Целый блок вопросов со стороны субъектов РФ касается закупок в рамках мобилизации. С сентября 2022 года региональным уполномоченным органам государственного заказа предоставлено право осуществлять закупки товаров, работ и услуг (ТРУ) в целях мобилизации.
На практике новый функционал породил множество вопросов и вскрыл некоторые нестыковки законодательства. Коллизия в том, что перед регионами, по сути, поставлена задача военного времени, а вся правоприменительная практика – сформирована под задачи мирного периода.
Буква закона
- Согласно ПП № 1745 от 10 октября 2022 года. Закупки в целях проведения специальной военной операции, мобилизационной подготовки, мобилизации могут проводиться за счет собственных средств региональных заказчиков по заявкам Министерства обороны РФ. ТРУ, полученные в результате таких закупок, безвозмездно передаются в федеральную собственность без подготовки полного комплекта документов, необходимого для таких действий. Запрет на допуск иностранных промышленных товаров (регламентируемый ПП РФ от 30.04.2020 № 616) на эти закупки не распространяется.
Большинство регионов в октябре 2022 года проводили закупки на выполнение работ по мобилизационной подготовке на основании пункта 3 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ у единственного поставщика. Однако в 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке», где распределяются права и обязанности каждой из сторон (Российской Федерации и субъекта РФ), со стороны региона предусмотрены только общие меры по мобилизации экономики. Два закона формально синхронизированы письмом Минфина от 2020 года. Но, по мнению многих профессионалов закупок, такое нормативное регулирование выглядит не достаточно четким.
В связи с этим, в регионах высказывают резонные опасения, что недосказанности законодательства станут поводом для избыточной строгости со стороны контрольно-надзоных органов (ФАС и Прокуратуры). Например, могут возникнуть вопросы к цене приобретенной продукции товаров и услуг. Хорошо известно, что в контексте мобилизации приоритет отдается качеству, продукции, а не ценовому снижению. Более того, вопросы качества (экипировки, питания, снаряжения) даже становились предметом публичных разбирательств в СМИ.
- Согласно письму Минфина России от 04.07.2020 № 24-02-06/27427 в случае если закупка товаров, работ, услуг осуществляется в рамках мобилизационной подготовки в соответствии с нормами Закона № 31-ФЗ и иного действующего законодательства Российской Федерации в сфере мобилизации и мобилизационной подготовки, заказчик вправе осуществить закупку в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Доработать требования к расходным обязательствам субъектов
На Экспертном совете Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам призвали доработать требования к расходным обязательствам субъектов в рамках 44-ФЗ с учетом особенностей мобилизационной экономики.
Приоритетом является быстрое и качественное удовлетворение потребностей (мобилизованных граждан, жителей подшефных территорий), поэтому органы закупок, которые выполняют несут ответственность за такие закупки, должны иметь предельно четкий круг обязанностей и предельно понятную систему ответственности.
Помимо мобилизационных расходов некоторые субъекты РФ выполняют огромный объем работ на освобожденных территориях, являясь так называемыми «регионами-шефами». Это и закупки для нужд населения, и расходы на восстановление разрушенной инфраструктуры. Расходы колоссальные, в том числе и на привлечение наемной рабочей силы.
Новые правила госзакупок в условиях мобилизации, утвержденные Правительством в октябре, позволяют устранить большинство законодательных разночтений и предупредить сложности, которые могут возникнуть у региональных органов закупок. Заказчикам разрешили менять существенные условия контрактов из-за обстоятельств, которые возникли в связи с мобилизацией. Если по причине указанных обстоятельств стороны не смогут исполнить контракт на согласованных условиях, то заказчик вправе изменить его на основании части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ. Отменено списание штрафов с заказчиков и поставщиков за неисполнение или ненадлежащее выполнение условий госконтракта.
