Правительство страны мучительно долго приходит к пониманию того, что промышленность сама по себе развиваться не может. Недостаточно просто создавать комфортные инвестиционные и правовые условия. Помимо благоприятной среды необходима сама индустриальная политика: с техническими требованиями, обязательными для исполнения, с механизмами запуска «заведомо убыточных проектов», с конкретизированными программами гарантированного сбыта и управлением производственной кооперации.
К сожалению, весь прошедший год, несмотря на СВО и совершенно новое состояние страны, отрезанной от технологий и внешних рынков, прошел в лихорадочных попытках адаптироваться к новой реальности старыми методами. В некоторых кабинетах по-прежнему продолжают витать в фантазиях так называемого «экономизма», думают, что стоит предоставить меры поддержки, и все вдруг начнет расти и развиваться само собой.
Безусловно правильные и эффективные платформы Фонда развития промышленности (ФРП) и ВЭБа, даже будучи переполнены финансовыми вливаниями через край, не привели к перезапуску российской экономики на новых принципах.
Загрузка полного цикла – показатель управленческой компетентности
Антиподом такого подхода является экономика ближайшего партнера РФ – Узбекистана. В 2010 году была запущена программа развития текстильной отрасли с конкретной задачей – за десять лет перейти к полной переработке всего производимого хлопковолокна внутри страны. Было закуплено оборудование для переработки сырья на 110%. Узбекистан превратился в крупнейшую текстильную державу на континенте, которая теперь докупает (!) сырой хлопок, вместо того, чтобы примитивно гнать его за рубеж. Парадокс в том, что сегодня российская текстильная промышленность поставлена в технологическую зависимость от узбекских тканей и волокон. Возникает резонный вопрос: если наши чиновники так сильно любят свободный рынок и международную кооперацию, что не в состоянии отказаться от нее даже под страхом ареста иностранных активов, то, может быть, пора импортировать из Узбекистана не только технологии, но и эффективных менеджеров. Вместо невменяемых отечественных, молодые и перспективные «бизнес-легионеры» из Средней Азии справятся с задачей строительства российской промышленности полного цикла (от сырья до станков). Импортные волокна ведь вполне взаимозаменяются российским льном, а спрос на внутреннем и внешнем рынках есть, деньги и режимы поддержки давно созданы.
– Станкостроение – это индустрия, которая организует технологический суверенитет. Она не велика по оборотам, но с точки зрения базовой экономической безопасности и элементарного здравого смысла – это основа. Какие станки мы выпускаем, в какие линии и гибкие производства мы их ставим? Без станкостроения технологический суверенитет – это красивая абстракция, – поясняет Юрий Крупнов, член совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, председатель наблюдательного совета Института демографии миграции и регионального развития.
Два года назад Правительством была принята стратегия станкостроения, в которой сообщается, что главная цель – побеждать в мировой конкуренции. Теперь нужна внятная программа действий, как это сделать и руководители, которые за это будут отвечать.
Суть не в форме собственности (государственная или частная) – а в наличии вертикальной системы персональной ответственности за индустриализацию.
В Торгово-промышленной палате Российской Федерации верифицировали 100 наукоемких национальных индустрий, которые необходимо создавать с нуля, чтобы не остаться за бортом прогресса, и сохранить самостоятельность Русской цивилизации.
Наиболее актуальные примеры таких индустрий:
- Экомаш, водоочистка, фильтрация выбросов на предприятиях. То, что в СССР действовало как самодостаточная отрасль, сегодня за огромные деньги импортируется из-за рубежа. Замечательный проект Норникеля по внедрению сероулавливающего оборудования находится в тотальной зависимости от импорта каталитических систем.
- Индустрия катализаторов. Все без исключения российские НПЗ также в стопроцентной ипортозависимости от зарубежного оборудования. Если перекроются Азиатские рынки, то страна банально останется без бензина и прочих видов топлива.
- Станкостроение. Прежде всего, специальное тяжелое станкостроение, аддитивные технологии. В этой части Российская Федерация все еще сохраняет немалый технологический задел. В то время как по многим видам станков отставание уже становится безнадежным.
