Совместное заседание комитета Торгово-промышленной палаты России по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства и Совета ТПП по развитию контрактной системы. Подборка программных тезисов и конструктивных идей.
Объем закупок у МСП по итогам 2023 года составил 8 трлн рублей. Данные озвучили в Минэкономразвития РФ. Еще пять лет назад на старте нацпроекта по развитию малого и среднего предпринимательства такие показатели казались невероятными. На тот момент фигурировала гораздо более скромная цифра 1,2 трлн рублей.
Елена Дыбова, вице-президент ТПП РФ:
– У некоторых экспертов эта цифра (8 трлн рублей) вызывает много разных ассоциаций. Но нужно отбросить скепсис, поскольку она не снимает с повестки важные вещи. В первую очередь, тот факт, что сейчас появилась востребованность в развитии производственного бизнеса.
Аналитические данные Торгово-промышленной палаты подтверждают эту тенденцию. По итогам 2022 года в общей структуре российских МСП с большим отрывом доминировала торговля (35,9%), наукоемкий бизнес (8,1%), обрабатывающие производства (6,9%), IT (3,9%), гостиничный бизнес (3,3%).
Впервые со стороны Минэкономразвития поступила оценка, что расклад не в пользу промышленного производства не отвечает задачам времени и не соответствует тем вызовам которые стоят перед экономикой.
– Для нас такой вывод является, безусловно, положительным моментом, поскольку на протяжении пяти последних лет Торгово-промышленная палата настаивала именно на том, чтобы акценты нацпроекта были сдвинуты на комплексную поддержку производственного бизнеса. В 2023 году Правительство с этим согласилось, – говорит Елена Дыбова.
Критерии отнесения бизнеса к промышленному сектору, к сожалению, пока четко не сформулированы (есть сложности с классификацией видов деятельности компаний). Это затрудняет поддержку МСП со стороны государства.
Если оценивать вклад МСП в ВВП страны, то российский показатель 23% оказывается одним из самых низких на континенте. По данным Сбера, лидирует Китай с фантастической долей МСП в обрабатывающей отрасли – более 80%, далее идут Италия (56%), Юго-Восточная Азия (41%)… После такой статистики все мифы про страшный и разрушительный для частного предпринимательства госплан выглядят как наивный бред. Однако многочисленные российские СМИ и профильные соцсети упорно продолжают его транслировать русскоязычной аудитории. В реальности же, Китай уже перешел к следующему хозяйственному укладу, в котором широко применяется нормирование, поэтому понятия о конкуренции и прибыли трактуются в немного непривычном для нас контексте. К ним применяются иные критерии полезности. Китайским МСП оказывается колоссальная господдержка в виде копеечных кредитов, гарантированных рынков сбыта, но только на условиях прогрессивного бизнес-плана с нормой прибыли, который утверждается заранее. Обязательную часть прибыли компания обязуется вложить в развитие продуктовой линейки, улучшение качества, масштабирование производства, закупку нового оборудования.
Дефицит протекционизма и кредитный голод
Российский внутренний рынок уже испытывает колоссальное давление со стороны китайского промсектора. Поэтому ТПП РФ предлагает акцентированно и всеми силами поддерживать именно отечественные индустриальные компании любого калибра: от начинающего микробизнеса до весовой категории МСП+. В нормативной системе заложена более и менее внятная классификация бизнеса по этапам роста. Но одной классификацией страну не поднять: нужно описать сам процесс экономического «взросления», его потребности и качественные задачи.
Среди наиболее интересных предложений от ТПП РФ в нацпроект развития МСП до 2030 года можно выделить несколько нестандартных решений:
- Таргетировать финансовую поддержку на малом и среднем бизнесе в приоритетных отраслях (зонтичные поручительства, инвесткредиты, лизинг, льготный доступ на фондовый рынок, гранты, займы).
- Содействовать в размещении продукции субъектов МСП на маркетплейсах (в этой логике находится свежая идея госмаркетплейса для национальных производителей, или идея российской полки).
- Стимулировать спрос крупных частных компаний на продукцию МСП (сделки и договоры по схеме B2B).
- Реализация программ выращивания с офсетными договорами.
- Досудебное обжалование решения по разрешениям в три клика.
- Снижение объема статистической отчетности.
