Владимир Путин обсудил с вице-премьером Юрием Борисовым продолжающуюся диверсификацию оборонно-промышленного комплекса 6 июля в Ново-Огарево.
«У нас есть план, связанный с определенными сроками, с отраслями производства, с конкретными предприятиями. Где мы сейчас находимся?» — спросил Владимир Путин. Пик поставок вооружения и военной техники по гособоронзаказу пройден, и российская оборонная промышленность перешла к ритмичному графику, сообщил собеседник. «Конкуренция на внешнем рынке вооружений достаточно жесткая, поэтому у предприятий ОПК, кроме освоения гражданского рынка, для финансовой стабилизации другого пути нет», — добавил он.
Борисов сообщил, что правительство принимает системные меры для продвижения отечественной продукции на гражданский рынок. Это в первую очередь преференции по цене, запрет или ограничение закупок иностранной продукции. А также контроль соблюдения режима национальных квот на закупку высокотехнологичной продукции. Закон о квотах был принят год назад после одобрения президентом. Он устанавливает минимальные обязательные доли закупок отечественной продукции. Однако с обязательностью квот для госкорпораций и госкомпаний возникли существенные сложности.
Президент спросил, как это работает. Действительно, определенная статистика уже есть. «По результатам торгов с начала года, объем закупок по 44-му и 223-му законам, доля российских товаров составила 78,6 процента», — привел цифры Борисов. На вопрос, а сколько было раньше, он ответил, что в 2019 году было 50 процентов. «Поэтому динамика здесь налицо», — сделал вывод зампред правительства. «Конечно, есть определенного рода опасения, что на рынок могут быть поставлены некачественные товары, — продолжил он. — Мы за этим следим, для того чтобы эта преференция работала для добросовестных поставщиков и по критерию цена — качество, по потребительским характеристикам наша продукция соответствовала лучшим мировым аналогам».
Особые надежды — на серьезные, системообразующие проекты, которые запланированы в долгосрочной фронтальной стратегии. Российская промышленность и ОПК активно участвуют в этом. «Это проекты, связанные с модернизацией транспорта, нефтехимией, водородная, электрическая тематика. Мы готовим свои предложения», — сообщил Борисов. Положительные результаты дают и меры поддержки авиапрома и судостроения — то есть субсидирование лизинговых платежей.
В судостроении исторически всегда был перекос в сторону военной продукции, но сейчас начинается серьезный перелом, оценил вице-премьер. «Как и в авиации», — заметил Путин. На Дальнем Востоке полным ходом идет строительство грандиозной верфи, в Большом Камне уже готов сухой док, и Борисов надеется, что президент сможет увидеть все это своими глазами на Восточном экономическом форуме. «Там уже заложен новый ледокол, сверхмощный «Лидер», строятся газовозы, все идет полным ходом», — рассказал он, высоко оценив такие меры, как «квоты под киль». То есть — под инвестиционные цели, когда 20 процентов квот с каждого судна отдается на стимулирование компаний, которые строят суда на российских верфях. Это побуждает поставщиков к заказам гражданской продукции. «В целом идет все нормально. Мы надеемся, что все ваши поручения будут выполнены», — заключил зампред правительства.
На итоговом заседании Коллегии Минпромторга России глава министерства Денис Мантуров обрисовал обстановку на стыке оборонной и гражданской индустрий в оптимистичных тонах:
– Мы научились быстро наращивать мощности, расширять межотраслевую кооперацию и вовлекать малый бизнес в решение общенациональных задач. Наши компании доказали, что могут в сжатые сроки проектировать новую продукцию. А мы со своей стороны помогли сократить цикл от разработки до выхода в серию, оптимизировав все процедуры, включая испытания и сертификацию. К примеру, в фармацевтике благодаря ускоренной регистрации период вывода на рынок новых препаратов сократился с 1,5-2 лет до 5-6 месяцев – отметил Мантуров.