Как правило, закупки у едпоставщика в рамках мобилизационных расходов проводятся через специальный региональный штаб. Это общепринятая практика для субъектов РФ. При этом регионы избегают проведения «специальных» закупок в так называемой «закрытой части» по 46-ФЗ. Преимущественно это деньги, направляемые, например, на питание беженцев из освобожденных регионов.
Одно из рациональных предложений, прозвучавших на Экспертном совете Гильдии – проработать и легализовать механизм использования Резервных фондов субъектов РФ в целях мобилизационных закупок и в целях развития «подшефных» освобожденных территорий. Закрепив специальным постановлением право выбора единственного поставщика, если он работает с Региональным резервным фондом.
Время быстрых решений требует четких правил
С одной стороны условия мобилизационной экономики требуют быстрых решений. А с другой, оперативные решения неизбежно, становятся предметом пристального изучения со стороны проверяющих органов. Одна из самых уязвимых позиций – стоимость приобретенной продукции. Условно говоря, региональный орган закупил воду по одной цене, но потом кто-то докажет, что год назад и на том же региональном рынке существовало более выгодное ценовое предложение. Проблема в том, что условиях мобилизации заказчику некогда искать, где товар дешевле. К тому же, в принятии решения, участвует и масса других вводных: может быть у поставщика три упаковки дешевой воды, а заказчик должен отправить солдатам целую фуру….
Важно, чтобы закон стоял на позициях здравого смысла, при этом, ни в коем случае нельзя допустить, даже тени коррупции в мобилизационных закупках. Исправить ситуацию можно только за счет выработки четких алгоритмов работы региональных заказчиков.
Независимые гарантии – теперь не только в банке
С начала года возможность предоставлять независимые гарантии в регионах появилась не только у банковских учреждений, – такой функционал появился и у специальных фондов, которые входят в систему поддержки малого и среднего предпринимательства. Перечень таких фондов ведется «Корпорацией МСП», он размещен на официальном сайте организации в общем доступе. На сегодняшний момент фонды такого профиля созданы практически в каждом субъекте федерации. Их основной целью является кредитование бизнеса.
Однако в подзаконных актах есть несогласованность, которая мешает применять этот функционал. Так, в Гражданском кодексе РФ (ст. 368) содержится формулировка о том, что независимая гарантия может предоставляться либо банковской, либо иной коммерческой организацией; фонды не упоминаются. В связи с этим регионы не могут включить механизм предоставления независимой гарантии участникам закупок. По сигналам из многих субъектов РФ это является фактором, ограничивающим конкуренцию. Ситуация усугубляется тем, что в начале 2022 года банковская сфера отреагировала на общие трудности в экономике усложнением в выдаче банковских гарантий. Нужны корректировки в Гражданский кодекс, которыми право предоставления независимых гарантий будет закреплено за фондами, наравне с коммерческими организациями и банками. Это можно сделать на основании статьи 45 и на основании Перечня, зарегистрированного Корпорацией МСП.
На заседании Экспертного совета Гильдии все представители регионов единогласно поддержали необходимость таких изменений в ГК РФ. Это даст возможность местным фондам поддержки предпринимательства действовать в полную силу.
– В данном случае речь идет просто о приведении Гражданского кодекса в соответствие с 44 Федеральным законом, – поясняет Наталья Калашникова, заместитель министра экономического развития Саратовской области, начальник управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Саратовской области. – Наш региональный гарантийный фонд также входит в официальный перечень организаций, которые вправе выдавать независимые гарантии. Но на практике с этим сложности. Просто получилось так, что в основном законе функцию предусмотрели, а параллельную норму гражданского законодательства не скорректировали.
По словам депутата Госдумы, заместителя председателя Комитета по защите конкуренции Антона Гетта, предложение было взято в работу и будет вынесено на обсуждение со стороны депутатского корпуса. По нему будет вынесено решение после согласования с Минфином, Федеральной антимонопольной службой и Казначейством.
Автор: Виктория Сухорукова
Комментариев пока нет