитной линии у коммерческих финансовых организаций.
В октябре Минфин Калининградской области заключил с банком «Россия» договор на предоставление кредитов на общую сумму 2,5 млрд рублей.
Нельзя не заметить, что у большинства региональных властей есть понимание ущербности коммерческого кредитования. Некоторые субъекты избегают банковского рабства даже при наличии бюджетного дефицита. К примеру, Татарстан в 2023 году не планирует привлекать коммерческие кредиты даже несмотря на дефицит бюджета в 7,3 млрд рублей.
В Кировской области латание бюджетного дефицита за счет банковского займа воспринимают как вынужденную временную необходимость (для продолжения программы переселения граждан из аварийного жилья). Заявляют, что намерены снизить показатели по привлечению коммерческих кредитов в ходе исполнения бюджета, также как сделали это в текущем году. Изначально предусматривались коммерческие кредиты, однако в октябре их перекрыли дополнительными доходами областного бюджета. Довольно слабое оправдание, учитывая тот факт, что переплата по банковскому проценту просто драконовская, а осуществляется она за счет средств реальной экономики.
От кредитного хаоса к нормированию затрат
До переломного 2021 года банковский сектор был основным финансовым источником для структур региональной власти. Реализация подавляющей доли программ господдержки в регионах осуществлялась через коммерческие банки.
Это превратилось в провал внутренней политики. Когда на счетах банковских прокладок вращались огромные ресурсы, а на реализацию элементарных нужд населения в регионах денег регулярно не оставалось. Целые субъекты РФ жили в банковской зависимости, балансируя на грани банкротства. Государству приходилось буквально выкупать их из кредитного рабства. Связка между банками и региональными элитами стала идеальным серпентарием для создания многообразных коррупционных схем.
Конфликт вокруг кредитования регионов до сих пор не разрешен. Нужен либо федеральный фильтр на набор коммерческих кредитов для региональных властей, либо принципиально иная политика в отношение банковского сектора со стороны ЦБ, которая будет предусматривать иную (не разорительную) ставку под кредитование оборотных средств на целевые нужды региона.
Типичная иллюстрация: в прошлом году Саратовская область собрала больше 191 миллиарда налогов, при этом имела 55 миллиардов долгов. Такого не должно быть по определению.
Кроме того, необходимо решать проблему с перекосами нормативов бюджетной обеспеченности регионов. Вводить единые или хотя бы сопоставимые стандарты расходов на душу населения.
Например, в Воркуте бюджет на одного человека составляет порядка 58 тыс. рублей, в Москве – 220 тыс. рублей. В столице Республики Коми – Сыктывкаре показатель бюджетной обеспеченности еще ниже – около 30 тыс. рублей на человека. А в наукограде-миллионнике Омске – жалкие 17 тыс. рублей на одного жителя.
Страна медленно и неизбежно приближается к здоровой политике нормирования затрат. Под это создаются технические возможности в разных отраслях. Так, например, появились единые стандарты градостроения, благоустройства, социальной инфраструктуры. Вводятся стандартизированные планки для поддержки малого и среднего бизнеса. Давно действуют общие правила налоговой и земельно-имущественной политики. До настоящего нормирования остается всего лишь шаг. Под него Федеральным казначейством уже выстроена и функционирует передовая и не имеющая аналогов в мире – система «Электронный бюджет». Остается лишь направить в эту расчетно-кассовую систему все финансовые потоки страны.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет