Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Национальный режим: перезагрузка на фоне промышленной мобилизации

Минпромторг выступил сторонником долгосрочных контрактов и консорциумного рынка
Национальный режим: перезагрузка на фоне промышленной мобилизации
Теги: #Импортозамещение #Индустриализация #Минпромторг #технологический суверенитет

С прошлого года Министерство промышленности и торговли выстраивает методику и практику подтверждения отечественного происхождения товаров. Механизмы идентификации: что есть российская продукция, российская работа и услуга. После 24 февраля – это задача жизненной важности.

Напомним, она входит в перечень задач поручения Правительства (ЮБ-П7-7682) по итогам XVII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».

  • Минфину, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе поручено обеспечить нормативное закрепление в законе «О промышленной политике» понятий – «российская работа» и «российская услуга».

Здесь не может быть однозначных решений, и приходится прибегать к тонкой настройке. С одной стороны, нельзя полностью перекрыть кислород производителям, которые вынужденно используют иностранные комплектующие в дискретном производстве сложных машинотехнических изделий. С другой, важно, чтобы механизмы запрета действительно включались при наличии российских аналогов, даже если эти аналоги дороже по себестоимости и хуже по качеству на стартовом этапе производства. Это трудно осуществить в системе закупок, которая априори идеологически ориентирована на ценовое снижение и международную кооперацию как приоритетную ценность. Кроме того, нужно, чтобы импорт (в том числе параллельный ) был избирательным,  то есть: касался только тех материалов, деталей, компонентов, производство которых на текущем этапе невозможно наладить в России.

Такая работа ведется в рамках Постановления Правительства №719, охватывающего 25 отраслей и касается более 400 ОКПД. По словам замминистра промышленности и торговли России Василия Осьмакова, на данный момент сформировалась достаточно сложная система, которая учитывает разные факторы: информацию о закупках, баллы за использование определенных узлов и компонентов, технологические операции. Одновременно должны учитываться отраслевые особенности.

– Мы многое делаем совместно с Торгово-промышленной палатой, чтобы в рамках ГИС «Промышленности» эта работа была максимально автоматизирована. В июне этого года произошла существенная реформа Постановления №719, – говорит Василий Осьмаков. – Важна стыковка реестров российской продукции с ЕИС в рамках (ПП 616, ПП 617).

По словам Осьмакова, последствия антироссийских санкций для экономики только начинают сказываться. Удалось справиться с коротким шоком от их введения, но предстоит еще долгая работа над противодействием. В этом противостоянии на длинной дистанции – прочность экономики будет зависеть от долгосрочных контрактных решений.

– Обновленная концепция импортозамещения, которая сейчас обсуждается в Правительстве, базируется на долгосрочной контрактации. Мы будем выделять сегменты экономики, где это возможно без ущерба для конкуренции. Если у тебя три производителя трамваев, один производитель дизеля большой мощности, то в этих сегментах логично перейти на долгосрочные офсетные решения, либо на решения на базе специнвестконтрактов. Такие контракты дают право на единого поставщика.

По словам Осьмакова, решение Президента РФ Владимира Путина о проведении частичной мобилизации – это, безусловно, сигнал и для мобилизации экономической.

– В рамках этого дискурса, мы четко понимаем, что исполнение требований по «российскости», по запретам и ограничениям в части отечественного происхождения продукции – это уже не вопрос экономической целесообразности (как раньше). Теперь это вопрос выживания страны.

Поэтому в приоритете у Минпромторга вопрос повышения прослеживаемости поставок. К примеру, в фармацевтической отрасли готовится к масштабному внедрению цифровая система прослеживаемости производства по полному циклу. Она вводится, чтобы исключить избыточные поставки сырья, материалов и комплектующих из дружественных стран. Василий Осьмаков охарактеризовал такие поставки как «фейковые».