Также ТПП предлагает выделить в особую категорию МСП+, распространив на нее зонтичные поручительства и программу 1764. Унифицировать меры поддержки МСП со стороны различных ведомств.
Есть еще одна проблема, о которой избегают говорить в отраслевых сообществах. Это административная нагрузка на бизнес. Несмотря на декларируемую политику смягчения, цифры говорят об обратном. Так, только за первое полугодие 2023 года был зафиксирован резкий скачок уголовных дел по экономическим статьям. По данным Генпрокуратуры и МВД, в производстве тогда находилось 352 тысячи дел. Для сравнения, за весь 2015 год их было заведено 235 тысяч. Нельзя сказать, что это хорошо сказывается на инвестиционном и деловом климате.
- Одобренный бюджет на нацпроект МСП до 2030 года удивляет внушительными цифрами.
Если в предыдущую пятилетку ежегодные объемы поддержки малого и среднего бизнеса в среднем составляли 50-60 млрд рублей, – то теперь в линейке фигурируют суммы от 80,2 млрд в 2024 до 124,2 млрд в 2030 году (по нарастающей). В качестве приоритетных отраслей в порядке убывания Правительство РФ видит: 1) промышленность, 2) туризм, 3) IT, 4) инжиниринговые центры и технологические компании.
Принципиально важное предложение ТПП РФ. Необходимо переориентировать Национальный проект с поддержки самозанятости и раздачи грантов молодежи – на приоритетную поддержку действующих производственных компаний (в особенности высокотехнологичного бизнеса).
На кону еще несколько острейших вопросов, которые не входят в повестку нацпроекта, но без ответа на которые невозможно двигаться дальше.
В первую очередь – развитие МСП (по всем качественным показателям роста) связано с обновлением основных средств производства. То есть с инвестициями в основной капитал. Осуществлять такие инвестиции при действующей ключевой ставке бизнес (тем более малый) не в состоянии. Сейчас, если компания не пользуется льготными госпрограммами, банковский кредит обходится ей в самоубийственные 18-20%. Это при том, что в отрасли называют приемлемый максимум в 5%.
Александр Изюков, глава Комитета ТПП РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, гендиректор компании ЭВОРУС акцентировал внимание на острейшей проблеме: внутренний рынок испытывает дефицит протекционизма. По данным недавнего совещания в правительстве, посвященного теме локализации технологий в нефтегазовом секторе, крупнейшие российские компании выдали парадоксальную правду.
– Они утверждают, что у них нет стимула заказывать продукцию в РФ, поскольку ее выгоднее приобретать в КНР. По разным причинам: из-за сроков поставки, в том числе. Но самое главное, они говорят, что действующее законодательство не дает им никаких преференций, если они закупают продукцию у отечественных производителей.
Еще одна проблема, о которой умалчивают все федеральные источники информации – это вымывание кадров из промышленности вследствие режима самозанятости.
По свежим данным Росстата, число «неформально занятых» выросло до рекордных 14,2 млн человек, что составляет почти 20% от общей численности трудоспособных граждан в стране.
– Режим самозанятости у нас оттянул квалифицированные кадры. Они уходят на уровень гаражей, где и не развиваются сами (т.к. не тянут приобретение дорогостоящего оборудования от 20 до 300 млн рублей), и оставляют высокотехнологичный бизнес без рук, – поясняет Александр Изюков.
Проблематика МСП традиционно и на регулярной основе входит повестку Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». Не станет исключением и Форум 2024 года, который пройдет 15-17 мая в МВЦ «Крокус Экспо».
Павел Лисин, заместитель директора Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»:
– В рамках деловой программы Форума мы заранее выделили две важнейших, на наш взгляд темы: это долгосрочные контрактные обязательства. Кроме офсетных контрактов есть другие конструкции: это формы государственно-частного партнерства, концессии СПИК… Мы несколько лет обсуждаем и изучаем вопрос офсетов с точки зрения науки. Вторая тема, на которой мы бы хотели сделать акцент, это понимание потребностей государства. Мы все время твердим о том, что плясать надо от потребности заказчика. В этой логике должно быть сформировано что-то вроде глобального реестра государственных потребностей. Это даст бизнесу четкий сигнал: что именно надо производить и какие кадры для этого готовить.
Автор: Андрей Троянский