Несмотря на успех отдельных предприятий, диверсификация в целом остается весьма непростой задачей для оборонной отрасли. Во-первых, ей приходится работать в непривычных для себя условиях жесткой конкуренции. Во-вторых, не хватает компетенций в промдизайне и маркетинге, отсюда трудности в продвижении продукции.
— На диверсификацию привлечено уже более девяти миллиардов рублей, однако инвестиционный потенциал наших предприятий позволяет двигаться быстрее, сообщил РГ вице-губернатор Свердловской области Алексей Шмыков. — Умных голов много, но нужно понимать, что производить. На первом этапе необходима поддержка в виде госзаказа, а дальше рынок будет регулироваться сам. Кроме того, нужны поправки в 223-ФЗ: из-за долгих процедур оборонные заводы не успевают закупить комплектующие и проигрывают конкурентам, в том числе малому бизнесу, — отмечает вице-губернатор Свердловской области Алексей Шмыков.
Президент Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Николай Клейн:
– Государство вложило деньги в техперевооружение ОПК, оно имеет право потребовать от нас разработки дешевой конкурентоспособной продукции. Дайте заказ на те же 3D-принтеры двум-трем предприятиям: кто создаст лучше, тот и будет изготавливать. А маркетологи нужны уже на следующем этапе, когда производители начнут соперничать друг с другом, — подчеркивает глава отраслевого союза.
Глубинную суть и значение процессов диверсификации для российской экономики и национального суверенитета в интервью «Красной звезде» изложил президент Института национальной стратегии политолог Михаил Ремизов.
По мнению эксперта, особенность текущего этапа гонки вооружений состоит в том, что как раз в новых, перспективных направлениях развития есть большая синергия между военными и гражданскими рынками. По большому счёту, те группы технологий, которые определят облик войн будущего, они же формируют и облик перспективных рынков. Это касается беспилотных авиационных систем, космических платформ и услуг, биотехнологий, связанных с регенеративной медициной, исследованиями по увеличению возможностей человека, технологий кибервоздействий и кибербезопасности и некоторых других сфер. Исследования и разработки по этим направлениям, независимо от того, финансируются они по военной или гражданской линии, являются не просто расходами, а инвестициями в будущее – уверен эксперт.
– В ОПК создаётся порядка 70 процентов всей российской наукоёмкой продукции. Вместе с тем, вес сектора ОПК в отечественной экономике куда более скромный – примерно 5–6 процентов промышленного производства и 3 процента ВВП страны. Научно-технологический потенциал очевиден, но он не реализуется в должной мере на гражданских рынках. Как это изменить? Тут много условий, но я бы выделил два основных. Первое – со стороны государства. Второе – со стороны промышленности.
Со стороны промышленности важно осваивать продуктовое рыночно ориентированное мышление. Оборонщики традиционно мыслят категорией изделия, а не категорией продукта. Они привыкли работать в затратной модели ценообразования – затраты плюс рентабельность. Работать с очень ограниченным кругом заказчиков и по специфическим правилам. Кстати, по очень жёстким правилам и сложным для выполнения, но абсолютно не похожим на правила игры, которые действуют на гражданских рынках. Иными словами, структурам ОПК необходимо развитие бизнес-компетенций, которые позволят превратить их научно-технические компетенции в ресурс для развития на гражданском рынке. Зачастую такие бизнес-компетенции удобно развивать в рамках выделенных компаний и партнёрских проектов с частным технологическим бизнесом.
Что касается условия со стороны государства, то это последовательный и системный протекционизм, обеспечивающий для отечественной промышленности более весомую долю внутреннего рынка. Сейчас эта доля явно недостаточна, считает Ремизов.
— Недавно проходил форум по госзаказу, и там со стороны официальных лиц звучала оценка, что по государственным и корпоративным закупкам только порядка трети продукции и услуг поставляется отечественной промышленностью. Это не тот уровень, который может нас удовлетворить.