– В рамках этой работы мы считаем принципиально важным дать четкое определение термину «российская услуга». Потому что если внимательно посмотреть на статистику закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, то мы увидим, что товары, на которые распространяется действие запретов и ограничений, занимают до 1/3 объема закупок. А все остальное уходит в услуги и продолжит маскироваться под услуги. Нам надо научиться, как регулятору работать с этой категорией закупок. Сейчас мы подготовили соответствующие поправки к Закону о промышленной политике.

Избирательный импорт вместо параллельного

Интересно, что в рамках Сочинского форума по конкуренции, организованного ФАС России, Антимонопольная служба и Минпромторг подписали соглашение о совместной работе над предоставлением приоритета закупкам российских промышленных товаров.

Включение ФАС России в работу над импортозамещением  можно назвать долгожданным событием. Дело в том, что есть новые отрасли рынка, где требуется наладить срочное регулирование и конкурентные правила работы в интересах российских производителей. Одной из таких отраслей оказался параллельный импорт. Его легализация в стране, где отсутствует (как класс) национальная система технических требований, промышленных стандартов и где действуют колониальные законы защиты иностранной интеллектуальной собственности, – это ослабление национального режима. Одним из самых острых остается нерешенный вопрос торговых наценок при параллельном импорте. Практика показывает, что российские заказчики переплачивают втридорога за продукцию, которой могут лишиться уже завтра; и промышленное копирование которой формально запрещено российским законодательством.

Телеграм-канал Spydell_finance подсчитал, что на импортируемые из-за рубежа товары и услуги, а также продукцию с высоким содержанием иностранных комплектующих формируется «санкционная премия» в 30-50% сверх той наценки, которая была ранее. Кроме того на размер этой наценки влияет курс рубля.

По ряду позиций многим российским производителям уже приходится конкурировать с коллективным параллельным импортом. Например в спецмашиностроении эту конкуренцию трудно назвать честной.

Легкий доступ к иностранным комлектующим по серым схемам без внятной и магистральной государственной программы реверсивного инжиниринга демотивирует создавать производство российских аналогов. Купить готовое, пусть и с огромной наценкой, гораздо проще, чем вкладываться в свое с нуля (деньгами, ресурсами, кадрами). Бесцельная модель параллельного импорта формирует сверхприбыли посредников и перекупщиков – одновременно, она отбирает хлеб у реальных отечественных производителей.

Огромный опыт и разветвленная инфраструктура контроля ФАС могли бы пригодиться для детального разбора подобных случаев. Внутренняя конкуренция на российском рынке зачастую нуждается в защите от субсидируемого импорта.

От точечного импортозамещения необходимо переходить к цикличному, когда главной целью становится весь технологический процесс: от добычи и первичной обработки сырья – до проектирования, конвейера и гарантированного сбыта. Таким путем можно двигаться только через укрупнение производственных и конструкторских возможностей, использование административных рычагов и мер господдержки. Откровенно говоря – через монополизацию рынка под отечественного производителя. Сегодня это легально делают через создание научно-промышленных консорциумов на разных направлениях. Процесс уже идет. Рынок меняется на глазах. При этом конкуренция, в том виде, какой мы ее привыкли представлять за годы рыночной утопии, тоже меняется. Она сегментируется – уходит в узко-отраслевые ниши. Она становится крайне востребованной на уровне субконтрактации и субподрядных отношений. Это конкуренция среднего производственного бизнеса за участие в больших индустриальных корпоративных проектах.

Важно!

Минпромторгом России подготовлен проект изменений законодательства, связанных с уточнением происхождения российских промышленных товаров. Эти изменения будут внесены в «Закон о промышленно политике РФ».

В понятийном аппарате Проекта встречаются термины «промышленность Российской Федерации», «отечественный товар», «отечественное решение», «российские товары», «российский производитель промышленной продукции», «российская промышленная продукция».

Впервые в законе содержится официальное определение термина «технологический суверенитет». Это направление промышленной политики в целях обеспечения необходимого уровня самостоятельности Российской Федерации в области промышленного производства, в том числе посредством преимущественного использования отечественных товаров, материалов, сырья и технологий, разработанных на основе отечественных решений;»

Автор: Андрей Троянский

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.