- Авиапром. Малая авиация и гражданское самолетостроение, в т.ч. широкофюзеляжное.
- Индустрия развития городов. Собственные системы пространственного и экономического проектирования. Помимо собственных задач переосвоения Севера и Сибири, есть еще обширный глобальный рынок, которому в ближайшее время потребуется строительство порядка 3 тыс. городов-миллионников (элементарная математика растущей численности населения Земли). Страшно представить, если РФ покажет свои нулевые методы проектирования и строительства городов, вместо которых доминирует стихийная рыночная застройка. Хотя собственные передовые продукты на этом направлении у страны уже есть – это уникальная пространственная система градостроения и экономического проектирования занятости ГЭО ВЭБ, разработанная одноименной корпорацией развития и презентованная на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в 2022 году. Система есть – нет практического примера ее применения на земле, надеемся, что пока.
- Подшипники. Технологическое отставание в этой архиключевой и архибазовой отрасли – является чудовищным. Но это не значит, что можно опускать руки и надеяться, что нам все поставит заграница. Следует сосредоточить усилия на инновационных секторах – на условных керамо-подшипниках и нацеливаться на упреждение, на опережающую индустриализацию.
- В равной степени требования опережающего инновационного развития касаются микроэлектроники. Здесь актуально не гнаться за тонкими топологическими нормами, а сосредоточить усилия на производстве средств производства. Изготавливать собственные рентгеновские литографы для производства современных чипов можно всего за два-три года, за счет консолидации ресурсов отечественных коллективов, считает научный руководитель Национального центра физики и математики (НЦФМ), академик Александр Сергеев. Возможно, проект возьмет под свое крыло корпорация «Росатом».
Российские управленцы опаздывают с реакцией на международные события. Даже чтобы оставаться сырьевым донором крупных мировых субъектов нужна понятная промышленная политика, а не игры в свободную экономику.
Россию вытеснили с мирового газового рынка. Это оставляет без применения порядка 150 млрд кубометров газа, которые запросто не перебросишь в Китай. Даже если реализовать мечту о создании автономной индустрии СПГ (которой тоже нет), – это позволит реэкспортировать еще около 50 млрд кубов. Куда девать оставшиеся 100? Никто в Правительстве не собирается каждую неделю и не обсуждает, как локализовать эти лишние кубометры. Нужна глубокая переработка, создание системы тонкой нефтехимии. Характерный пример – газомобили. В условные «Жигули» предлагают втыкать теоретическое газомоторное оборудование, отпилив часть двигателя, под государственную субсидию. Конечно же, по замыслу авторов идеи, все это должно возникнуть само собой при поддержке мифического бизнеса. Никто не озадачился не то что программой создания специализированных моторов, даже элементарной сетью заправочных станций.
Нет стандартизации – нет будущего
Еще одним неотвратимым условием, без реализации которого про технологический суверенитет можно забыть, является институт обязательной промышленной стандартизации, предусматривающей жесткую дисциплинарную ответственность за уклонение от технических требований, за несоблюдение стандартов. Грезить о развитии промышленности без обязательных стандартов – все равно что заставлять летать того, кто рожден ползать.
Примеры эффективной обязательной стандартизации в России есть. К сожалению, они являются эпизодическими и обязательность стандартов распространяется только на предприятия и компании, входящие в экосистему отдельно взятой корпорации. Безупречная система стандартов имеется у Росатома. В чистом виде эта госкорпорация является прямым наследником советского Министерства среднего машиностроения. Каким-то чудом вся научно-технологическая иерархия и инфраструктура министерства от НИОКРов до промышленного прототипа и его вывода на рынок сбыта сохранились в Росатоме в первозданном виде. Но есть позитивные примеры и из новейшей истории. Недавно «Газпромнефть» создала собственный институт стандартизации, чтобы импортозамещать комплектующие для нефтяного оборудования. Институт уже год выпускает стандарты по конкретным типам оборудования. Увы, единой сквозной системы обязательных стандартов в РФ не существует.
Автор: Андрей Троянский